Московский Пасхальный фестиваль – одно из самых масштабных и амбициозных начинаний Валерия Гергиева. Знаменитый петербургский дирижер давно предпринимает впечатляющие музыкальные «набеги» на Москву, причем не ограничивается концертными залами и Большим театром. Он выступает и на Красной площади, и на Васильевском спуске, и на Поклонной горе, где управляет сотнями музыкантов сводного оркестра.
Но сколь бы грандиозными ни были подобные акции, они до сих пор оставались «разовыми». И вот год назад Гергиев увлек Юрия Лужкова идеей устроить в Москве регулярный пасхальный фестиваль – похожий на те, какие проходят каждую весну чуть ли не во всех европейских столицах. Мэр щедро предоставил средства и залы (говорят, в консерватории отменили давно запланированные концерты, заплатив неустойки). На пресс-конференции он даже заявил, что «культура не является привилегией двух столиц», поэтому фестиваль хорошо бы провести и в других городах России. Кроме того, предприятие получило благословение патриарха, который вместе с мэром возглавил оргкомитет.
Правда, первый блин вышел комом. Устроители не стали вдаваться в тонкости вроде того, что европейские пасхальные фестивали – настоящие академические акции,что их программы готовятся за два-три года, а не за месяц до начала, и что репертуар подбирается не в зависимости от того, каких исполнителей удалось поймать в последний момент, а сообразно теме.
История европейских пасхальных фестивалей уходит корнями в Средневековье. Суть этих музыкальных акций изначально состояла в том, чтобы после рождественских карнавалов и последующего сезона балов вновь настроить публику на возвышенный лад. Поэтому до сих пор в программах европейских пасхальных фестивалей преобладают мессы и всевозможные светские хоровые произведения, строгая камерная музыка. Большинство концертов проходит в церквях и дворцовых капеллах. В репертуар включаются и современные сочинения, как инструментальные, так и театральные. Но предпочтение отдается серьезным опусам.
У наших устроителей в прошлом году попросту не было времени разработать какую-либо концепцию: на подготовку было отведено около двух месяцев. В такой ситуации привлечь внимание публики можно было только размахом мероприятия, и размах обеспечили. Почти две недели меломаны разрывались между концертами симфонической и хоровой программ, а также акциями «Звонильной недели» – концертами колокольной музыки в храмах (вообще-то пасхальные звоны устраиваются в православных церквях на протяжении многих веков, без всякого фестиваля). Но ни интересных трактовок, ни новых исполнителей на фестивале не оказалось. Из числа всемирно известных звезд удалось привлечь только скрипача Вадима Репина и певицу Ольгу Бородину. Но и они ничем не блеснули.
На этот раз есть основания надеяться, что кроме колокольного и рекламного звона на фестивале будет и музыка. Среди участников значится Михаил Плетнев, один из самых серьезных современных российских пианистов, чьи выступления всякий раз становятся художественным событием. Он собирается играть Третий фортепианный концерт Рахманинова, который не исполнял в Москве много лет. Молодая, активно «раскручиваемая» в последнее время солистка Мариинского театра Анна Нетребко споет Концерт Глиэра для голоса с оркестром (он был написан в свое время для Антонины Неждановой и исключительно редко звучит в концертных программах). Пройдет парад хоровых коллективов России, в котором примут участие и зарубежные гости. В том числе и весьма уважаемые: болгарский хор Angelite, греческий Византийский хор Angelopoulos, сербский хор Dragoslav и знаменитый английский The Sixteen. Этот хор, основанный Гарри Кристоферсом в 1977 г., сейчас считается лучшим в Великобритании. Он исполняет произведения пяти веков – от музыки раннего Ренессанса и барокко до сочинений крупнейших современных композиторов.
Кроме того, приедут солисты, занимающие ведущие позиции в концертной жизни Европы и Америки, но практически не выступающие у нас. Например, великолепная скрипачка Виктория Муллова, победившая на Международном конкурсе имени Чайковского в 1982 г. и вскоре эмигрировавшая в Европу. До сих пор мы знали о ней лишь то, что она была женой знаменитого дирижера Клаудио Аббадо. Между тем Муллова сделала серьезную карьеру. Она регулярно выступает на крупнейших мировых фестивалях – Зальцбургском, Люцернском, BBC Proms, City of London Festival, Венском Пасхальном и других. Выпускает множество экстравагантных записей (в ее последний альбом Through the Looking Glass вошли композиции Майлса Дэвиса, «Битлз», Дюка Эллингтона). Руководит камерным коллективом The Mullova Ensemble, с которым исполняет старинную музыку.
Приедет английская певица Дебора Йорк, одна из лучших исполнительниц барочного репертуара, знаменитые пианисты Кун Ву Пек и Катя Лабек, известная по выступлениям в фортепианном дуэте со своей сестрой Мариель и с великими джазменами – тем же Майлсом Дэвисом, а также Чиком Кориа, Херби Хэнкоком и Джо Завинулом. Ожидается норвежский дирижер Рольф Гупта, художественный руководитель фестиваля скандинавской музыки Magma в Берлине, прославившийся тем, что умеет по-новому играть популярный классический репертуар XIX–XX веков.
По нынешним временам этого вполне достаточно, чтобы считать состоявшимся не только предприятие Гергиева, но и весь концертный сезон, не баловавший московскую публику обилием интересных гастролеров. Но главную ставку организаторы фестиваля делают на оперу «Борис Годунов», которую готовят на Соборной площади режиссеры Андрей Могучий и Михаил Панджавидзе. Именно этот спектакль является символом фестиваля, именно на него приглашены первые лица государства. Для постановки в Кремль привезут 23 тонны металлоконструкций и 30 кубометров дерева, чтобы соорудить амфитеатр на 1,5 тыс. мест, помост сцены пятиметровой высоты, двухэтажную декорацию, семь башен высотой до 16 метров для звукового и светового оборудования. Кроме того, 8 тонн всевозможной аппаратуры, пять светодиодных экранов разных размеров, а также уйму костюмов и разнообразного реквизита. Стоит ли удивляться, что фестиваль, который может позволить себе такие расходы, везет исполнителей оперы из Петербурга, хотя уж на «Годунова»-то певцы нашлись бы и в Москве.
Уверяя общественность в том, что столица России обзавелась европейским праздником и тем самым приобщилась к цивилизованному миру, устроители Московского Пасхального фестиваля слегка лукавят. Престиж иностранных прообразов гергиевского проекта обеспечен уровнем и качеством музыкальной стороны дела и строгим соблюдением рафинированных академических канонов, а главное – многовековой традицией. У нас же солидные музыкальные акции фестиваля предстают не главными составляющими проекта, а лишь украшениями помпезного светского шоу.
"Еженедельный Журнал", 22 апреля 2003г.
[оригинал статьи]