В 2006 году в России впервые прошло судебное заседание по иску против преподавания теории Дарвина в школах. По мнению петербургской школьницы Мария Шрайбер, "безальтернативное изучение теории эволюции нарушает её права и оскорбляет религиозные чувства".
Истица утверждала также, что преподавание эволюционной теории нарушает закон "О политических партиях", поскольку "антирелигиозное, атеистическое учение Дарвина" основывается на марксистско-ленинских идеологических принципах, что "указывает на закрепление марксистско-ленинской идеологии".
Процесс получил широкую огласку и занял свое место в череде т.н. "обезьяньих процессов", происходивших в мире в течение 20-го века.
Отношение общества к данному прецеденту варьируется в очень широком диапазоне, от заявлений о том, что "атака на дарвинизм лишь наиболее яркий пример вмешательства мракобесия в жизнь нашего, пока еще светского, общества", до утверждений, что теория креационизма "более разумна" и апелляций к мнению большинства мировых религий. Высказывалась и точка зрения, предполагающая объективный диалог.
Так, диакон Андрей Кураев в одной из статей призвал оставить место для дискуссии при отстаивании эволюционной теории происхождения мира: "Мы не хотим отрицать и противоборствовать. Мы просто хотим, чтобы гипотезы оставались гипотезами, а естествознание и философия не подменяли друг друга".
Насколько надуманным представляется данный процесс в условиях современного мира? Может ли в дальнейшем идти речь об изъятии преподавания эволюционной теории из школьной программы? Возможно ли преподавание теории креационизма в современной школе светского государства?
В попытке объективно оценить значимость этого события в череде наиболее заметных тем 2006 года с 9 по 19 января 2007 года будет проведено голосование "Религия и СМИ. Резонанс-2006".