Церковь для любого православного человека является опорой в жизни, местом, куда не могут вторгнуться суета, беспокойство, тоска. Только здесь христианин недоступен для соблазнов, грехов и злобы. Только церковь дает человеку уверенность в завтрашнем дне, надежду на чудо. И когда он подходит к иконе, осеняет себя крестом, шепча молитву, вряд ли в такие минуты думает о создателе этих икон, об их происхождении.
Тем не менее за каждой из этих икон стоит человек. Мастер. Художник. Иконописец.
Иконы, иконы, иконы... кисточки, опять иконы. Они разные: маленькие и большие, завершенные и только начатые. Религиозные книги, опять иконы. Здесь ощущается мягкий, едва ощутимый запах ладана.
Но это не комната священника или инока. Это мастерская иконописца, зачастую являющаяся и его домом. Оказавшись здесь, вы сразу понимаете, что это помещение творческого человека. Здесь царствует легкий беспорядок, в котором сочетается, казалось бы, несочетаемое обыденное с духовным. Вот кровать, на стене висят полки, шкафчики, напротив стоит телевизор, на нем DVD-плеер. И в тоже время полки с религиозными книгами, в шкафчиках находятся принадлежности для написания икон, да и сама комната больше напоминает маленький церковный зал. Здесь тихо, ощущаются умиротворение и благодать.
Иконописание вид искусства, не похожий ни на какой другой. Художник должен не просто иметь талант к рисованию, но также быть человеком верующим, соблюдать все посты и обязательно молиться. Иконописцы молятся часто: перед едой и после, перед началом дела и по окончании его, перед сном и после сна. Кстати, при встрече со знакомыми они обязательно целуются трижды.
Процесс создания иконы нелегкий: мастер не может просто так взять холст и написать ликсвятого. Все начинается с подборки иконной доски (лучше всего подходит для этого липа). Древесина должна "умереть", иначе краски быстро осыпятся. Приготовив основу, доску следует покрыть животным клеем, наклеить поволоку (марлю), а сверху нанести левкас (мел, животный клей и масло). Наносят его тщательно, в несколько слоев, причем каждый должен просохнуть. Уже потом наносится рисунок вручную или с помощью кальки.
Краски для самого изображения растирают. Как только икона написана, ее покрывают олифой для того, чтобы сохранить на долгие века. Существует множество канонов и ограничений. Например, живописец вкладывает в картину частицу себя, а иконописец свою веру.
Икона прошла долгий-долгий путь: в византийские времена изображение Всевышнего было кощунством, страшным грехом, художников казнили, в наше время образам поклоняются, в доме каждого христианина они обязательно есть. По словам самих иконописцев, в наше трудное и злое время их работа как никогда востребована. Они пишут не только для храмов, но и для частных домов. Стоимость иконы, по заверениям "святых" художников, колеблется от нуля до бесконечности. Для сравнения, икона с половину газетного листа стоит 300 400 долларов (без оклада).
"Мастерами такого дела становятся не сразу: может пройти много времени, пока человек почувствует в себе талант, присутствие Бога и ощущение того, что он способен доказывать свою любовь к Нему через свои дела", рассказывает Евгений Мамиконян, известный иконописец. Свою "карьеру" он начал в достаточно зрелом возрасте.
"Первое изображение святого я нарисовал на обоях моей приятельницы", смеется Евгений. В то время не было специальных школ, поэтому для него стала большим счастьем возможность учиться у известного испанского иконописца Дионисио Гарсиа. Евгений Мамиконян написал множество икон, многие из них обрели второй дом в США, Голландии, Армении, Франции, в Крыму.
"Иконописание это смысл и одновременно стиль жизни", считает другой ученик известного испанца Виктор Криворотов. Именно он и его помощница монахиня Василиса отреставрировали храм Казанской Богородицы в Горненской обители в Иерусалиме, храм Рождества Богородицы во Владыкино, расписали иконостасы для Троицкого монастыря в городе Алатырь (Чувашия), в Княгининском женском монастыре во Владимире. В алтаре храма Христа Спасителя перед жертвенником тоже их икона "Се гряду скоро". А еще их работы можно увидеть в храмах "Большое Вознесение" и Девяти мучеников Кизических, Святой мученицы Татианы и Святых Бориса и Глеба... Икона окно в иной мир. Это как телефонная связь между людьми, только здесь соприкасаются материальный мир с духовным. Иконописцы посоветовали истинным православным христианам иметь у себя в доме иконы Спасителя, Святой Богородицы и своего святого. В идеале в доме должен быть красный угол, расположенный на востоке, где должны находиться все иконы. Кстати, оказывается, антикварные иконы можно покупать так же, как и обычные у посторонних людей. А мироточение (когда икона выделяет миро жидкость, состоящую наполовину из масла и воды) это не просто выделение иконного масла, как считают иные циники.
"Какая краска может течь из репродукции иконы? " возмущается Виктор Криворотов. Например, в храме Преображения Господня на песках какое-то время назад мироточили все иконы. Это самое настоящее чудо, причем дело вовсе не в святости иконописцев, а в силе человеческих молитв. И привел в пример историю, которую в свою очередь хочу поведать вам.
Однажды в Казани одной маленькой девочке приснился сон, в котором к ней явилась Святая Богородица. Она указала место, где спрятана Казанская икона Богоматери. Проснувшись, девочка рассказала этот сон взрослым, однако ей никто не поверил. Так повторялось несколько раз, пока один богослуживец не внял словам ребенка и в указанном месте не раскопали Казанскую икону, которая была совершенно новой и нетронутой ни временем, ни сыростью. Так что верьте в Бога, внимайте снам и прислушивайтесь к своему внутреннему голосу: кто знает, может быть, кто-то из вас пополнит число московских иконописцев.
Под Рождество частенько случаются чудеса. Одно из них вера, которая к каждому приходит по-разному, но всегда вовремя.
г. Подольск
10.01.2007
Источник: Подмосковье-Неделя