ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

История колоколов: благовест, звон, трезвон

Волнение, которое мы испытываем, слыша колокольный звон, издревле считалось божественным вдохновением

Илья Окунев :: 10 января 2007

Каждый, кто совершает сегодня экскурсию по территории Московского Кремля, проявляет большой интерес к Царь-колоколу, который считается одной из главных достопримечательностей. Он был отлит искусным мастером Иваном Маториным и его сыном, Михаилом, 25 ноября 1735 года. Однако висеть на колокольне ему тогда не довелось. Его постигла та же участь, что и его предшественника, ставшего жертвой пожара 1701 года.

Новый Царь-колокол еще находился в яме, где был отлит и покоился на двенадцати дубовых сваях, когда весной 1737 года произошел пожар и огонь охватил сарай, построенный над ямой. Его принялись тушить, заливая водой. Бревна, на которых держался колокол, не выдержали, он упал и раскололся... Только спустя почти сто лет, 23 июля 1834 года, поврежденный колокол был извлечен из ямы и установлен на гранитный пьедестал возле Ивановской колокольни, где и находится по сей день.

Царь-колокол – выдающееся произведение литейного искусства. По величине и отделке он занимает первое место не только среди кремлевских колоколов, но во всем мире. Вес его – 12 000 пудов (192 тонны).

История появления и существования колоколов вообще представляет большой познавательный интерес. И есть смысл совершить своего рода экскурсию в историю этих орудий благовеста.

Первые сообщения о литье колоколов русскими мастерами относятся к XIII веку. В XIV веке их производство сосредотачивается в Москве. В ту пору прославился россиянин Борис, который отлил много колоколов для соборных храмов. Числом, богатством, красотой формы и отделки, благозвучностью колоколов Россия всегда занимала первое место в мире.

Достаточно сказать, что на колокольне Ивана Великого самый большой колокол весом 4000 пудов (64 тонны), а их было более тридцати, отлил мастер Богданов. В Санкт-Петербурге самый большой колокол, отлитый мастером Стуколкиным, находился на Исаакиевском соборе. Славился по величине и колокол Троице-Сергиевой лавры. Замечательной певучестью звука отличался колокол, отлитый мастером Григорьевым.

В России колокола появились одновременно с христианством. Первые упоминания о них встречаются в летописи, относящейся к 988 году. Поначалу они звучали при храме Софии в Новгороде, в церквах Киева, Полоцка, Владимира. В домонгольский период они существовали во всех кафедральных соборах и храмах стольных городов.

Развитие колокольного дела было связано с усилением великокняжеской, а затем и царской власти. Особенный интерес к колоколам проявили последние Рюриковичи – Иоанни Грозный и Федор Иоаннович. При них колокольно-литейное производство в Москве процветало. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол, получивший название "Благовестник", который весил 1000 пудов.

О пристрастии Иоанна Грозного к колоколам написал в одном из своих произведений А. Толстой:


Звон медный несется, гудит над Москвой,

Царь в смирной одежде трезвонит:

Зовет ли обратно он прежний покой,

Иль совесть навеки хоронит?

Но часто и мерно он в колокол бьет,

И звону внимает московский народ,

И молится, полный боязни,

Чтоб день миновался без казни.

Интересно, что А. Суворов, отправляясь в поход в Швейцарию, сам звонил в колокола церкви, построенной им в селе Кончанском Новгородской губернии.

Создание колоколов и пожертвование их церкви считалось на Руси благим делом. Русская церковь всегда занимала первое место в мире по числу колоколов и любви людей к колокольному звону.

А вообще-то изобретение колоколов относится к глубокой древности. Родиной их была Азия. Древнейший дошедший до нас колокол – ассирийский – относится к 824 году до Р. X. Ровесниками его по древности являются японские и китайские колокола. Затем через Египет и Сирию колокола распространились по всему миру.

Их появление было связно с религиозным культом. Волнению, которое вызывала музыкальная мелодия, приписывали божественный характер. Это волнение считали вдохновением, исходящим от божества.

Колокол стал непременной принадлежностью похорон. С древних времен считалось, что колокол обладает способностью отгонять злых духов, нечистую силу. Кроме того, по древним представлениям, колокол обладает способностью вызывать дождь, отгонять молнии...

В античные времена колокола вешали у входных дверей, использовали в домах для вызова прислуги. Ударами в колокол поднимали по утрам рабов на работу. В Риме извещали об открытии общественных бань. В сельской местности стало обычаем вешать колокольчик на шею лошади, коровы, осла, мула, для того чтобы не потерялись во время выпаса. Имел колокольчик и другой смысл – исцелительный и охранительный.

Церковные колокола использовались в государственных и общественных целях. В набатный колокол звонили в случае опасности, угрожающей городу. Им оповещали о пожаре. В него звонили для сбора народа. Большое влияние на звук колокола оказывают форма и толщина стен, отношение диаметра к высоте. Все это сказывается на красоте и чистоте звука. Искусство мастера и заключается в том, чтобы к составу сплава, состоящего из меди, олова и цинка, подобрать подходящую для будущего колокола форму.

Колокольный звон имеет свои названия. Благовестом называется звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько, но не во все одновременно, а в каждый по очереди. В последнем случае благовест называется перезвоном, или перебором. Благовест в течение дня звучит трижды – к вечернему, утреннему и дневному богослужению. Собственно звоном называется звон, при котором ударяют в два и более колоколов вместе. Звон в несколько колоколов в три приема называется трезвоном.

10.01.2007

Источник: Крестьянская Русь

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /