ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сходила я на "Остров" (Взгляд православного человека)

Евгения Власова :: 10 января 2007

С тех пор, как фильм вышел на экраны, я не слышала ни одного критического отзыва. Хвалят поголовно все – и христиане, и люди, далекие от Церкви. Внемля стройному хору одобрений, трудно было не поддаться волне массового восторга. Я шла на "Остров", почти уверенная в том, что пополню ряды его горячих почитателей. Просто не верилось – неужели у нас наконец-то появилось по-настоящему хорошее православное кино? Увы, чуда не произошло. Закон непоколебим: фильмы, делающие огромные сборы и вызывающие зрительский ажиотаж, не могут быть глубокими. Знаю, что не встречу понимания, но не могу не сказать: "Остров" – слабый, лубочный фильм о христианстве, снятый человеком, ничего о нем не знающим.

"Не вижу сейчас в нашем времени ничего остро характерного... Начались регулярные будни. Мы просто живем. И это, наверное, хорошо. Потому что можно заниматься собой, не гоняться за деньгами, за успехом. Можно перестать бояться за будущее, не рисковать поминутно быть раздавленным ситуацией, жить, не чувствуя себя ни жертвой, ни палачом", – это слова Павла Лунгина, сказанные им в одном из многочисленных интервью. Лично мне с этим трудно согласиться. И время наше, как мне кажется, имеет свои характерные приметы, и у современного человека вроде бы нет оснований расслабляться и не бояться за будущее. По крайней мере, среднестатистический российский гражданин не испытывает особой уверенности в завтрашнем дне, не говоря уже о чувстве защищенности. У парижского режиссера другие ощущения. Возможно, в этом и кроется корень наших с ним несогласий. У нас разная жизнь, разная Россия, разное представление о вере.

На мой, чисто субъективный, взгляд, в фильме "Остров" очень много православия и очень мало Бога. Есть некий старец Анатолий (Петр Мамонов), личность экстравагантная и непредсказуемая, грешник в прошлом и святой чудотворец в настоящем. Он-то и является не только центральной фигурой сюжета, но и главным объектом интереса авторов фильма. "Самая большая загадка – это человек... Приближение к ее разгадке и есть, на мой взгляд, искусство", – говорит Лунгин. Однако "разгадывать" личность можно по-разному, присматриваясь к ней с самых разных сторон и помещая в самые разные ситуации. И уж если браться за тему личности в христианстве, то неплохо было бы поближе познакомиться с самим христианством, включить в сюжет и сам предмет христианской веры. Для создателей фильма таким предметом веры, похоже, стал сам старец.

Все люди, прибывающие к нему с большой земли, по сути однотипны: сначала обращаются за помощью, веря в чудотворного старца, а потом не хотят следовать его пророческим указаниям. Стоит старцу посягнуть на их привычный жизненный уклад, как они готовы бежать, отказавшись от предложенной благодати. Слаба их вера, ох слаба! – обличает фильм. Как будто верно. Действительно, ни один христианин не может быть до конца уверен в своей готовности отречься от всего, что дорого, и подобно апостолам последовать за Христом. Именно за Христом! Фильм же ставит знак равенства между Богом и неким старцем, монахом, всего лишь человеком, пусть и мистически одаренным, преподносит последнего как истину в конечной инстанции. Этакий культ старчества, очень, кстати, распространенный у православных соотечественников. "Остров" отражает стремление современного человека найти не Христа, а старца", – сказал один православный священник. Чуть ли не каждый кадр фильма – подтверждение этому.

Бог в фильме задвинут на самый дальний план. Даром что отец Анатолий бесконечно цитирует Священное писание. Церковно-славянские тексты тяжелы на слух и малопонятны неподготовленному зрителю. С экрана они воспринимаются скорее как нечленораздельный шаманский наговор. Лунгин – человек "верующий, но нецерковный", как он сам о себе говорит, смакует их звучание, как иностранец матрешку. Мне же такая игра с формой вне содержания кажется довольно неуместной. Когда же Мамонов, стоя перед камерой крупным планом, читает от начала до конца молитву о болящем, это, на мой взгляд, выглядит просто кощунственно – есть глубоко личные вещи, никак не пригодные для выставления на всеобщее обозрение. Но Лунгину кажется, что все пригодно для разглядывания и превращения в лозунг. Однако даже многих православных зрителей не покоробило, когда их буквально заставили смотреть в лицо "старцу" в момент молитвы, за которой тут же – чем не фокус в цирке – последовало исцеление. Таких тем, как святость, юродство, по-моему, если и можно касаться, то очень осторожно и тактично, с большим уважением и трепетом. Так же, кстати, как и темы беснования, слишком неоднозначной и мистически загадочной, чтобы демонстрировать ее с экрана в виде чудовищных кривляний.

По признанию самого режиссера, никто из служителей культа создателей фильма не консультировал. Иногда обращались к священнику с частными вопросами – не более того. Неудивительно, что более подробных консультаций Лунгину не потребовалось: он снимал фильм не о православии, как оно есть, а о православии, как он себе его представляет. Такое вот чудотворно-лубочное православие, наверное, как раз во вкусе иностранцев, судящих о русском народном искусстве по телевизионным пляскам девушек в кокошниках. Дюжев-монах, несущий на спине огромный голгофский крест, сгибающийся и спотыкающийся под его тяжестью на фоне северного неба – типичный "кокошник", кадр, банальный до безвкусицы. И зачем потребовалось водружать столь пафосный крест размером с памятник на могиле смиренного старца? В действительности монахов хоронят иначе.

| (Фото: ostrov-film.ru)

Наконец, никто из восторженных критиков не заметил явного плагиата: конфликт о. Анатолия с о. Иовом (тот самый Дюжев) – точная копия конфликта Андрея Рублева с монахом Кириллом. Та же тема зависти и гордыни, озвученная почти теми же словами.

В общем, как мне кажется, картина получилась весьма поверхностной. Копирование формы без погружения в смысл не может передать глубины веры. И не передало. Образ истинного старца так же далек от нарисованного в фильме, как образ настоящего мушкетера от Д"Артаньяна в исполнении Боярского.

И все-таки... Хорошо, что этот фильм вышел. Хорошо, что он потряс умы миллионной аудитории. Что современный массовый зритель готов ходить не только на "Волкодава" и "Ночной дозор", что он способен воспринимать с экрана серьезные темы и живо на них реагировать. Хорошо, в конце концов, что фильм дал нам возможность увидеть замечательную игру Петра Мамонова, своей серьезностью и глубиной сильно диссонирующую с общим уровнем ленты. Свое отношение к религиозному искусству Мамонов определяет так: "Вот читаю у митрополита Антония Сурожского: "В момент, когда художник старается сделать из своего дела, мастерства иллюстрацию своей веры, это большей частью становится халтурой". Пример иеромонаха Романа, Жанны Бичевской и прочих только отвращает от христианства. У людей нормальных, которые имеют вкус и ум, просто не может быть другой реакции. Как же быть? Снова митрополит Антоний: "Если художник пропитан своей верой, ему не нужно сличать с ней свое вдохновение, потому что они не только переплетены – они составляют одно". То есть делай, что хочешь: веруй, молись, грехи свои истребляй, но твори, как тебе сердце велит! Насколько ты вырос духовно, настолько ты и выдашь. А если изберешь тему "Милый Боженька, слава Тебе", а сам – гнилой, это двусторонний грех: ты и людей путаешь, и сам врешь".

Парадоксально, что именно Мамонов, столь высоко ценящий искренность в вере и искусстве, оказался участником фильма, не превосходящего уровень "иллюстрации веры". Кажется, он единственный, кто переживает происходящее в фильме изнутри, единственный, кто реально и всерьез задается духовными вопросами. Думаю, что своим успехом "Остров" во многом обязан именно убедительной и искренней игре Мамонова.

Перед человеком, далеким от религии, фильм действительно может поставить серьезные вопросы: о предательстве и покаянии, о том, как сложно простить себя, и о Божьем милосердии. Я рада за тех, для кого эти темы прозвучали с экрана как откровение. Восприятие христианства неверующим человеком и правда, наверное, сродни восприятию иностранца – оба смотрят со стороны. Здесь взгляд Лунгина удивительным образом совпал со взглядом среднестатистического российского зрителя. Удивительнее другое – стройный хор восторженных отзывов со всех сторон неожиданно обнаружил, что и люди, считающие себя православными и церковными, находятся примерно на том же уровне христианского сознания и православной культуры.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама