ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Церковь с бутылочкой

Наталия Перевезенцева :: 12 января 2007

Отшумели долгие новогодние праздники. Увы, не все российские граждане имели возможность культурно отвлечься от трудовых будней, осматривая достопримечательности Европы, греясь на Канарах или летая на лыжах по альпийским долинам и взгорьям. И праздники прошли, как проходят у нас всегда затянувшиеся выходные... Словом, пора вспомнить о трезвости, тем более что российская история располагает множеством примеров сознательного и добровольного обращения к трезвой жизни.

Конец девятнадцатого века... Представим себе огромные массы оторванных от родных мест людей, ютящихся по углам и баракам, работающих от зари до зари... Впрочем, об условиях жизни и труда рабочих нам известно – читали об этом у классиков. Да, грязь, непосильный труд, тяжелое до озверения пьянство... Но интересно, что в конце века именно среди рабочих масс зарождается самое широкое и непревзойденное до сих пор трезвенническое движение. Надо отдать справедливость духовенству, оно сумело его поддержать и возглавить. Одно из первых обществ трезвости было создано студентом Духовной академии Александром Васильевым (впоследствии протоиерей, последний духовник императора Николая II) на писчебумажной фабрике братьев Варгуниных. Известны и другие объединения трезвенников – например Борисоглебское, возникшее при церкви Бориса и Глеба на Калашниковской набережной, Большеохтинское, Колпинское. Но самое известное и самое многочисленное – Александро-Невское – было основано в 1898 г. отцом Александром Рождественским, священником небольшой деревянной церкви у Варшавского вокзала (как говорили тогда, "на Варшавке"). И нынешняя каменная церковь Воскресения Христова рядом с Варшавским вокзалом – памятник тому удивительному времени.

В народе эту церковь называли "церковь с бутылочкой". Говорили, что ее колокольня специально сделана похожей на винную бутылку. Еще церковь называли "кабацкой", потому что якобы на ее строительство отчислялось в течение года по одной копейке с каждой тысячи рублей прибыли всех кабаков Российской империи. Но это только легенда. А правда то, что строилась церковь около четырех лет в основном на народные пожертвования. Двадцать пять тысяч рублей пожертвовал император Николай II. Когда во время революции 1905 г. поступление средств практически прекратилось, что грозило остановкой строительства, купец Дмитрий Лаврентьевич Парфенов отдал на постройку церкви все свое личное состояние (многие тысячи рублей). В храме хранилась икона "Неупиваемая чаша", перед которой пьющие люди давали обет трезвости и молили об исцелении от пьянства.

Инициатором начала строительства каменного храма на месте ранее существовавшей деревянной церкви был о. Александр Рождественский. Храм заложили в июле 1904 г. по проекту известных архитекторов Г. Д. Гримма и Г. Г. фон Голи, освятили в 1908 г. Увы, о. Александр умер в 1905-м, не дождавшись окончания строительства. Но за 8 лет своего служения он успел объединить разрозненные группы трезвенников во Всероссийское братство, целью которого была не только трезвость, но и "развитие целостного христианско-органического начала жизни". Рядом с церковью по проекту того же Г. Г. фон Голи было

возведено трехэтажное здание школы и библиотеки с читальней. Кстати, главный колокол новой каменной церкви назвали "Отец Александр", в память об основателе общества. И еще о. Александр ввел в обычай крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву Приморскую пустынь на Петергофской дороге.

Обычно ходы проводились в одно из летних воскресений. С раннего утра у Варшавского вокзала собирался народ. Из церкви Воскресения Христова выходило духовенство. Шли по Петергофской дороге, неся кресты, хоругви. Иногда крестный ход растягивался на 1,5-2 версты. При подходе к Троице-Сергиевой пустыни к основной колонне присоединялись трезвенники из Царского Села, Ораниенбаума, Мартышкина, Красного Села. В 1914 г., например, в крестном ходе участвовало около 80 тысяч человек. Братия пустыни выходила навстречу паломникам, и в самом большом соборе обители совершалось богослужение. Богомольцев обносили хлебом и квасом, а во второй половине дня под колокольный звон они отправлялись в обратный путь.

Один из таких крестных ходов стал последним для о. Александра Рождественского. 12 июня он шел вместе со своей паствой в Троице-Сергиеву пустынь. Был жаркий день, и по приходе на место о. Александр выпил холодного кваса. Проболев почти месяц, он умер от брюшного тифа. Его могила сохранилась на Никольском кладбище Александро-Невской лавры – мраморный колокол, увенчанный гранитным крестом. Когда о. Александр начинал свою деятельность на ниве народной трезвенности, число его единомышленников не превышало ста пятидесяти человек. К моменту его смерти в 1905 г. в рядах Александро-Невского братства насчитывалось около семидесяти тысяч.

Большой вклад в трезвенническое движение внес святитель Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, расстрелянный большевиками в 1922 году. Он неоднократно возглавлял крестные ходы и паломнические поездки трезвенников, основал несколько обществ трезвости (в селах Рыбацком и Александровском, при церкви Петра митрополита в Ульянке, при храме-памятнике Феодоровской Божьей Матери на Полтавской улице).

Как поддерживало движение трезвенников правительство?

Известно, что Николай II был глубоко верующим человеком, часто и помногу жертвовал средства на богоугодные дела. Александро-Невскому обществу трезвости он подарил свою яхту "Марево". Ее переоборудовали в плавучую церковь, и каждую весну она отправлялась в плавание по Неве и по Ладоге. Ее прихожанами были жители прибрежных сел и рыбаки. Зимовала яхта-храм на Большой Невке у Новой Деревни. Здесь же в 1919 году она и была сожжена неизвестными.

Во второй половине 1896 года в России открылись попечительства о народной трезвости. В их задачу входили надзор за правильной торговлей спиртным, распространение "здравых понятий о вреде неумеренного употребления крепких напитков", отвлечение народа от пьянства. Часто попечительства возглавлялись членами императорской фамилии, видными губернскими чиновниками, богатыми купцами. Так, петербургским попечительством заведовал принц Александр Федорович Ольденбургский. Средства на счет попечительств поступали из следующих источников:

Интересно, что отчеты о деятельности попечительств включались в солидные многотомные издания "Статистика по казенной продаже питий", выходившие ежегодно.

Увы, с падением монархии стало не до трезвости. Так, последний крестный ход трезвенников в Петрограде состоялся весной 1917 года на Пасху. А бравые балтийские матросы – "гвардия революции" – быстро доказали, что проблема трезвости перестала быть актуальной для победившего народа.

Церковь Воскресения Христова "на Варшавке" в 1930 году была закрыта и возвращена верующим только в 1989 году. На Пасху 1990 года состоялась первая служба. И сейчас в храме, следуя призыву о. Александра Рождественского "За Христа, за трезвость!", служат молебны перед иконой "Неупиваемая чаша", и кто-то дает обет трезвости. На три месяца, на полгода, на год... на всю жизнь?..

10.01.2007

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /