Времена безраздельного господства научного атеизма нанесли урон не только Русской православной церкви как духовному институту. За семь десятилетий советского режима серьезно отстало от общемировых темпов отечественное богословие, в особенности такие его отрасли, как библеистика и патрология. Неудивительно, что важнейшие современные исследования в области истории православия зачастую выходят на католическом Западе. Альбом-монография Карла Христиана Фельми "Иконы Христа" из их числа. Автор этой работы профессор кафедры истории и богословия христианского Востока в университете Эрлангена-Нюрнберга, признанный специалист по истории православия, в частности по русской иконописи. Его труды высоко оценены и в нашей стране: недавно К.Х. Фельми стал почетным доктором богословия Московской Духовной академии.
Его книга-альбом самое солидное на сегодняшний день издание, посвященное иконографическим изображениям Сына Божьего. "Книга одновременно специальная и популярная. Ее автор, немецкий ученый, дает нам возможность увидеть образ Христа "с той стороны", по-новому почувствовать радость от встречи с Ним... Это настоящая молитва в красках", сказал на презентации альбома глава Издательского совета Московской патриархии протоиерей Владимир Силовьев. Иконы Иисуса Христа это живое воплощение христианства, и автор книги показывает, как развивался и видоизменялся запечатленный облик Спасителя. Среди иллюстраций и широко известные, и редко репродуцируемые иконы, мозаики, фрески, книжные миниатюры... Использованы, в частности, произведения из отдаленных российских монастырей и частных зарубежных коллекций. Издание (отпечатанное в Словении) получилось роскошное и торжественное.
Иконографический образ Христа прошел в истории церковного искусства сложный, тернистый путь. В трактовке раннехристианских апологетов и мыслителей-гностиков (I-III вв.), Христос непостижим и неописуем, а следовательно, неизобразим на иконах. Введение иконопочитания вызвало бурные споры, отголоски которых дошли и до наших дней. Первые христианские изографы изображали Христа безбородым юношей и добрым пастырем (мозаики V-VI вв. в Равенне). Но уже на византийских фресках времен императора Юстиниана Христос не только царит над овцами, но и правит всем миром. В катакомбах святых Петра и Марцелла (конец IV в.) Христос предстает зрелым мужчиной с длинными волосами и короткой бородой. Так сложился иконографический канон, в целом сохраняющийся и доныне. И даже короткий, но бурный период иконоборчества (VIII-IX вв.) не в силах был воспрепятствовать эволюции образа.
Сторонники иконопочитания апеллировали к так называемым аутентичным изображениям Христа. По преданию, однажды Христос, умыв лицо, приложил к нему убрус (плат), на котором отпечатался Его лик. Так возник канон "Спас на убрусе", или "Спас Нерукотворный", неотъемлемое украшение православных церквей. "Чтобы понять приверженность ранних христиан к рассказам такого рода, замечает профессор Фельми, необходимо помнить, что древняя Церковь предпочитала понятийному описанию повествовательный способ изложения богословия. В этом отношении Православная церковь является ее прямой наследницей... До сих пор многие православные не воспринимают легенды критически, считая их подлинными отражениями исторических фактов". Именно Спас Нерукотворный получил главенствующее значение в образной системе православия.
Чрезвычайно важен для русской иконографии также Христос Пантократор ("Господь Вседержитель") поясной образ Сына Божьего, держащего в левой руке Евангелие. Это наиболее древний и самый распространенный в православном мире образ воплощенного Бога. Лик Господа грядущего запечатлен на изображениях деисусного чина, иконах "Христос на престоле" и "Спас в силах". Менее распространены такие образы, как Спас Мокрая брада, Спас Ярое око и Христос Еммануил (младенец).
Образ Христа возникает и на иконах, изображающих историю Спасения. К XII веку, указывает К.Х.Фельми, сложился своего рода "комплект" из двенадцати икон, посвященных важнейшим праздникам Восточной Церкви. Иконы Рождества Христова, Страстей Христовых и Воскресения весьма значимы для понимания православного искусства. Как, впрочем, и более редкие каноны "Христос во гробе", "Евхаристический деисус", "Великий Вход", "Апокалипсис"... Все это, убежден автор альбома-монографии, составные части единой художественной традиции, присущей иконописцам России и Сербии, Греции и Болгарии, Македонии и Румынии. Так что книга эта и новый этап диалога европейской и русской культур, и свидетельство духовной общности всех ветвей православия.
Фельми К.Х.
Иконы Христа / Пер. с нем. С.Дмитриева.
М.: Интербук-бизнес, 2007. 192 с. 2500 экз. (п) ISBN 978-5-89164-178-5
22.01.2007
Источник: Книжное обозрение