Странно рассчитывать, что попы и муфтии будут стоять на страже светских принципов. Но давление православной церкви и прочих религиозных организаций на государство в последние 15 лет не было таким уж непреодолимым. Это был взаимный процесс государство "уступало" только тогда, когда требования духовных клерикалов совпадали с установками клерикалов светских. Русский клерикализм вообще не похож на западный. Классический западный клерикализм был попыткой отстоять претензии католической церкви на преобладание в обществе и государстве в период завершения строительства европейской светской цивилизации. Русская церковь со времен патриарха Никона таких претензий не выдвигала. На протяжении последних 300 лет она пыталась не подчинить себе светскую власть, а, наоборот, стремилась превратиться в органичную часть этой власти. Посему и клерикализм по-русски это не воцерковление государства, а огосударствление веры.
"В своем попечительском вдохновении "полицейское государство" (в данном случае петровское. "Профиль") неизбежно оборачивается против церкви. Государство не только ее опекает. Государство берет на себя ее собственные задачи, берет на себя безраздельную заботу о религиозном и духовном благополучии народа. И если затем доверяет или поручает эту заботу снова духовному чину, то уже в порядке... государственной делегации и только в пределах этой делегации" (прот. Георгий Флоровский. "Пути русского богословия"). Страсть к проповедничеству и окормлению подданных, постоянные попытки примерить на себя рясу и омофор родовая черта российской бюрократии. И вот что примечательно: чем бесстыднее и развращеннее становится эта бюрократия, тем сильнее ее страсть к морализаторству. В Савонаролы метят те, на ком клеймо уже ставить негде...
У сегодняшней российской бюрократии никакой собственной морали нет, взяться ей неоткуда, а страсть к учительству, "защите духовности" и искоренению пороков общества тем не менее неистребима. Приходится прибегать к заимствованиям и "обращаться к истокам", под которыми подразумеваются собственные увы, убогие представления о вере и религиозной традиции.
При этом соблюдение внешних квазидемократических приличий и страх перед межконфессиональным конфликтом в многонациональной стране заставляют госпроповедников врать. Врать, заявляя о защите прав так называемых традиционных конфессий, хотя все понимают, что речь идет в основном о РПЦ, к которой в довесок пристегнуты магометанство (чтобы не обиделись кавказцы и татары) и буддизм (чтобы потрафить бурятам и калмыкам). Врать, не ссылаясь на религиозные запреты прямо, а якобы защищая права мифических верующих, которые "пишут письма".
Православное и иное, пользуясь чиновничьими эвфемизмами, "традиционное" духовенство может не обольщаться: проповедники от госслужбы не будут учиться у них. Они хотят учить сами. Первичным в морализаторстве наших чиновников является не вера и основанная на ней религиозная мораль, а сложившиеся у них собственные представления о религии и приличиях. Эдакая смесь позднесоветского ханжества и ущербной бытовой религиозности. Религиозности, в которой купание в крещенской проруби под водочку и стояние на Пасху со свечкой под камеры вполне уживается с откатами под 50% и оргиями на альпийских курортах. Этот компот у них и принято называть "духовностью". В нем источник вдохновения госморалистов. А Библия и Коран это так, цитатники по духовности. Годится молиться, не годится горшки покрывать. Вот, например, показалась обложка Moulin Rouge неприличной и недуховной нашли цитатку.
Причем цитаты выбираются как-то небрежно. Чиновники ФАС ссылаются на Нагорную проповедь: "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем". В проповеди осуждается тот, кто глядит с вожделением, но не сама женщина. Если верующих граждан, чьи интересы столь ревностно защищает ФАС, так распалила модель на обложке, то им стоило бы укреплять себя молитвой и постом, а не писать кляузы в органы госвласти.
Хорошо еще, что моралисты непоследовательны и из всего многообразия религиозных традиций выбирают лишь те, которые не противоречат их путаным представлениям о нравственности (светским в своей основе). Захотели бы нашли много других цитат. Почему, например, верующих не может оскорбить реклама услуг по страхованию жизни (против них, кстати, недавно выступил один из исламских университетов в Индии), которые для правоверного мусульманина не что иное, как азартная игра с божественным предопределением. Или реклама банковских кредитов и ислам, и христианство осуждают ростовщичество. Или встречи президента Путина с силовиками по субботам (перечитайте Книгу Чисел Ветхого завета там есть поучительная история о том, что бывает с нарушающими субботу). Список можно продолжить. ...В византийских сводах церковного законодательства есть норма, по которой мирянин, самовольно надевший монашеское облачение, особенно в корыстных целях, приравнивался к святотатцам и подлежал порке. Более эффективную защиту от клерикализма по-русски придумать сложно.
29.01.2007
Источник: Профиль