ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Выступление министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко на открытии XV Рождественских чтений

29 января 2007

Выступление министра образования и науки А.А. Фурсенко было посвящено одному из животрепещущих вопросов, обсуждающихся в настоящее время в обществе – преподаванию религиозных дисциплин в школе.

Ваше Святейшество! Ваши высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений!

Прошедший год был особым для нашего образования:

• после 1990-х гг., когда государство фактически ушло из образования, минимизировав свою экономическую поддержку и отказавшись от заинтересованного участия в формировании образовательной политики;

• после первых лет нового века, когда наряду с существенным ростом бюджетов образования на всех уровнях – муниципальном, региональном, федеральном – сформировались основы новой политики в сфере образования – в 2006 году впервые образование стало в полном смысле национальным приоритетом.

И дело не только в реализации национального проекта "Образование" или в росте расходов по этой статье (консолидированный бюджет превысил триллион рублей, опередив все остальные статьи). Гораздо важнее то, что вся страна власть, бизнес, общественные институты провозгласили, что образование – это та база, на которой должен основываться новый этап развития России.

Поэтому, выступая сегодня перед вами, предлагая основные направления для совместной работы, я хочу остановиться на двух, которые считаю ключевыми:

• качество знаний, которые получают молодые люди во время обучения;

• и воспитание молодого поколения, формирование нравственно-духовной основы нашего общества, ибо именно молодежи уже в ближайшем будущем предстоит взять на себя ответственность за будущее России.

Крайне важно, чтобы и обучение, и воспитание полностью отвечало запросам как самих молодых людей, так и государства, экономики, общества. И Русская Православная Церковь, как один из важнейших общественных институтов России, играет в формировании внешнего по отношению к системе образования заказа одну из ключевых ролей.

Трудно в этом смысле переоценить значение Рождественских чтений, которые вот уже 15 лет дают прекрасный повод лишний раз задуматься о том, что в современных условиях образованию принадлежит исключительная роль стратегического ресурса устойчивого развития и безопасности страны.

Образование является мощным ресурсом взаимопонимания людей и консолидации общества. Знание исторических основ культуры народов России крайне важно заложить в школьном возрасте, так как именно в осознании своих корней, восприятии себя как части великой национальной истории заложен огромный воспитательный потенциал.

При этом проявление нравственности и духовности должно демонстрироваться через исторические факты, культуру и литературу, поэтому при разработке Минобрнауки России нового поколения государственных стандартов общего образования их формирование в гуманитарной части будет реализовываться с учетом мнения централизованных религиозных организаций.

Планируемое введение федерального государственного образовательного стандарта сохранит свободу образовательного учреждения в формировании образовательной программы и возможность региональных органов управления образованием влиять на содержание образования с учетом региональных этнокультурных и этноконфессиональных особенностей.

Я специально останавливаюсь на этом, так как возникли безосновательные опасения, что переход на новый стандарт может помешать преподаванию предметов, дающих нравственную и духовную основу воспитания.

Религия оказала значительное влияние на историческое и культурное развитие народов России. Поэтому сама идея изучения в школе роли православия и других традиционных религий естественна, соответствует законодательству и может только приветствоваться.

При этом важно учесть особенности исторического развития и традиций населения регионов, обеспечить научно-педагогическую экспертизу тех материалов, которые предлагаются для изучения, и, самое главное, подготовку преподавателей. Это сложная и кропотливая работа, ответственность за которую в соответствии с законодательством несут субъекты Российской Федерации.

В течение трех лет Минобрнауки России проводит ежегодный мониторинг деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам взаимодействия с религиозными организациями в сферах образования, воспитания, реализации социальных программ. В соответствии с полученными данными, в большинстве регионов изучением истории и культуры религии охвачены тысячи школьников в сотнях школ с целым рядом историко-культурологических предметов.

В большинстве регионов, где преподаются такие курсы, разрабатываются собственные программы и учебно-методические комплексы по различным дисциплинам.

Преподавание исторических и культурных основ религии в многонациональной и поликонфессиональной Российской Федерации, на наш взгляд, в первую очередь должно вести к формированию у школьников системы позитивных духовных ценностей.

Важно, чтобы учащиеся при этом воспитывались в духе уважения к религиозным и национальным традициям, а также к религиозным и внерелигиозным убеждениям личности, что и обеспечивает профилактику религиозного экстремизма, фанатизма, ксенофобии.

В результате преподавания истории и культуры религии у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных национальных и религиозных традиций, а также к толерантному отношению и диалогу с представителями других культур.

Хочется в этом плане особо отметить, насколько Русской Православной Церкви удается уважительно и сбалансированно представлять не только собственные исторические и культурные традиции, но и специфику различных религиозных культур. Лучшим доказательством этого тезиса может служить "Православная энциклопедия", вобравшая в себя наиболее авторитетные презентации многообразного философско-религиозного опыта.

В этой связи, возвращаясь к содержанию образования и к выступлению митрополита Климента, я хочу сообщить, что для подготовки согласованных предложений по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования приказом Минобрнауки России от 17 марта 2006 г. № 55 в марте создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители Русской Православной Церкви, Минобрнауки России, академических институтов, ведущих вузов. Разработанные группой предложения направлены в Российскую академию образования для использования при разработке нового поколения государственных стандартов общего образования. При этом необходимо учитывать, что важно не только императивно дать обучающимся сумму историко-культурных сведений, но в первую очередь научить всесторонне подходить к восприятию различных подходов к решению ключевых проблем мироздания, опираясь на факты, самостоятельно осмысливать выдвигаемые гипотезы, формировать свое мировоззрение.

В рамках национального проекта "Образование" к проблемам воспитания было привлечено особое внимание: впервые за 20 лет было официально введено понятие классного руководства – помимо принятия соответствующих нормативных документов была обеспечена и ресурсная поддержка (только из федерального бюджета на дополнительное вознаграждение за классное руководство выделяется более 11 млрд. рублей в год).

Однако принимаемые меры не позволяют изменить ситуацию в области воспитания коренным образом: снижен воспитательный потенциал ведущих институтов воспитания – семьи, учреждений образования, культуры, спорта; межнациональные конфликты, обострения противоречий на религиозной почве, эскалация терроризма – все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности; по-прежнему высоким является уровень криминальной активности подростков и молодежи; во многих регионах остается неудовлетворительной кадровая обеспеченность организации воспитательного процесса.

И в этом вопросе также невозможно переоценить влияние институтов гражданского общества, среди которых Русская Православная Церковь играет одну из ключевых ролей.

Вместе с образовательными учреждениями и важнейшим социальным институтом – семьей – необходимо обеспечить воспитание нового уровня ответственности молодых людей перед родными и близкими, согражданами, перед своей страной.

Я также хотел бы отнести к приоритетам в сфере воспитания активное развитие системы (внешкольного) дополнительного образования детей. В настоящее время Министерству дано поручение Президента разработать в I квартале 2007 года ведомственную целевую Программу развития воспитания в системе образования Российской Федерации, включив в нее меры по воспитанию толерантного сознания в детской и молодежной среде с учетом их этнического состава и региональных особенностей. Сегодня определены цели и задачи проекта Программы, ее основные направления деятельности, а также ключевые мероприятия и объемы их финансового обеспечения. Мы приглашаем всех заинтересованных к участию в разработке и реализации этой программы.

Совместная работа дает результаты и в такой важной сфере, как здоровье детей и подростков, в поиске новых решений, направленных на снижение уровня заболеваемости и сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей, подростков и молодежи.

В частности, наработки Русской православной церкви учитывались при разработке Концепция развития системы психологического обеспечения российского образования на период до 2010 года, предусматривающей совершенствование оказания комплексной психолого-медико-социальной помощи детям, подросткам и молодежи, развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров).

Демографическая ситуация в стране в значительной степени зависит от состояния института семьи. К сожалению, в последнее время наблюдаются серьезные нарушения духовно нравственных ценностей семейных отношений. Как следствие – высокий уровень разводов, проявление насилия и асоциального поведения членов семьи, в том числе детей и подростков.

В целях повышения авторитета института семьи, воспитания и активной пропаганды у подрастающего поколения духовных и нравственных ценностей Минобрнауки России стремится:

• создать систему профессиональной подготовки кадров в области молодежной семейной политики;

• способствовать формированию системы социальных служб, клубов молодой семьи в целях расширения сферы образовательных, медико-социальных, психолого-педагогических, информационных, консультационных и иных услуг молодым семьям, в том числе при организации семейного и детского отдыха;

• увеличить число массовых мероприятий, в которых главным участников является семья как единое целое.

Говоря о воспитании, мы ни в коем случае не должны забывать о качестве образовательных программ, профессиональной подготовке молодых людей, способствующей их востребованности в жизни. Решение этой проблемы зависит от того, насколько тесны связи между экономикой и образованием, но и, конечно, от личности Учителя. При этом голый прагматизм в обучении для обеспечения сиюминутных результатов вряд ли приведет к стратегическому успеху.

Педагогическому образованию наше Министерство сейчас уделяет повышенное внимание. Важно, чтобы в школе работали подвижники и получали за это достойное вознаграждение. Реализация национального проекта "Образование" призвана решить и эту задачу.

В этой связи я хотел бы привлечь ваше внимание еще к одной совместной с Русской православной церковью и другими централизованными религиозными организациями инициативе, реализованной Минобрнауки России в 2006 году.

В настоящее время 39 учреждений профессионального религиозного образования имеют лицензию Рособрнадзора и осуществляют подготовку специалистов. В соответствии с поручением Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Минобрнауки России в 2006 г. организовало ряд совещаний с представителями всех традиционных конфессий по вопросу реализации в духовных образовательных учреждениях образовательных программ на основе государственных стандартов профессионального образования и их государственной аккредитации.

По итогам этого обсуждения подготовлены предложения по внесению изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (ст. 12, 33) и федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ст. 19), предусматривающие, что свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документа государственного образца о соответствующем уровне образования.

Интеграция профессионального религиозного образования в единое российское образовательное пространство может послужить расширению поля взаимодействия централизованных религиозных организаций, в первую очередь, Русской Православной Церкви, с образовательными учреждениями и органами управления образованием в таком непростом деле, как подготовка и повышение квалификации преподавателей историко-культурологических дисциплин в области религиозной культуры, педагогов, работающих с семьями, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в соответствии с принципами уважения к личности и индивидуальности ребёнка, веры в его собственные силы и возможности, опоры на его лучшие качества, формирования гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознания ответственности перед обществом. Она должна быть направлена на подготовку детей к жизни в быстро меняющихся условиях, развитие коммуникабельности и толерантности в условиях расширения масштаба межкультурного взаимодействия, развитие личности, формирование современного мышления.

Суммируя вышесказанное, можно заключить, что сотрудничество Минобрнауки России и Русской Православной Церкви, а также других традиционных религий демонстрирует положительную динамику, взаимодействие становится все более тесным как в центре, так и в регионах.

Мы видим свою задачу в обеспечении максимально благоприятных условий для толерантного взаимодействия всех традиционных религий в деле обучения и воспитания подрастающего поколения на благо процветания нашей богатой своими традициями, историей, культурой, достойной великого будущего страной.

Хотел бы от имени Министерства образования и науки Российской Федерации и от себя лично поблагодарить всех вас – многолетних сподвижников Рождественских чтений.

Позвольте пожелать доброго здоровья, терпения и творческих успехов всем тем, кто отдает себя без остатка служению детям, а значит, завтрашнему дню России.

И выразить особую признательность за неустанное попечение об образовании и воспитании детей и молодежи Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю – Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

Благодарю Вас за внимание.

Москва, Кремль, 29 января 2007 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама