Выступление министра образования и науки А.А. Фурсенко было посвящено одному из животрепещущих вопросов, обсуждающихся в настоящее время в обществе преподаванию религиозных дисциплин в школе.
Ваше Святейшество! Ваши высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений!
Прошедший год был особым для нашего образования:
• после 1990-х гг., когда государство фактически ушло из образования, минимизировав свою экономическую поддержку и отказавшись от заинтересованного участия в формировании образовательной политики;
• после первых лет нового века, когда наряду с существенным ростом бюджетов образования на всех уровнях муниципальном, региональном, федеральном сформировались основы новой политики в сфере образования в 2006 году впервые образование стало в полном смысле национальным приоритетом.
И дело не только в реализации национального проекта "Образование" или в росте расходов по этой статье (консолидированный бюджет превысил триллион рублей, опередив все остальные статьи). Гораздо важнее то, что вся страна власть, бизнес, общественные институты провозгласили, что образование это та база, на которой должен основываться новый этап развития России.
Поэтому, выступая сегодня перед вами, предлагая основные направления для совместной работы, я хочу остановиться на двух, которые считаю ключевыми:
• качество знаний, которые получают молодые люди во время обучения;
• и воспитание молодого поколения, формирование нравственно-духовной основы нашего общества, ибо именно молодежи уже в ближайшем будущем предстоит взять на себя ответственность за будущее России.
Крайне важно, чтобы и обучение, и воспитание полностью отвечало запросам как самих молодых людей, так и государства, экономики, общества. И Русская Православная Церковь, как один из важнейших общественных институтов России, играет в формировании внешнего по отношению к системе образования заказа одну из ключевых ролей.
Трудно в этом смысле переоценить значение Рождественских чтений, которые вот уже 15 лет дают прекрасный повод лишний раз задуматься о том, что в современных условиях образованию принадлежит исключительная роль стратегического ресурса устойчивого развития и безопасности страны.
Образование является мощным ресурсом взаимопонимания людей и консолидации общества. Знание исторических основ культуры народов России крайне важно заложить в школьном возрасте, так как именно в осознании своих корней, восприятии себя как части великой национальной истории заложен огромный воспитательный потенциал.
При этом проявление нравственности и духовности должно демонстрироваться через исторические факты, культуру и литературу, поэтому при разработке Минобрнауки России нового поколения государственных стандартов общего образования их формирование в гуманитарной части будет реализовываться с учетом мнения централизованных религиозных организаций.
Планируемое введение федерального государственного образовательного стандарта сохранит свободу образовательного учреждения в формировании образовательной программы и возможность региональных органов управления образованием влиять на содержание образования с учетом региональных этнокультурных и этноконфессиональных особенностей.
Я специально останавливаюсь на этом, так как возникли безосновательные опасения, что переход на новый стандарт может помешать преподаванию предметов, дающих нравственную и духовную основу воспитания.
Религия оказала значительное влияние на историческое и культурное развитие народов России. Поэтому сама идея изучения в школе роли православия и других традиционных религий естественна, соответствует законодательству и может только приветствоваться.
При этом важно учесть особенности исторического развития и традиций населения регионов, обеспечить научно-педагогическую экспертизу тех материалов, которые предлагаются для изучения, и, самое главное, подготовку преподавателей. Это сложная и кропотливая работа, ответственность за которую в соответствии с законодательством несут субъекты Российской Федерации.
В течение трех лет Минобрнауки России проводит ежегодный мониторинг деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам взаимодействия с религиозными организациями в сферах образования, воспитания, реализации социальных программ. В соответствии с полученными данными, в большинстве регионов изучением истории и культуры религии охвачены тысячи школьников в сотнях школ с целым рядом историко-культурологических предметов.
В большинстве регионов, где преподаются такие курсы, разрабатываются собственные программы и учебно-методические комплексы по различным дисциплинам.
Преподавание исторических и культурных основ религии в многонациональной и поликонфессиональной Российской Федерации, на наш взгляд, в первую очередь должно вести к формированию у школьников системы позитивных духовных ценностей.
Важно, чтобы учащиеся при этом воспитывались в духе уважения к религиозным и национальным традициям, а также к религиозным и внерелигиозным убеждениям личности, что и обеспечивает профилактику религиозного экстремизма, фанатизма, ксенофобии.
В результате преподавания истории и культуры религии у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных национальных и религиозных традиций, а также к толерантному отношению и диалогу с представителями других культур.
Хочется в этом плане особо отметить, насколько Русской Православной Церкви удается уважительно и сбалансированно представлять не только собственные исторические и культурные традиции, но и специфику различных религиозных культур. Лучшим доказательством этого тезиса может служить "Православная энциклопедия", вобравшая в себя наиболее авторитетные презентации многообразного философско-религиозного опыта.
В этой связи, возвращаясь к содержанию образования и к выступлению митрополита Климента, я хочу сообщить, что для подготовки согласованных предложений по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования приказом Минобрнауки России от 17 марта 2006 г. № 55 в марте создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители Русской Православной Церкви, Минобрнауки России, академических институтов, ведущих вузов. Разработанные группой предложения направлены в Российскую академию образования для использования при разработке нового поколения государственных стандартов общего образования. При этом необходимо учитывать, что важно не только императивно дать обучающимся сумму историко-культурных сведений, но в первую очередь научить всесторонне подходить к восприятию различных подходов к решению ключевых проблем мироздания, опираясь на факты, самостоятельно осмысливать выдвигаемые гипотезы, формировать свое мировоззрение.
В рамках национального проекта "Образование" к проблемам воспитания было привлечено особое внимание: впервые за 20 лет было официально введено понятие классного руководства помимо принятия соответствующих нормативных документов была обеспечена и ресурсная поддержка (только из федерального бюджета на дополнительное вознаграждение за классное руководство выделяется более 11 млрд. рублей в год).
Однако принимаемые меры не позволяют изменить ситуацию в области воспитания коренным образом: снижен воспитательный потенциал ведущих институтов воспитания семьи, учреждений образования, культуры, спорта; межнациональные конфликты, обострения противоречий на религиозной почве, эскалация терроризма все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности; по-прежнему высоким является уровень криминальной активности подростков и молодежи; во многих регионах остается неудовлетворительной кадровая обеспеченность организации воспитательного процесса.
И в этом вопросе также невозможно переоценить влияние институтов гражданского общества, среди которых Русская Православная Церковь играет одну из ключевых ролей.
Вместе с образовательными учреждениями и важнейшим социальным институтом семьей необходимо обеспечить воспитание нового уровня ответственности молодых людей перед родными и близкими, согражданами, перед своей страной.
Я также хотел бы отнести к приоритетам в сфере воспитания активное развитие системы (внешкольного) дополнительного образования детей. В настоящее время Министерству дано поручение Президента разработать в I квартале 2007 года ведомственную целевую Программу развития воспитания в системе образования Российской Федерации, включив в нее меры по воспитанию толерантного сознания в детской и молодежной среде с учетом их этнического состава и региональных особенностей. Сегодня определены цели и задачи проекта Программы, ее основные направления деятельности, а также ключевые мероприятия и объемы их финансового обеспечения. Мы приглашаем всех заинтересованных к участию в разработке и реализации этой программы.
Совместная работа дает результаты и в такой важной сфере, как здоровье детей и подростков, в поиске новых решений, направленных на снижение уровня заболеваемости и сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей, подростков и молодежи.
В частности, наработки Русской православной церкви учитывались при разработке Концепция развития системы психологического обеспечения российского образования на период до 2010 года, предусматривающей совершенствование оказания комплексной психолого-медико-социальной помощи детям, подросткам и молодежи, развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров).
Демографическая ситуация в стране в значительной степени зависит от состояния института семьи. К сожалению, в последнее время наблюдаются серьезные нарушения духовно нравственных ценностей семейных отношений. Как следствие высокий уровень разводов, проявление насилия и асоциального поведения членов семьи, в том числе детей и подростков.
В целях повышения авторитета института семьи, воспитания и активной пропаганды у подрастающего поколения духовных и нравственных ценностей Минобрнауки России стремится:
• создать систему профессиональной подготовки кадров в области молодежной семейной политики;
• способствовать формированию системы социальных служб, клубов молодой семьи в целях расширения сферы образовательных, медико-социальных, психолого-педагогических, информационных, консультационных и иных услуг молодым семьям, в том числе при организации семейного и детского отдыха;
• увеличить число массовых мероприятий, в которых главным участников является семья как единое целое.
Говоря о воспитании, мы ни в коем случае не должны забывать о качестве образовательных программ, профессиональной подготовке молодых людей, способствующей их востребованности в жизни. Решение этой проблемы зависит от того, насколько тесны связи между экономикой и образованием, но и, конечно, от личности Учителя. При этом голый прагматизм в обучении для обеспечения сиюминутных результатов вряд ли приведет к стратегическому успеху.
Педагогическому образованию наше Министерство сейчас уделяет повышенное внимание. Важно, чтобы в школе работали подвижники и получали за это достойное вознаграждение. Реализация национального проекта "Образование" призвана решить и эту задачу.
В этой связи я хотел бы привлечь ваше внимание еще к одной совместной с Русской православной церковью и другими централизованными религиозными организациями инициативе, реализованной Минобрнауки России в 2006 году.
В настоящее время 39 учреждений профессионального религиозного образования имеют лицензию Рособрнадзора и осуществляют подготовку специалистов. В соответствии с поручением Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Минобрнауки России в 2006 г. организовало ряд совещаний с представителями всех традиционных конфессий по вопросу реализации в духовных образовательных учреждениях образовательных программ на основе государственных стандартов профессионального образования и их государственной аккредитации.
По итогам этого обсуждения подготовлены предложения по внесению изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (ст. 12, 33) и федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ст. 19), предусматривающие, что свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документа государственного образца о соответствующем уровне образования.
Интеграция профессионального религиозного образования в единое российское образовательное пространство может послужить расширению поля взаимодействия централизованных религиозных организаций, в первую очередь, Русской Православной Церкви, с образовательными учреждениями и органами управления образованием в таком непростом деле, как подготовка и повышение квалификации преподавателей историко-культурологических дисциплин в области религиозной культуры, педагогов, работающих с семьями, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в соответствии с принципами уважения к личности и индивидуальности ребёнка, веры в его собственные силы и возможности, опоры на его лучшие качества, формирования гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознания ответственности перед обществом. Она должна быть направлена на подготовку детей к жизни в быстро меняющихся условиях, развитие коммуникабельности и толерантности в условиях расширения масштаба межкультурного взаимодействия, развитие личности, формирование современного мышления.
Суммируя вышесказанное, можно заключить, что сотрудничество Минобрнауки России и Русской Православной Церкви, а также других традиционных религий демонстрирует положительную динамику, взаимодействие становится все более тесным как в центре, так и в регионах.
Мы видим свою задачу в обеспечении максимально благоприятных условий для толерантного взаимодействия всех традиционных религий в деле обучения и воспитания подрастающего поколения на благо процветания нашей богатой своими традициями, историей, культурой, достойной великого будущего страной.
Хотел бы от имени Министерства образования и науки Российской Федерации и от себя лично поблагодарить всех вас многолетних сподвижников Рождественских чтений.
Позвольте пожелать доброго здоровья, терпения и творческих успехов всем тем, кто отдает себя без остатка служению детям, а значит, завтрашнему дню России.
И выразить особую признательность за неустанное попечение об образовании и воспитании детей и молодежи Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.
Благодарю Вас за внимание.
Москва, Кремль, 29 января 2007 г.