Отношение к абортам в современном российском обществе неоднозначно и противоречиво. Медики в один голос твердят, что в искусственном прерывании беременности нет ничего хорошего во всяком случае, для физического и эмоционального здоровья женщины. Вроде бы всех волнует демографический вопрос. Однако в современной России ежегодно более полутора миллионов беременностей заканчиваются абортами.
Ответы наших сограждан на вопросы социологов поражают логическими нестыковками. Примерно половина россиян считают аборты детоубийством. В то же время 64% рассматривают прерывание беременности на операционном столе в качестве вполне приемлемого способа регулирования рождаемости даже в полноценной, экономически обеспеченной семье.
Против абортов?
На словах религиозные россияне настроены однозначно против абортов. Руководствуясь учением Священного Писания, а также последними научными данными, христиане утверждают, что человеческая жизнь начинается в момент зачатия. Иными словами, зародыш это уже человек, а как известно, одна из десяти Божьих заповедей гласит: "Не убий!" Среди религиозных россиян растёт число ратующих если не за полный запрет, то за жёсткое ограничение абортов в стране.
Но будем откровенны позицию верующих тоже не назовёшь последовательной и логически стройной. В повседневной жизни мы не рассматриваем зародыш в качестве полноценного человека. Если у беременной женщины случится выкидыш, то мало найдётся церквей, где решатся провести поминальную службу по погибшему зародышу. "Неудавшиеся" в результате выкидыша родители вряд ли найдут в стенах церкви тот уровень сострадания и эмоционально-молитвенной поддержки, как мать и отец, потерявшие новорожденного младенца. А идея могилки с крестиком для выкидыша большинству христиан покажется мягко говоря странной, если не кощунственной.
Многие христиане готовы вести словесную борьбу против абортов. Но мы доподлинно не знаем, что посоветовать 15-летней девушке, забеременевшей после изнасилования особенно, если она наша дочь или сестра. Как церковь, мы не спешим брать на себя ни духовную, ни тем более материальную ответственность за детей из неполных, неблагополучных семей за тех "нежеланных" мальчиков и девочек, которые могут явиться на свет в результате слезоточивой агитации против абортов. Мол, вы нарожали, вы теперь и воспитывайте!
Ученица 9-го Б класса, "залетевшая по пьянке" и решившая рожать после душевной беседы с верующими, вряд ли дождётся потом от этих "заботливых сестёр" какой-либо конкретной помощи в воспитании ребёнка. А если девушка отдаст младенца в дом малютки, то, скорее всего, вы не увидите очереди из российских христиан, спешащих усыновить брошенного человечка. Да и просто зайти к сиротам в детский дом, согреть их одинокие и ожесточившиеся души человеческим теплом ведь мало кого из людей церковных заманишь!
Заграничный опыт
Пожалуй, нигде в мире не было сломано так много копий в битве между сторонниками и противниками абортов, как в подчёркнуто демократичной и глубоко религиозной Америке. Там проходили многотысячные шумные демонстрации и тихие судебные заседания, звучали пламенные проповеди религиозных вождей и еле скрытые взаимные оскорбления политиков. Порою дело доходило до настоящих перестрелок и убийств оппонентов!
Вопрос абортов расколол американское общество на два непримиримых лагеря: на тех, кто выступает за свободу абортов (pro-choice) и за их полный или частичный запрет (pro-life). Но несмотря на ожесточённую полувековую борьбу, воз, как говорится, и ныне там.
В современной Америке ежегодно происходит 1,3-1,4 миллиона абортов. Причём на тысячу американок в возрасте от 15 до 44 лет за год приходится 23 аборта. Для сравнения, в "либеральной и сексуально раскрепощённой" Франции на тысячу женщин детородного возраста абортов случается в два раза меньше. А в "безбожных" Нидерландах и вовсе пошли на рекорд на тысячу женщин там приходится лишь 7 абортов! Причём доступ к искусственному прерыванию беременности на ранних стадиях не ограничен и является частью бесплатной и эффективной системы общественного здравоохранения.
Третий путь
Поглядывая украдкой на старую Европу, христиане в США всё чаще говорят о "третьем пути". Речь уже не идёт о либеральной "свободе выбора" или консервативной "защите жизни", а скорее о прагматичной профилактике абортов. Этот путь предусматривает отказ от пафоса идеологической битвы, от романтики баррикад и демонстраций в пользу повседневной, конкретной заботы о ребёнке и его матери.
Западноевропейский пример свидетельствует, что реально снизить число искусственных прерываний беременности можно через активные программы социальной поддержки детства и материнства, а также через молодёжные образовательные инициативы и доступ к средствам контрацепции.
Пожалуй, и нам пора осознать, что проблема абортов многокомплексная, имеющая как моральные так и экономические измерения. Простого и быстрого решения здесь не существует. Будем реалистами: одной "антиабортной" риторикой, голым протестом и осуждением зла в данном случае не обойтись.
Вот почему пророческий голос Церкви должен звучать не только против абортов как таковых, но и за укрепление семьи и нравственности. Церковь должна использовать своё влияние, чтобы содействовать возрождению справедливой социальной политики на государственном уровне. Она должна всеми силами стремиться к тому, чтобы в стране возобладало истинно христианское отношение к каждому человеку с момента его зачатия и до земной кончины.
Любящая семья, детский сад без очереди, укомплектованная поликлиника, крепкая школа, достойные жилищные условия, образовательные и профессиональные возможности для матерей с малолетними детьми, доступ к средствам контрацепции. Всё это важные вехи в борьбе с тем безусловным злом, которым являются аборты.
В своей повседневной жизни мы должны услышать пронзительное слово библейских пророков, призывавших к защите слабых и обездоленных. Сирота, ребёнок из неблагополучной семьи, молодая мать-одиночка это наши ближние, возлюбить которых призывает Господь.
Источник: Миссия "Возвращение к Богу"