ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Остров раздора

"Обиженные" жители Валаама пытаются приватизировать монастырское здание "Зимней гостиницы"

Владимир Гаврилов :: 05 февраля 2007

Все 17 лет с начала возрождения Валаамской обители кто-нибудь обязательно предъявляет претензии к монастырю, обвиняя в притеснениях местных жителей

Наш теплоход "Святитель Николай" подходил к Валаамскому архипелагу уже в сумерках. В быстро сгущавшейся темноте еще можно было разглядеть, как ледяные свинцово-серые волны Ладоги с неукротимой яростью обрушиваются на обрывистые берега. Казалось, нам никогда не пристать к заветной земле. Но огонек на самой высокой колокольне Спасо-Преображенского собора своим мерцанием указывал судну путь в спокойную и безопасную Монастырскую гавань. На Валааме с первых шагов словно погружаешься в седую старину. Здесь каждый камень хранит следы многовековой истории государства Российского, православной веры. Тысячи паломников ежегодно посещают остров, чтобы унести в сердце частичку суровой красоты и святости здешних мест. Но, к сожалению, прямо у стен Валаамского монастыря уже давно кипят вполне земные страсти.

Как рассказывает иеромонах отец Парфений, до прихода на Валаам монахов местное поселение находилось в полуразрушенном состоянии. Кругом – свалки мусора, заброшенные выгребные ямы. Не работали ни отопление, ни водопровод. А местные жители в основном пьянствовали и разворовывали то, что осталось от прежнего хозяйства (на острове долгое время располагался пансионат для инвалидов войны).

Пришлось монахам, засучив рукава, вывозить мусор, чинить водопровод, засыпать выгребные ямы, налаживать систему отопления и энергоснабжения.

Поскольку с водой на острове всегда были проблемы, именно по инициативе монастыря для дополнительных трубопроводов пробили каналы в скалах, построили очистные сооружения. И, заметьте, местные жители с удовольствием пользуются этими удобствами практически безвозмездно. Совсем недавно за счет монастыря многие ремонтировали собственные крыши, печки. Таких благ жители Валаама получают достаточно. Монастырь похлопотал и о выделении ряду мирян квартир на Большой земле. Тем не менее те считают себя обделенными и идут в суд за "защитой своих прав".

Как разъяснил помощник игумена – руководитель правовой службы монастыря Леонид Медведев, местные жители судятся в общем-то не с самим монастырем, а с Законодательным собранием и правительством Карелии. А монастырь привлекается в качестве третьего лица на стороне ответчиков как собственник недвижимого имущества. Только в прошлом году Кассационный и Верховный суды Карелии рассматривали иски Олега Ярового, Александра Щербакова и Наталии Благой. Эти граждане посчитали "неконституционным" закон республики от 06.02.2006 г. "О безвозмездной передаче монастырю в собственность здания "Зимней гостиницы".

Дело в том, что, по данным госучреждения "Природный парк – Валаамский архипелаг", которое осуществляло управление историческим памятником – "Зимней гостиницей" до прошлого года, 72 жильца этого здания, всегда принадлежавшего монастырю, хотя и зарегистрированы здесь, но имеют жилплощадь на Большой земле. Из них 30 человек вообще не живут на острове. "Обиженные" просто пытаются сохранить за собой и приватизировать это здание. Хочется заметить, что, пока монастырь не был восстановлен и на остров не потянулись тысячи туристов, никакого интереса к своей "собственности" эти люди не испытывали.

Суды раз за разом отказывают в удовлетворении исков, но искатели справедливости с упорством, достойным лучшего применения, продолжают воевать с законодателями и руководством Карелии, а фактически – с монастырем. Любопытно, что у них находятся защитники в высоких сферах. За них заступаются даже международные организации. Может, просто кому-то выгоден этот скандал вокруг святыни российского православия. Как-то не по-божески получается.

Архипелаг Валаам Москва


До прихода на Валаам монахов местное поселение находилось в полуразрушенном состоянии


НАША СПРАВКА

Монастырь на Валааме был основан в XIV веке. Он пережил оккупацию шведов в XVIII веке и финнов в 1919 году. После тяжелых боев в сентябре 1941 года острова были сданы врагу и освобождены советскими войсками лишь в 1944 году.

Новое возрождение монастыря началось в 1989 году, когда сюда прибыли первые шесть иноков.

Сегодня Спасо-Преображенский Валаамский монастырь насчитывает около двухсот насельников.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игумен епископ Панкратий:

Не всем нравится, что растет влияние православной церкви

Недавно исполнилось 17 лет с того дня, как монахи вернулись на архипелаг, чтобы начать восстановление обители. До этого она почти полвека была заброшена. Здесь не было ни одного действующего храма, а все постройки, оставшиеся с давних пор, находились в мерзости и запустении. И все это время – до сего дня кто-нибудь обязательно предъявляет претензии к монастырю, обвиняет его в притеснениях местных жителей. Прошло уже немало судебных заседаний по этому делу. Но ни разу ни одно обвинение не получило подтверждения.

Почему звучат голоса недоброжелателей монастыря? На мой взгляд, потому, что не все по-доброму расположены к православной церкви, не всем нравится, что растет ее влияние и авторитет. И эти силы не заинтересованы, чтобы на острове восстанавливались святыни, крепло монастырское хозяйство. Но это, так сказать, противники идеологические. А есть люди, которым не по душе то, что, говоря светским языком, монастырь является градообразующим фактором. Допустим, им хотелось бы развивать какой-то бизнес, который неуместен или невозможен в тех условиях, которые сложились ныне на Валааме. Или они жаждут приватизировать исторический памятник, что тоже, согласитесь, неуместно. Истина же в том, что мы никоим образом не притесняем мирян. Ведь они наши прихожане – люди, которых мы должны призвать к Христу, к вере. Но иногда случается, что человека, жившего долгие годы на развалинах святыни, трудно вернуть на правильный путь. Он ведь привык, что из основания храма можно выворотить кирпичи, найти оставшуюся икону и продать и так далее. Психология таких людей с трудом поддается изменениям. Отсюда и конфликты. Нас ведь даже обвиняли, что мы пытаемся мирян подчинить монастырскому уставу. А сейчас пытаются доказать, что мешаем развиваться местному самоуправлению. Пришлось с помощью юристов разбираться в этой проблеме. И выяснилось, что самостоятельно – отдельно от материка остров существовать не может. У муниципального образования, если оно здесь появится, не будет никакой собственности – ведь она вся монастырская. А земля – федеральная, государственная. На наш взгляд, надо сохранить ситуацию, которая сложилась достаточно давно: Валаам должен входить в состав Сортавальского района. И район будет решать все вопросы, связанные с жизнеобеспечением. А экспериментировать с тремя сотнями людей, дав им возможность "самоуправления", считаю просто небезопасно.

05.02.2007

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама