ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Язык есть исповедь народа

Наталья Мартишина :: 06 февраля 2007

В январе-феврале в Москве проходил Международным педагогический форум "Глинские чтения", ставший уже традиционным. Форум подготовлен Фондом святого благоверного князя Александра Невского и Московской педагогической академией, заседания проходили в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя, в Федеральном агентстве по образованию, а также на базе Московской педагогической академии. В работе секций форума принимали участие учителя, деятели науки и культуры из разных городов России. Основные вопросы были посвящены патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, формированию нравственного мировоззрения новых поколений: от дошкольников до студентов высшей школы.

НЕЛЬЗЯ не заметить, что "Глинские чтения" – как журнал, так и форум, проходящий дважды в год, – ведут многолетнюю, неустанную, постоянную работу по сбережению русского истинного слова, исконной родной речи; работу по сохранению подлинности и красоты русского языка. И это неслучайно.

Родная речь – животворный источник, без которого немыслимо ни развитие педагогики, ни полноценное духовно-нравственное воспитание, ни развитие патриотизма, ни качественная профессиональная подготовка истинного педагога, доктора, воспитателя, специалиста культуры, работника социальной сферы.

Без русской речи, сохраненной в ее подлинности и красоте, немыслимо полноценное дошкольное воспитание. К сожалению, реалии современного общества таковы, что в самом восприимчивом возрасте, когда закладываются основы будущего характера и формируется направленность личности, дети вынуждены слышать тот сленг, тот набор разрушающих психику слов, который речью разумного человека назвать невозможно.

И здесь для современного общества открывается одна из арен борьбы за народную душу, за будущее наших детей.

Вот лишь один из современных примеров: вдумайтесь, может ли дать полноценное воспитание ребенку в семье женщина, чья речь засорена жаргонными словами и ненормативной лексикой, чья речь не существует как речь русской женщины, речь матери? А ведь именно на таком суррогате языка идет общение в большинстве современных молодых семей, и инициатива такой неумной разрушительной речи идет, как правило, от женщины. За примерами нам не надо ходить далеко: достаточно спросить у медсестер и санитарок роддомов, какую речь слышат они в палатах из уст своих подопечных пациенток и какую лексику вынуждены воспринимать как данность и еще не рожденные, и только что увидевшие белый свет младенцы. Ненормативная лексика настолько распространена, что санитарки даже не делают замечаний юным мамашам, чувствуя бесполезность этого.

Самое время принимать меры нам, педагогам, культурологам, наставникам молодежи: за промедление общество неизбежно заплатит высокую цену.

Форум "Глинские чтения" выносит сегодня на широкое обсуждение, в частности, такие темы, как "Влияние современной женщины на формирование семьи, общества, государства" и "Значение русской словесности для православного общества". Преуменьшать актуальность этих вопросов невозможно. Отрадно, что участники форума "Глинские чтения" отдают себе отчет в этом.

В одном из номеров (июль 2005 года) журнала "Глинские Чтения", в разделе "Сокровищница родной речи", опубликована статья профессора Б.Г.Бобылева, где ученый, заведующий кафедрой русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета говорит такие слова: "Задача сохранения русского слова становится сегодня в один ряд с задачей сохранения национальной самобытности русского народа, его духовного самостояния и суверенитета. Сегодня существует реальная угроза самому существованию русского языка".

Далее Б.Г.Бобылев подробно говорит и о том, какую угрозу для языка несут бездумные заимствования иностранных слов, и о том, как необратимо меняются лексика, стилистика, интонационный строй русской речи, взаимосвязанные друг с другом. Меняются, искажая этику и эстетику общества, вкусы и манеры людей, лад народного быта.

"Православная культура, – подчеркивает профессор Бобылев, – ориентирована прежде всего на строительство внутреннего храма, преображение человека, осуществление идеала совершенства". Одной из главных задач образования, считает ученый, должна быть такая цель, как воспитание чувства возвышенного в языке и жизни.

Не менее важной задачей является социализация личности: умение жить среди людей, умение общаться, способность быть полноправным гражданином общества – быть добропорядочным мирянином, как сказали бы в старые времена. И в решении этой задачи немаловажная роль принадлежит языку, организации родной речи. Здесь в качестве примера Б.Г.Бобылев обращает внимание на содержание курсов риторики, читаемых для студентов технических вузов. Построить данные курсы можно по-разному: "Основным законом современной русской риторики является закон гармонизирующего диалога, предполагающий установку на другого, выражением которой является христианская заповедь "Возлюби ближнего, как самого себя". Установка на диалогизированное речевое общение, характерная для русских риторических традиций, противостоит агональной установке (от греч. agon – борьба), присущей современной западной, в первую очередь американской риторике, которая нацелена на завоевание и полное подчинение слушателей воле оратора".

Таким образом, вопросы речи, вопросы языка (его лексики, стилистики, окрашенности и направленности, риторического бытования, его взаимосвязи с национальным менталитетом, с душой народа, с душой страны) первоочередные, ключевые вопросы современной действительности.

В качестве примера мы предлагаем обратиться к опыту тех русских мыслителей, которые уделяли вопросам языка первостепенное значение, к опыту тех, кто прозревал в организации языка его культурообразующую сущность, кто постиг и продолжал изучать влияние речи на формирование общества. В рассмотрении вопросов культурософии языка невозможно пройти мимо опыта философов-славянофилов и писателей близкого им круга.

Философ, писатель К.С.Аксаков в статье "Еще несколько слов о русском воззрении" на вопрос, в чем же выражается русское воззрение, русский национальный характер, говорил так: "Ответом на то могут служить самые дела или факты: то есть труды, подвиги, мысли и издания умственные и жизненные народа... Во всех тех сферах и обнаружениях, где является сам русский народ, – это воззрение может, хотя отчасти, быть указано (например, общественный быт народа, язык, обычаи, песни)". В работе "Обозрение современной литературы" К.С.Аксаков развивает эту мысль: "...русским надо быть русскими, другими словами, без самостоятельности умственной и жизненной – все ложно". А для того чтобы обрести самостояние, философ призывает усилить внимание "ко всем самобытным проявлениям русской жизни, к древней истории, к обычаям народным, к устройству народной общественности, к языку, ко всему, в чем высказывается Русь".

Завершая эту статью, К.С.Аксаков подчеркивает вновь: "Самобытное мышление, сознание самих себя, сознание русского начала жизни, выразившейся в народности, в общественности, в истории, в языке – вот наше дело; оно пробуждает в нас вновь русского человека, так долго спавшего".

А в чем лучше всего проявляется самосознание человека, как не в исповеди? В слове проговаривает, выражает человек свою душу... Как не вспомнить поэтические строки П.А.Вяземского: Язык есть исповедь народа,/В нем слышится его природа,/Его душа и быт родной...

Близкий к кругу славянофилов Н.В.Гоголь говорил в статье "О том, что такое слово" о языке и слове еще определеннее: "Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку".

Философ Н.О.Лосский в исследовании "Русский национальный характер" подчеркивает: "Средством для выражения мысли и творений воображения служит язык. Достоинства русского языка можно использовать как веское доказательство одаренности русского народа". Добавим от себя, помня о словах Гоголя: как свидетельство Божьей любви, Божьего благоволения ко всему народу можем мы рассматривать наш, по словам Тургенева, "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык". Мы верим тому, что говорил Тургенев в знаменитом стихотворении в прозе о языке: "Ты один мне поддержка и опора", ибо связь души человека с душой народа через язык несомненна и связь души человека с Творцом осуществляется прежде всего посредством речи, через молитвенное слово...

Эту надмирную связь мистически чувствовал философ Николай Бердяев, говоря о сущности слова по-своему: "Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую. Мы заколдованы словами и в значительной мере живем в их царстве. Слова действуют как самостоятельные силы, независимые от их содержания... Слова сами по себе воодушевляют и убивают..."

Неясно, какие чувства испытывает философ – здесь больше благоговения перед словом или страха перед неведомой и неподвластной человеку силой, но ясно одно – душа философа замирает перед словом во страхе Божьем...

Уместно будет привести мысли о слове архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) – от речи церковного философа веет теплотой и лаской: "Русский народ несет в себе вековую надежду на добро, на Божию правду и простым, ласковым словом пробивается сквозь обступающую его тьму".

В той же статье – называется она "Народная правда" – архиепископ говорит: "Мудрыми присловьями и поговорками русский народ облегчает свою жизнь и укрепляет, воодушевляет себя к добру, среди всех безумных, лживых и злобных слов, которые он слышит".

Вопросы о роли языка в жизни общества пристально изучает философ Павел Флоренский. Язык он рассматривает как "дом бытия духа", отталкиваясь от славянофильской традиции, понимая язык скорее как "диа-логос", призванный способствовать осознанию людьми полноты человеческого существования через мистическую сопряженность с сакральными пластами бытия. Речь для Павла Флоренского разворачивается не только в пространстве повседневной жизни, но и в пространстве мистического диалога, исследованием которого на всем протяжении творчества занимался философ.

В чем П.А.Флоренский видит высшее назначение речи? Она является для него конкретной "энергией духа", полем творческой реализации индивида. Божественный же Логос не только творит мир, но и удерживает его от распада. Творение, таким образом, есть воплощаемое и воплощенное слово. Любое слово, по мнению философа, не остается без ответа: оно услышано...

В теории мистического диалога П.А.Флоренского сказанное, произнесенное слово магично: оно воспринимается как не зависящая от человека, требовательная "энергийная" сила, обеспечивающая мистическую коммуникацию с Богом посредством вселенской любви.

С точки зрения П.А.Флоренского, единство имени, слова, символа в языке обусловливает "жизнетворчество", которое и есть культура. Язык обладает у П.А.Флоренского необыкновенно высоким статусом: язык дает ключи к бытию духа, к пониманию культурной картины мира.

Не меньшее внимание вопросам языка уделял в своих трудах Василий Розанов. Он также развивал славянофильскую традицию, но писателя интересовали в первую очередь проблемы самовыражения личности. Он относился к слову как к всеобщему творческому принципу, а к языку – как к стихии общения. В общении человек участвует всю жизнь духом, душой, телом, "полом". Слово, речь, общение определяют "перспективу" человека, его возможность сопрягаться с иными культурами, предшествующими и последующими поколениями. Они обусловливают (в числе других факторов) жизненный путь индивида в его повседневном опыте от рождения до смерти.

Основная функция языка связана, по В.В.Розанову, с тем, что он помогает человеку "вслушиваться" в самого себя: "я" оформлено речью, творится ею. Выразить "я" – значит "схватить" внутреннюю речь как процесс рождения смысла внутри человеческого сознания.

В.В.Розанов одним из первых осознал, что речь не только сообщает человеку о нем самом, но и творит его точно так же, как она творит социокультурную реальность, означивая мир определенным образом.

Язык понимается В.В.Розановым как сложнейшая ценностная система, обусловливающая и тип культуры (их В.В.Розанов выделял три: "классический", "христианский", "американский"), и тип человека, и само развитие общества.

Розанов предлагает и свои пути "исправления" общества: языку необходимо вернуть "молитвенность", "интимность", "подлинность", только тогда возможна реанимация особого доверия к языку, с которой мыслителем связывалось возрождение отечественной культуры. Культурное предназначение языка, по мнению писателя, – выражать душу человека, его боль и надежду как реального, живого, страдающего, осознающего себя существа.

Православный философ, писатель, искусствовед Николай Трубецкой исследует язык как одну из проблем развития национальной культуры. Важнейшим структурным элементом культуры является, по Н.С.Трубецкому, именно язык, обусловливающий ее историческую и смысловую самостоятельность. Накопление качественных изменений в языке приводит к изменению культуры, что неизбежно влияет на весь народ.

Способом сохранения национальной самобытности, по Н.С.Трубецкому, является сильная языковая политика государства. Национальная идея, "идея-правительница", также выражается в языке, поддерживается посредством слова.

Но для этого народ должен добиться чистоты русского языка, чистоты сознания, достичь языкового "единомыслия". Это может, по Н.С.Трубецкому, обеспечить силу русского этноса в новых условиях социокультурной переходности.

Не менее интересно обратиться к наследию замечательного физиолога, автора трудов о высшей нервной деятельности В.М.Бехтерева.

Мы больше знаем о Бехтереве как о медике, исследователе возможностей гипнотических методов лечения, авторе книг по гипнозу и внушению. Но ученый занимался и проблемами слова: ведь само внушение идет посредством слова, речи, языка...

В.М.Бехтерев изучал возможности воздействия внушения на общество. Основное внимание ученого здесь было сосредоточено на конфликтогенной природе языка и его потенциальной опасности. В.М.Бехтерев исследовал язык в первую очередь как способ управления сознанием индивидов, влияющий на систему их ценностей, предпочтений и схем деятельности. Само слово, по В.М.Бехтереву, может способствовать "отолплению" массы и скрытому управлению ею. Манипулятивное управление массами с помощью языка, по В.М.Бехтереву, предполагает сознательное искажения семантических уровней его употребления, изменение смыслов слов. Вслед за изменением смыслов слов произойдет изменение значимых идей, а это повлечет за собой и программируемую смену социокультурных условий бытия.

Идеи Бехтерева продолжил культуролог А.А.Богданов. Он трактовал язык как архитектонический каркас социокульутрного бытия, обусловливающий политико-идеологическую доминанту. Он указывал на следующую опасность: при определенных условиях – а это как небрежное отношение общества к языку, так и целенаправленное его искажение – культуропорождающая функция языка оборачивается его деструктивной, культуроупраздняющей функцией.

Именно наличие таких условий в современном обществе и вызывает нашу тревогу. Мы видим, что такие условия на протяжении русской истории возникали вновь и вновь, заставляя философов вновь и вновь обращаться к проблемам языка и слова.

Мы видим, что у каждого из ученых, писателей, культурологов был свой взгляд на язык и его бытие в социально-культурном пространстве, но всех их объединяла уверенность в том, что возможности влияния языка на общество необыкновенно сильны, недостаточно изучены и требуют дальнейшего изучения.

А сам язык ждет от нас всемерной поддержки. Ведь именно в языке укоренен национальный менталитет, именно родная речь есть то, что мы не должны предательски утратить. Актуальность вопроса говорит сама за себя, и выводы ученых, мнения философов всесторонне подтверждают ее.

Нелишним делом будет привести здесь слова Ивана Ильина, сказанные в труде "Аксиомы религиозного опыта" в главе "О молитве духовного ока": "Человек может думать о чем угодно, вершить свои жизненные дела, есть, пить, спать, напряженно работать и предаваться отдыху, а внутренний свет Купины не покинет его: он будет вспыхивать и очищать его душу, освещать в жизни добро и зло, давая всегда силу, и волю, и умение выбрать благое; и лишать человека возможности совершать злые, черствые, низкие и пошлые поступки. При свете этой молитвенной Купины нельзя делать зла, и нельзя не делать того, к чему зовет совесть. Чем прочнее этот акт безмолвного памятования, тем духовнее характер человека, тем более духовной необходимости в его жизни, тем ближе он к Богу... Таково действие сокровенной и постоянной, "неумолкающей", безмолвной молитвы. Она есть уже начало единения с Богом..."

"И человек знает, что в нем живет это сияние трепетной безсловесной молитвы, как вечное памятование о Боге", – говорит философ И.А.Ильин.

Это высокий духовный идеал бытия Слова в нашей жизни, показанный нам философом. А на другой, на противоположной чаше весов – искаженный язык, исковерканная речь, низкая, смрадная, грязная лексика. И есть у весов золотая середина – подлинная, живая и ясная, простая и правдивая речь народа, речь, близкая по чистоте к литературной, речь образная и красивая – та, которой восхищался великий Пушкин.

И весы эти – в наших с вами руках...

06.02.2007

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама