ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Непризнанное меньшинство

Для многих индийских чиновников джайнизм остается "реформированным" индуизмом

Петр Топычканов :: 08 февраля 2007

В конце 2006 г. в Нью-Дели прошла ежегодная конференция Национальной комиссии по меньшинствам с участием высокопоставленных индийских чиновников. В своем выступлении глава комиссии Мохаммад Хамид Ансари заявил, что "каждый шестой индиец принадлежит к религиозным меньшинствам. А значительная их часть с точки зрения социально-экономического положения представлена маргиналами". Привлекая внимание к проблемам этой части населения, глава комиссии обошел молчанием положение ряда общин, которые не обладают официальном статусом меньшинства. В частности, Ансари не упомянул джайнов.

Джайнизм возник в VI в. до н.э. Его легендарный основатель принц Вардхаман, отрекшийся от власти, богатства и славы, своими аскетическими трудами стяжал славу и последователей. За ним закрепились эпитеты Джина ("Победитель"), Махавира ("Великий герой"), Санмати ("Благомыслящий"). С первым эпитетом и связано название религии – джайнизм. Джайны верят в то, что Вардхамана был последним из 24 тиртханкаров (буквально "создатель переправы"), которые приходили в мир для того, чтобы снова и снова открывать путь из материального мира в духовный. Тиртханкары возглавляют сложный иерархический пантеон в джайнизме, включающий также богов, заимствованных из индуизма.

Тем не менее, несмотря на наличие большого числа богов, джайнизм считается "атеистической" религией, поскольку он отрицает идею высшего бога' – Творца вселенной. Основанием джайнизма являются "правильная вера", "правильное знание" и "правильное поведение". Именно через них можно достичь освобождения от кармы, то есть стать джиной. "Правильное поведение" означает отказ от лжи, воровства и мирских приобретений. Частью "правильного поведения" становятся целомудрие и ненасилие (ахимса). Последней добродетели всю жизнь придерживался Махатма Ганди. С этим связана традиция закрывать все индийские скотобойни в дни рождения Вардхаманы и Ганди, наиболее прославленных проповедников ненасилия.

Заимствование индусских богов джайнами и джайнских идей – индусами, к которым принадлежал Ганди, показывает, что длительное время индуизм и джайнизм существовали и существуют в едином культурном поле. Помимо них в этом поле находится буддизм, возникший, как и джайнизм, в VI в. до н.э., и сикхизм, возникший на рубеже Средневековья и Нового времени. Сторонний наблюдатель, подошедший к индийской религиозной действительности с западными мерками, не смог бы понять, где кончается индуизм и начинается джайнизм, и назвал бы все это религиозной анархией. Так и поступили английские колонизаторы, выделившие "свой" индуизм с бесчисленным числом течений и "чужие" религии: ислам, христианство, парсизм и иудаизм.

Из Южной Азии англичане ушли в 1947 г., оставив на обломках колонии два государства – Индию и Пакистан. Граница между ними пролегла через штат Пенджаб, где проживали сикхи. Их безуспешная борьба за независимость от Дели в конечном итоге привела к тому, что власти осознали особое положение сикхской общины. В свою очередь, буддисты были признаны меньшинством после того, как в 1950-е гг. в буддизм в поисках социальной справедливости стали переходить индусы из касты неприкасаемых. Это увеличило напряженность в отношениях между индусской и буддийской общинами.

Понадобилась целая серия конфликтов для того, чтобы индийцы ощутили, что в их культурном поле существуют самостоятельные вероучения – сикхизм и буддизм, признанные религиозными меньшинствами.

Джайны после 1947 г. подобным испытаниям не подвергались. Сейчас они проживают в основном в трех западных штатах – Раджастане, Махараштре и Гуджарате. Община делится на две части – дигамбары ("одетые в пространство") и шветамбары ("одетые в белое"). Первые ведут более строгую жизнь, чем последние, отказывая себе даже в ношении одежды по примеру Вардхаманы. Джайны насчитывают 4, 22 млн. человек (0, 41% от всего населения Индии). Большая их часть проживает в городах (76, 11%). Среди них высока грамотность (84, 09%).

Община богатая, поскольку ахимса принуждает джайнов заниматься деятельностью, способной принести наименьший вред живым существам. Такой деятельностью стало в основном предпринимательство. Община занимает в Индии первое место по занятости своих членов в крупной торговле. Таким образом, джайны не нуждаются в особой поддержке со стороны государства, что не скажешь о многих представителях зарегистрированных религиозных меньшинств. Это стало одной из причин отказа властей рассматривать джайнов в качестве меньшинства. Другая причина – это отсутствие конфликтности с другими религиозными общинами.

Но если отказывать джайнам в статусе меньшинств только потому, что они не конфликтуют с соседями и не нуждаются в помощи государства, возникает искушение рассматривать религиозное меньшинство не как реальный институт, а как понятие, которым государство пользуется для достижения собственных целей.

Предшественник нынешнего главы Комиссии по меньшинствам правовед Тахир Махмуд неоднократно указывал правительству на несоответствие государственной политики Конституции Индии и практики проведения переписей, согласно которой джайны выделяются в отдельную общину. По словам Тахира Махмуда, правительство часто предпочитало отмалчиваться. Зато радикальные индусские организации всегда остро реагировали на его заявления, обвиняя Комиссию по меньшинствам в незаконной деятельности, направленной на разрушение индийской нации.

И все же в последнее время происходят положительные изменения в положении джайнов. Если в 2005 г. Верховный суд Индии в очередной раз заявил, что "с философской точки зрения джайнизм является реформистским движением внутри индуизма", то в 2006 г. он признал, что, "бесспорно, джайнизм не является частью индуизма". Джайны признаны меньшинством уже в шести штатах: Мадхья Прадеше, Махараштре, Раджастане, Уттар Прадеше, Уттаранчале и Чхатисгархе.

Справедливым является вопрос: а нужен ли джайнам статус национального меньшинства, если они им уже пользуются в местах своего основного проживания? Судя по относительно слабой активности джайнов в борьбе за этот статус, община не испытывает в нем острой нужды. Однако положение джайнов в качестве непризнанного религиозного меньшинства обнажает противоречия государственной политики в религиозной сфере, которые, очевидно, являются результатом сочетания западной политической культуры и традиционных представлений.


Петр Владимирович Топычканов – историк.


Джайны не нуждаются в особой поддержке со стороны государства

07.02.2007

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама