Реальное влияние глобализации на отношения исламского и западного миров достаточно неоднозначно и имеет свои положительные и отрицательные стороны. Однако, как говорится в пословице, "хорошая новость лежит, а плохая бежит". При этом скорость, с которой распространяется негативное влияние глобализации, в первую очередь зависит от распространения самой глобализации.
На эмпирическом уровне мы можем видеть, как увеличились уровень дохода и продолжительность жизни в мусульманских странах за последние полвека, также как и открытость СМИ и доступ населения к информации. Тем не менее, события в мире и международная обстановка в целом свидетельствуют о том, что в конечном итоге, к немалому удивлению Запада, у мусульман складывается отчетливо негативное мнение о глобализации.
С точки зрения Соединенных Штатов, со стороны развивающихся стран, едва ли не купающихся в западных инвестициях и экономической помощи, такое поведение является откровенной неблагодарностью, "кусанием руки дающего".
Для преодоления той пропасти непонимания между исламским миром и Западом, которая возникает при рассмотрении вопроса о влиянии глобализации, критически важными являются две максимы: "Восприятие – это реальность" и "Отрицание реальности не способствует восприятию".
Большинство людей, живущих в мусульманских странах, воспринимают амбиции сторонников свободного финансового, торгового и информационного обмена между странами через две искаженные линзы подозрения и опасения. Настроения этих людей обусловлены остаточным эффектом эпохи колониализма, когда из их стран выкачивались все ресурсы на Запад.
Опасения же, характерные исключительно для исламско-западных отношений, заключаются в обеспокоенности мусульман по поводу перспектив восстановления исламской цивилизации после долгого периода застоя. Такое восприятие реальности в особенности свойственно исламскому миру, поскольку, в отличие от всех других цивилизаций, только Исламу удалось оказать значительное культурное влияние на Запад.
Существуют многочисленные свидетельства культурного превосходства исламского мира в эпоху его расцвета над Европой "темных веков" раннего Средневековья, а также влияния интеллектуальных достижений исламской цивилизации на Реформацию и Возрождение. В то же время такие великие цивилизации, как китайская, ацтекская и индийская никогда не удерживали в своих пределах часть Европы, что, вероятно, спасло их от одержимости идеей "повторного самоутверждения".
Чтобы представить ситуацию более наглядно, можно сравнить Ближний Восток наших дней с американской глубинкой 1950-х годов. В то время полностью одетого Элвиса, поющего песни без каких-либо непристойностей, выгоняли из телевизионных ток-шоу всего лишь за его "фирменные" вращательные движения бедрами.
Какой же реакции на Запад нам стоит ожидать от мусульман, если понятие "свободные СМИ" для них означает постоянный показ по их телевизору самых откровенных клипов поп-звезд, которые к тому же могут увидеть их дети? Представьте, как ужаснулась бы Америка, с подозрением относившаяся в Элвису, при виде Бритни Спирс или Пэрис Хилтон?
Вдобавок к этому, как можно объяснить тот факт, что транслируемые по тому же самому спутнику национальные новостные программы во многих мусульманских странах не имеют ни единой возможности поставить под сомнение действия правящего монарха или диктатора?
Концепция "MTV для мусульманских масс" демонстрирует проблему восприятия: она становится реальностью, на которую будут реагировать общества. Точка зрения, заключающаяся в принципе "да поп-музыке, нет – политической подотчетности", в одном предложении выражает ту угнетающую реальность, которую мы не можем отрицать, не углубляя пропасть непонимания.
Надежда на будущее может заключаться в первую очередь в некоторой "забывчивости", если и не в прощении и раскаянии. Когда поколение, жившее в эпоху колониализма, уже ушло, а постколониальное поколение достигло преклонного возраста, в исламском мире и на Западе подросли новые молодые люди.
С одной стороны, доступность информации и рост культурного разнообразия в западных обществах подтолкнул даже молодежь из привилегированных классов США и Европы к рассмотрению развивающихся стран в качестве независимых государств, а не источников экономической выгоды – хотя иногда и "держа их в прицеле" как новые рынки сбыта. В то же время, в мусульманских странах становится все больше молодых людей, которые высоко ценят западные стандарты интеллектуальной свободы и самоопределения, несмотря на нынешнюю международную ситуацию и войны, хотя их число все еще довольно мало.
Для того, чтобы убавить негативность восприятия мусульманами "свободного" глобального обмена информацией, данный процесс должен быть взаимным. На всемирном рынке соперничающих идей и идеологий, который сейчас удушается олигополиями и повязан "особыми интересами", должно существовать подлинное равенство возможностей.
В то время, как глобализация СМИ создала форумы, где могут быть услышаны голоса "умеренных" с обоих сторон, даже в этой области остается риск возникновения взаимного непонимания. Когда BBC, CNN и Fox News можно увидеть на Ближнем Востоке повсеместно, как сторонники глобализации могут оправдать тот факт, что ни один оператор кабельного или спутникового телевидения не соглашается транслировать англоязычную "Аль-Джазиру" в штате которой находятся не "исламские экстремисты", а ветераны службы BBC и бывшие телевизионщики, работавшие в западных компаниях?
Об этом сообщает "Ислам РУ"