Пётр Мамонов: "Мы просто сняли честное, чистое кино"
Хочу поблагодарить Господа Бога за то, что подал нам снять такой фильм. Второе: хочу поблагодарить свой народ, который меня вырастил, воспитал, кормит, одевает, обувает и так далее. И, конечно, хочу поблагодарить академию, академиков за столь высокое признание нашего труда. Потому что я к этому фильму отношусь спокойно, несмотря на некоторый нездоровый уже ажиотаж... Мне кажется, что мы просто сняли хорошее, простое, честное, чистое кино...
Почему какое-то кинцо наше, извините... Павел Семёныч, извини, ради Бога (смех в зале), – по всей стране люди рыдают, а когда в любом продуктовом магазине стоит игровой автомат, и у нас вот, в Верее, я в провинции живу, человек проиграл зарплату, потом взял в банке аванс, потом дом проиграл и повесился, и сплошь и рядом, – а это как-то всё спокойно... Где мы-то с вами, где?..
Почему мы четыре миллиона Суворовых, Ушаковых, Лермонтовых, Пушкиных в год убиваем? Что за беспечность такая? Переходящая уже в преступление...
Я не то что какую-то обидку там, а просто сердце болит, правда.
Из выступления
на церемонии награждения
лауреатов премии "Золотой орёл"
"Старец" Мамонова – воплощение великой русской веры в волшебное решение самых страшных и тупиковых вопросов. Надежды на встречу с чудом. На то, что Бог – даст.
Удивительный русский менталитет в этой своей страстной вере и надежде легко обходится без религиозности. Старец Анатолий "решает вопросы" не как посвящённый, жрец, избранный, а как свой. Он и грешен, и мерзок – именно как мы.
Я знаю людей, которые выходили из кино, как из кабинета очень сильного психотерапевта. Потрясающая достоверность Мамонова – тот адрес, куда надо срочно собираться и ехать. Там вылечат тебя и твоего ребёнка, там есть канал простого и понятного, обыденного, а не тайного Знания.
Алла Боссарт
Для разных групп публики в фильме нашлись свои приманки. Одни сегодня непритворно пытаются понять, что такое истинные ценности. Другие крестятся потому, что так надо, – и могли ли наши новообращённые политверха не возлюбить "Остров", который продаётся наряду с иконками даже в Троице-Сергиевой лавре? Третьих пронял Мамонов, сыгравший действительно потрясающе, – это единственная оценка фильма, в которой сходятся все. Четвёртых заинтриговал казус, как подобную картину мог снять Павел Лунгин – режиссёр с репутацией циника. Но, может, он и впрямь внутренне изменился?.. Если теперь Лунгин говорит, что... обществу пришло время задуматься о вечности, грехе и совести, то почему нужно сомневаться в его искренности?
Юрий Гладильщиков
"Остров" появился как раз вовремя, на пересечении нескольких позитивных для его успеха тенденций: формирования Российской Федерации как православного государства и соответственно государственного телеканала как проводника официальной идеологии; стремления Павла Лунгина к созданию гармоничного произведения после поисков разной степени хаотичности; готовности Петра Мамонова воплотить свою духовную трансформацию в вымышленном образе (до этого он выступил героем документального фильма); распространения массового мистицизма (неканонической религиозности) среди российского населения; грамотной пиар-кампании на основе влияния "второго" канала страны.
Художественное качество результата в этом случае – вопрос второстепенный, требующий особого разговора.
Кирилл Разлогов
Фильм "Остров" оказался ожидаемым. Он высветил жадный интерес зрителей к подлинно религиозному кино: в нём всерьёз говорится о человеке, о смысле жизни, о путях преодоления внутреннего кризиса в русле тех духовных традиций, на которых стояла и стоит Россия второе тысячелетие. Ни оккультизм "Гарри Поттера", ни им подобные и развлекательные "... дозоры", "Меченосцы" и "Волкодавы" не вызвали столь живого зрительского интереса, как скромный, но профессионально точный фильм Павла Лунгина с прекрасными актёрскими работами... Впечатление такое, что каждый, кто работал на фильме "Остров", не играет в кино, а проживает предложенную ситуацию как часть собственной жизни, чутьём угадывая правду.
Татьяна Москвина-Ященко
Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев оценил фильм Павла Лунгина "Остров" как честную, отрезвляющую картину о православии, главной удачей которой является точное понимание смысла святости. Осмелюсь озвучить вопросы... Например, хорошо ли подавать на экране молитву и её чудесную силу в столь облегчённом варианте? Правильно ли, что главный герой настолько не доверяет Богу, что и живёт в муках: "Грех душу жжёт, нет мира в душе", – и умирает, так и не совершив тайну исповеди? И что означает на сайте фильма страница "Признавайся. Они уже признались", где наивные души в чём только не признаются? И подобные им утешают со словами "Бог простит" и дают психотерапевтические советы?.. И почему авторы так "усекли" двух персонажей, акцентировав лишь "целебные чары" отца Анатолия?
Но фильм уже стал общественным явлением, а широкой публике не важны ни драматургические натяжки, ни неясности.
Вита Рамм
В богоискателях сегодня кто только не ходит. И кто только не воспринимается таковым благодаря абсолютной неискушённости в вопросах веры большей части наших соотечественников, принимающих на веру и за веру всё и вся. Найти ответы на многие вопросы, возникающие в хаосе жизни, они сами не в состоянии. Необходим миф, способный ответить на все чаяния и сомнения. Появляется Павел Лунгин со своей легендой и "житием". Исполнитель главной роли Пётр Мамонов уверен, что людям не на что опереться, им палочка нужна, "не нам, умникам, а тем, которые с семи утра на работе, тем, кто билеты в трамвае продаёт".
Попытка Павла Лунгина в фильме "Остров" поговорить на эту тему, сделанная к тому же открыточно, если не сказать гламурно, оказалась как нельзя кстати. И Церкви картина нравится, в отличие от "Странника" Сергея Карандашова, где, по её мнению, слишком уж всё черно, хотя в плане духовного искательства последняя куда честнее и искреннее. "Остров" всячески пропагандировали в церквах, вывешивали объявления для прихожан о показах, на православных ярмарках продавали диски и демонстрировали фильм. А народ поверил и пошёл за тем, что принял за нечто божественное (ему прямо указали на это), перепутав, где есть Бог, а где своё собственное и интуитивное представление о божественном.
Светлана Хохрякова
Те, кто решили, что секрет Лунгина – в эксплуатации модной темы православия и национальной традиции, ничего не поняли. Секрет – в массовом желании другой жизни... Имеется в виду частная, личная, индивидуальная жизнь, вписанная в систему ясных норм и правил. Соотнесённая с однозначными представлениями о добре и зле. Не обязательно праведная (сочувствие вызвал раскаявшийся грешник, а не преподобный святой). Но обязательно – выверенная по этической шкале.
Если угодно, "Остров", точнее, зрительская реакция на него – это общенациональный референдум. О том, какое общество нам нужно...
Александр Архангельский
...Я смотрела, и всё сильнее было ощущение: что-то мне всё это напоминает. Какое-то знакомое переживание. Но что? Всё не могла ухватить. Наконец – вспомнила! Это когда смотришь по телевидению рождественскую или пасхальную службу.
На Рождество или Пасху православному подобает, как известно, быть в церкви. По каким-то причинам – уважительным или неуважительным – человек порой остаётся дома и смотрит службу на телеэкране. Так сказать, соприсутствуя, ощущая некоторым образом свою причастность к происходящему в церкви...
И всё-таки. Каждый знает (или должен бы знать), что телеэкран – не церковь. Сидящий перед ним лишь нечто потребляет. Вот когда граница между одним и другим размывается, а то и исчезает, когда делаемое кем-то человек принимает за собственную духовную деятельность...
Так в этом фильме. Произведена очень качественная подмена. Тут ставка на юродивого – на то, что он за нас всё сделает. А не на будничное, каждодневное, упорное исполнение долга каждым, на ежедневное усилие личного труда для своего и общего блага.
Мариэтта Чудакова