Новый фильм Павла Лунгина "Остров" стал событием в культурной жизни страны, заслужив Национальную кинопремию "Золотой орёл" как "Лучший фильм 2006 года". Награда была присуждена в шести номинациях, в том числе – Петру Мамонову за лучшую мужскую роль.
"Остров" ждали с особым интересом. Сама тема жизнь православного монастыря столь специфична, что любая работа "для широкой публики" заранее обречена на пристальное и пристрастное внимание.
Для православной культуры не характерны громкие и публичные рассуждения об интимной жизни верующего. Целомудрие естественно для христианина; исполнение обрядов как бы защищает от необходимости обнажать таинство, происходящее в душе всякий раз, когда она встречается с Господом; дальнейшее молчание. Немногие решатся вынести внутреннее вовне, сделать его достоянием множества людей.
Советские времена, когда верующий вынужден был скрывать свою принадлежность к Церкви, и "перестроечные" годы, когда креститься, равно как и посещать храм по праздникам, стало модным, выработали в людях определённое табу на тему веры во всяком случае, в интеллигентской среде. Сегодня эта среда, в значительной степени утратившая политизированность советской эпохи, довольно охотно демонстрирует, с одной стороны, цинизм, с другой душевную глухоту, неспособность к открытым эмоциям, к чему-то, хотя бы отдалённо напоминающему волнение, восторг, экстаз. Духовная реальность сегодняшнего интеллигента "стускленный колорит", о котором когда-то совершенно по другому поводу писал С. С. Аверинцев. Нам трудно сказать "я люблю" или "я ненавижу", почти невозможно вымолвить что-либо кроме "интересно", выказать свою душевную захваченность, увлечённость. Наше целомудрие зачастую не от желания скрыть эмоции, а от отсутствия и эмоций, и желаний. Иные интеллектуалы намеренно ограничивают круг "посвящённых", то есть тех, кому доступны их размышления.
В ожидании фильма не оставляли вопросы. Даёт ли тема индульгенцию в случае недостатка художественности? Корректно ли сопоставление "этического" и "эстетического", когда речь идёт о произведении, затрагивающем самые сокровенные стороны личной жизни?.. Главное же готов ли обычный человек, "рядовой зритель", встретиться с произведением искусства, посвящённым разговору о вере, и воспринять его не как проповедь, а именно как искусство?
...Сюжет фильма "Остров" (сценарий Д. Соболева) связан с важным для русской православной традиции жанром жития. Безымянный кочегар с буксира, везущего уголь, под властью страха смерти становится убийцей. Случайно оставшись в живых, спасённый монахами, он остаётся в монастыре, приняв постриг. В какой-то момент у отца Анатолия (П. Мамонов) так зовут его теперь, а прежнего имени мы так и не узнаем открывается дар пророчества, предвидения, целительства. С материка в монастырь едут и едут к чудотворцу те, кому нужна помощь Бога.
Меж тем отец Анатолий исправно несёт послушание в котельной: как когда-то, бесконечно забрасывает бесконечный уголь (не тот ли, с буксира?) в топку, спит здесь же, на груде угля, категорически отказываясь переехать в келью к настоятелю (В. Сухоруков). Он так ничему и не научился, не приобрёл профессии. В обществе он никто, человек "без свойств".
При всём этом отец Анатолий смутьян и баламут; может прийти на службу в одном сапоге на другой ноге носок; может во время молитвы повернуться "не той стороной"; может спросить одного из насельников, отца Иова (Д. Дюжев), знает ли тот, за что Каин убил Авеля... Он пророчествует не только приезжим: придёт настоятель отругать его за неблаговидное поведение, а тот ему головню под ноги. Что сие значит? А ничего, просто пожар скоро будет и келья настоятеля сгорит. И тогда уж настоятель в котельную переедет вместе с любимым одеялом и мягкими сапогами. И только уляжется, как полетят в огонь сапоги и с одеялом неприятность случится. И скажет настоятель, что прав отец Анатолий заметил, сколь привязан был монах к комфорту, к вещам, делавшим жизнь приятной и удобной...
Отец Анатолий знает, что умирает, оповещает об этом братию. И только об одном молится чтобы перестало жечь воспоминание о давнем убийстве.
Тогда, тридцать с лишним лет назад, он какую-то минуту безумно безумно! радовался, что остался в живых: "Тихона, суки, убили!.."
Они убили. Не я.
Потом понял, кто настоящий убийца.
Его разум не в состоянии постичь, почему Господь избирает именно его для спасения людей. Не отца Иова, всю жизнь мечтавшего нести такой подвиг. Не кого-нибудь ещё.
Странное, не постижимое умом несоответствие между греховным ничтожеством и Божественным промыслом. В фильме П. Лунгина главный герой становится "проказником", вечным ребёнком, мажущим сажей дверные ручки и поющим гимны под аккомпанемент монастырского колокола. Шутки такая же постоянная примета его жизни, как и осознание собственного падения. Над жизнью и собственной смертью ("Мне гроб нужен, а не буфет!") он шутит так же весело, как весело в минуты нечаянной радости славословит Господа. Самоумаления, кенозиса в его юморе едва ли не больше, чем собственно шутки. За ней бездна недоумения: почему же всё-таки я, Господи, самый недостойный из Твоих созданий?..
Но всё-таки чаще он просит простить его и даровать вечный покой невинно убиенному воину Тихону.
За несколько дней или, быть может, часов до смерти к чудотворцу приезжает адмирал со своей безумной дочерью. Отец Анатолий изгоняет беса. А в адмирале узнаёт своего шкипера. Оказывается, тот был только ранен...
Бог простил.
Тихон простил.
Только убийца себя не простил.
Столько лет прожив в осознании непоправимой вины и наконец получив возможность убедиться в великой благости Божией и освободиться, он уходит из жизни, по-прежнему ощущая себя великим грешником. Поступок, которого он, как оказывается, не совершал в реальности, остаётся совершённым в его душе. Помыслив об убийстве, мы уже убиваем; переживание отца Анатолия это переживание того, что было сделано в его внутренней реальности.
Фильм "Остров" рассказ о том, что высший судья человеку он сам. Что Господь милосерднее нашей собственной совести. И что не существует средств умилосердить этого самого жестокого судию. Выглядишь ты святым или проказником твой внутренний приговор от этого не становится мягче.
Подобная проблема не может быть поставлена и тем более раскрыта с помощью любого вида "моралите" или даже проповеди. Слова здесь были бы бессильны. Возможен лишь один способ её рассмотрения художественный. Только сопрягая трагедию и фарс, как это делает в своей роли Пётр Мамонов, можно оставить зрителю выбор трактовки, возможность соотнести свой собственный внутренний опыт с тем, что видишь на экране.
Вспоминается пятнадцатилетней давности спектакль театра им. Станиславского "Лысый брюнет". В зале сидели молодые ребята, приходившие, по сути, на "Звуки МУ" и на "того самого Петра Мамонова", руководителя и солиста модной рок-группы. Им не было дела до драмы, до мистерии, до притчи, которую они видели на сцене. Они не были к ней подготовлены. Но страшная сказка о том, как родился ребёнок, как ворковали над ним две женщины, как мама рассказывала ему на ночь про тётю Смерть и дядю Смерть, которые сначала замечательно жили, а потом дяде выкололи глаза, а тётя за это отомстила, почему-то доходила до них. Доходила вместе со сложнейшей библейской символикой Отца и Сына, вместе с каскадом трансформаций Лысого (П. Мамонов), который казался то Антон Палычем Чеховым, то Мефистофелем, то забулдыгой из подворотни. В стремлении передать зрителю свой образ мира актёр отдавался роли без остатка, чуждый эзотеризма, свободный от намёка на "элитарность".
Совсем другим был сравнительно недавний спектакль "Мыши" в том же театре. Рассчитанный, кажется, на "элиту", он оставлял её полным отсутствием сюжета, невозможностью построить внятную ассоциацию, постоянным опровержением зрительских ожиданий в некоем подавляющем недоумении. Чего стоил, например, Кай (якобы из сказки про Снежную Королеву), бродивший по сцене с ледяным сердцем подмышкой. Или сама эта Королева, биоробот на лыжах, этакая девушка с веслом, по случаю зимы сменившая вид спорта. Сплошной мамонинг глупости, на 80% заполняющие внутреннюю жизнь каждого из нас, "мыслеобразы", равно похожие и на спорт, и на психоделику. Помню оторопь журналистской аудитории после просмотра: "А что же такое "Мыши"? При чём тут мыши?!" и ленивый ответ Мамонова: "Ну, это наши мысли, а вообще, это вы мне должны были объяснить, а не я вам..."
Предметом поиска в театральных и киноработах Мамонова является, наверное, изображение этой самой "внутренней жизни" человека. Он один из редких актёров, которым всё равно, какими средствами добиваться своей цели: используя приёмы театра абсурда или реалистические средства. И, быть может, только благодаря своему абсурдистскому опыту Мамонов придаёт реалистической канве "Острова" облик современной притчи потому что тридцатилетняя удалённость (основное действие происходит в 1976 году) не есть историческая дистанция, слишком многие из кинозрителей ощущают показанную здесь действительность как свою, лично прожитую.
Личное здесь вообще очень важно; христианские молитвы или псалмы в чтении Мамонова звучат так, как будто слова говорятся впервые, творятся на глазах у зрителя, здесь и сейчас. Глядя на то, как отец Анатолий пускает кораблик с молитвой дожить до следующей весны, чтобы не заставлять братию копать в мерзлозёме могилу, зритель понимает, что молитва не услышана: кораблику на воде не удержаться. Возникает странное и непривычное чувство готовности к смерти; оно становится как бы фильтром, приглушающим все громкие звуки, резкие слова, сильные страсти. Не потому ли сцена изгнания беса кульминация картины проведена словно на полтона тише, чем должна была бы? Нас как бы защищают от отвратительных подробностей, давая лишь знаки, намёки на них. Вместо этих подробностей перед нами преображённое лицо самого отца Анатолия, мгновенно высветлившееся, очистившееся от угольной пыли, морщин, примет умирания.
Нет, пожалуй, во всём фильме кадров более красивых, чем в этой сцене. Дивные пейзажи северной России, ассоциирующиеся по странности всех ассоциаций с первотворением, с раем, здесь становятся как-то "нечеловечески" прекрасны. Не знаешь, кого оператора ли, художника благодарить за эти переливы белого, за голубые, розовые, лиловые тона, мгновенно разбитые жёлтым, тонущие в синеве. Ясно, почему самые жаркие, самые страдальческие молитвы герой, словно безымянный древний стригольник, творит вне монастыря...
Такт и художественная мера пожалуй, и есть самое главное в фильме "Остров". Упрёки в нецеломудрии, раздающиеся в адрес режиссёра, пожалуй, можно отмести: нельзя же, право, судить художественное произведение по законам, им самим над собой не признанным. В картине нет, кажется, ни одной подробности, которая могла бы отвлечь от чисто эстетического восприятия, то есть от возникновения живой эмоциональной реакции на события, показанные тебе и не имеющие отношения к твоей жизни.
Именно так рождается в искусстве сопереживание, именно в этом смысл всех возвышающих обманов.
В благодарственной речи на церемонии вручения "Золотого орла" Пётр Мамонов, редкий гость на светских мероприятиях, поблагодарил сначала Господа Бога, позволившего съёмочной группе выполнить свою задачу. Затем свой народ, который столько терпел и столько вытерпел. Затем коллег.
Народ, помянутый артистом, воспринял "Остров" так, как вряд ли кто предполагал. Вместо двадцати копий сделано двести, и их не хватает. Оказалось, что такой кинематограф востребован и более того необходим.
Ещё, кажется, выяснилось, что религиозность сегодня вовсе не только мода. Что вырождения народа в электорат не случилось. Если бы мы с вами, общество, были совсем пропащими, бесчувственными и циничными, такое кино сделать было бы невозможно. †