Острая дискуссия развернулась на XV Рождественских чтениях в Москве вокруг проблем миссионерства и катехизации в молодёжной среде. По свидетельству корреспондента агентства "Благовест-инфо" Юлии Зайцевой, возмутителем спокойствия стал выступивший на конференции игумен Пётр (Мещеринов), заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи (ЦДРМ) при Свято-Даниловом монастыре, руководитель Школы молодёжного служения.
О. Пётр удручён тем, что молодых людей, переступивших церковный порог, встречает, как правило, катехизация, основанная на четырёх столпах: традиционализме и национализме; ностальгическом монархизме; внешней дисциплинарности; кликушестве разного рода ("старцы, апокалиптика, дивеевские предания и прочее"). При этом, говорит игумен, "Христос, суть Церкви, стоит не на главном, центральном и исключительном месте, а где-то сбоку, как некий фактор существования великой России".
Главными принципами в работе с приходящей в Церковь молодёжью, полагает священник, должны стать христоцентричность; отделение церковного от патриотического, державного; воспитание евангельской нравственности. О. Пётр подчеркнул, что он вовсе не против патриотизма, но указал на "недопустимость религиозного отношения к патриотизму". И неофитов, и церковную молодёжь, считает игумен, необходимо воспитывать, оценивая "окружающую действительность с точки зрения Евангелия, а не какой бы то ни было идеологии". О. Пётр обеспокоен тем, что Церковь воздерживается от публичной оценки с евангельских позиций таких, например, вопиющих явлений, как дедовщина в армии. "Нужно сказать: это грех; нужно высказывать христианский взгляд на вещи, призывает игумен. Ничего этого и в помине у нас нет. Мы, исходя из ложно понятого патриотизма, будем говорить: "Не дадим шельмовать нашу армию, это всё либеральные СМИ раздувают"" и т. д. Это подставляет под удар авторитет Церкви.
Выступление о. Петра было воспринято как попытка жёстко противопоставить патриотизм и монархизм проповеди Евангелия. "Не могу молчать! Настоятель университетского храма свмч. Татианы протоиерей Максим Козлов не скрывал возмущения. Идея отстранить патриотизм от церковности это идея прямо греховная". Зал поддержал обличителя аплодисментами. О. Максим пояснил: "Я глубоко убеждён в религиозной ценности патриотизма, являюсь глубоким сторонником монархической идеи, почитаю старцев и монастыри... Синодальный период считаю великим периодом в истории нашей Церкви".
О. Максим Первозванский, духовник православного объединения "Молодая Русь", просто "кипел", как он сам признался, от выступления о. Петра. По мысли пастыря, патриотизму надо "придавать религиозное значение"; отделить патриотизм от христианской проповеди невозможно, не разрушив "цельности жизни". Вряд ли, убеждён духовник молодёжи, стоит начинать миссионерскую проповедь с таких "абстрактных вещей", как "жизнь со Христом", "сосуд Святого Духа": "Говоря о высоком, мы не даём им естественного... не восстанавливаем простые вещи любовь к родителям, к родине". Высказывание о. Петра о необходимости публичной церковной оценки дедовщины также возмутило о. Максима Первозванского. "Есть вещи, которые выше человеческой жизни", разъяснил он, сославшись на "Декларацию о правах и достоинстве человека", принятую Х Всемирным русским народным собором.
О. Пётр, однако, не одинок в своих воззрениях. Диакон Михаил Першин, сотрудник Синодального молодёжного отдела, привёл пример "Братства православных следопытов", возрождающего традиции православного скаутского движения. Вот уже 15 лет это движение растёт и развивается во многом благодаря тому, что оно вне идеологии: оно не монархическое, не либеральное или какое-то ещё. "Важно, чтобы любой родитель мог отдать ребёнка в нашу организацию, понимая, что мы делаем акцент на пути ко Христу, а не на идеологии", отметил о. Михаил.
На какой же платформе нужно консолидировать православное юношество? Сопредседатель молодёжного движения "Георгиевцы!" Вадим Квятковский (он сотрудник аппарата Госдумы) напомнил о трудности и неудачах в попытках создать Всероссийское православное молодёжное движение. Это привело активиста к выводу: "большая", всероссийская организация (своеобразный "комсомол внутри Церкви") не нужна. Многочисленные молодёжные группы, которые есть в Москве почти при каждом храме, могут, считает В. Квятковский, объединяться вокруг какого-то серьёзного общего дела, такого, например, как предстоящий Форум православного студенчества.
Словно подытожил эту дискуссию архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Синодального отдела по делам молодёжи, выступавший на Молодёжных образовательных чтениях (впервые организованных в рамках Рождественских чтений). Цитатой из книги Н. Струве он напомнил о Пршеровском съезде 1923 г., на котором было основано Русское студенческое христианское движение (РСХД). Дух свободы, дух Пятидесятницы, который ощутили участники встречи в Пршерове, должен присутствовать и в современном православном молодёжном движении, убеждён архиерей. †