ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Диомид рванул

Епископ Чукотки призвал руководство РПЦ к покаянию

Михаил Поздняев :: 01 марта 2007

Начало Великого поста омрачилось для главенства Московской Патриархии скандалом, подобного которому еще не было в новейшей церковной истории. Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) опубликовал открытое письмо "Ко всем верным чадам святой Православной Церкви", в котором обвинил свое начальство в "отступлениях от чистоты православного вероучения". Хотя Анадырско-Чукотская епархия – самая отдаленная в России, во многих центральных регионах начался сбор подписей в поддержку владыки Диомида. Речь идет о расколе такого масштаба, в сравнении с которым бледнеют и события на Украине, и прежние разногласия Патриархии с Зарубежной Церковью.

Православные Интернет-ресурсы России в последние дни уподобились клокочущему вулкану. В Сети получило широкое хождение письмо под заглавием "Пора пресечь беззаконие". Авторы послания "ко всем верным чадам Святой Православной Церкви" – епископ Анадырский и Чукотский Диомид и четверо священнослужителей его епархии.

Поначалу те, кто знакомился с этим документом, отказывались верить своим глазам. По сравнению с ним детским лепетом показались все публикации СМИ, в которых руководство РПЦ упрекалось в злоупотреблениях властью, коррупции, ведении бизнеса, граничащего с криминалом, лоббировании своих интересов в силовых структурах, образовании, культуре. А тут – не "продажные журналюги", но свой же брат архиерей призвал Патриархию "обратиться от пути отступления от чистоты евангельского, догматического, канонического вероучения и принести плоды достойные покаяния". Фактически чукотский владыка назвал всемогущее начальство еретиками.

В том, что мы имеем дело не с антицерковной провокацией, пришлось убедиться очень скоро. Сначала епископ Диомид подтвердил свое авторство. Правда, он оговорился: письмо было предназначено для публикации в сборнике с красноречивым названием "Страха не боимся!", но и против тиражирования в Сети не высказал возражений. Через несколько дней в Интернете появился комментарий епископа, по тону еще более резкий, чем "исходный документ".

"Чукотское послание" производит сильное, но противоречивое впечатление. С одной стороны, в нем содержатся такие серьезные пункты, как упреки руководства Патриархии в "духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой власти, в ущерб богодарованной свободе". Или констатация "молчаливого согласия вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям".

Другой важный момент в документе – озабоченность "попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций Собору архиерейскому". Епископ Чукотки подтвердил то, о чем давно говорилось: церковная жизнь жестко регламентируется архиереями, а поскольку собираются они раз в четыре – пять лет, все вопросы решает "митрополитбюро" – узкий круг членов Священного Синода...

Наряду с этими действительно серьезными проблемами, в "чукотском послании", предназначавшемся, повторим, для сборника "Страха не боимся!", содержится немало "страшилок". Огромное место в нем уделено участию РПЦ в экуменическом движении. Прошлогодний межрелигиозный саммит, участники которого обратились к лидерам "большой восьмерки", по мнению владыки Диомида и других подписантов, "признает мировое масонское правительство, подготавливает приход единого мирового лидера, т.е. антихриста". Недовольство авторов письма вызвало и то, что в итоговом документе саммита "была засвидетельствована вера в одного "Всевышнего": "Будем хранить мир, заповеданный Всевышним!". Мы не считаем, – говорится в послании, – что у нас один "Всевышний" с иудеями, мусульманами и прочими религиями".

Епископ Диомид вновь поднял в своей декларации, казалось бы, закрытый вопрос об ИНН. По его мнению, преступным для РПЦ стало "оправдание и благословение персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога". Впрочем, если на эту тему еще можно подискутировать, совсем уж странным выглядит упрек Патриархии в "одобрении демократии" и "призыве к голосованию за определенных политических лидеров, вопреки церковным канонам и в нарушение соборной клятвы 1613 года".

Как бы то ни было, весьма грозно звучит заключительный пассаж послания: "Мы просим и умоляем пред лицом всей Церкви Христовой архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, причастных тем или иным образом к перечисленным выше отступлениям от чистоты евангельского, догматического, канонического вероучения, обратиться от пути отступления и принести плоды достойные покаяния". Епископ Диомид и его сподвижники призвали "всех чад Русской Православной Церкви" поддержать их обращение.

Если бы не последние слова, то, что написал православный "начальник Чукотки", можно было бы счесть его личным мнением. Но он фактически объявил о "крестовом походе" на Москву. Мало того, дал благословение собирать подписи в свою поддержку. Что во многих епархиях активно делается. По словам руководителя издательства "Русская идея" Михаила Назарова, автора скандального "Письма 500", обращение епископа Диомида разослано "по тысячам адресов и сотням сайтов Кольца патриотических ресурсов". Это уже бунт на корабле, выплеск скандала за церковную ограду. Рассуждения об экуменизме и об ИНН владыке Диомиду, может, и сошли бы с рук, но только не твердое убеждение: "Мы, архиереи, узурпировали полноту власти, а народ, он дает нам свое право: как делегатов нас представляет, но сам-то своего мнения не высказывает. Поэтому я считаю, надо, чтобы действительно был Поместный Собор".

По информации "НИ", "чукотское послание" было в срочном порядке передано патриарху Алексию II в середине февраля. Но Святейший отложил рассмотрение документа. И потому, что начиналась первая, особенно строгая неделя Великого поста, и потому, что приближались именины Святейшего: в этом году они отмечались, невзирая на пост, с небывалым размахом. В Москву съехались десятки архиереев со всей России и из-за рубежа. Епископа Диомида среди них, разумеется, не было. Но нет сомнений, что вскоре он будет вызван "на ковер" в Первопрестольную. Реакция Патриархии на его демарш будет самой жесткой. Однако это не означает, что на том дело кончится. Комментируя свое письмо, владыка заявил, что его точку зрения разделяют "многие архиереи, просто они не высказывают своего мнения, держат его при себе, хотя прекрасно все понимают".

Сколько продлится их молчание – вопрос времени. Сегодня во главе РПЦ опытнейший политик, прекрасно владеющий системой сдержек и противовесов. Но что будет с Московской Патриархией в дальнейшем, не готов сказать никто. "Чукотское письмо" свидетельствует: усиления борьбы за власть, чреватой расколом, в любом случае не избежать.

Источник: Новые Известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама