Ознакомился с текстом Обращения владыки Диомида, наделавшего много шума в церковном кругу, а также с реакцией на него диакона Андрея Кураева и читательским обсуждением в форуме "Русской линии". Коротко скажу, что документ показался мне любопытным и заслуживающим внимания. Как бы ни относиться к его содержанию, нужно признать красноречивым сам факт его появления и искать причины, разумеется, не в одних личных особенностях Анадырско-Чукотского преосвященного, как это делает о. Кураев.
Ошибкой будет рассматривать Обращение "в лоб": правильно или неправильно то, о чем в нем говорится. У ситуации вокруг Обращения есть несколько сторон, каждая из которых представляет особый вопрос и не отменяет необходимости в анализе прочих.
Критики
Диакон Кураев хочет представить проблему проще, чем она есть. С первых же строк: "Обращение епископа Диомида характеризует его как человека, который уже давно и безнадежно (!) потерял связь с реальностью... Вопрос здесь в том, что он разрешает себе видеть, а что нет. Страсть тотальной подозрительности взяла над ним верх, и он все перетолковывает, лишь подчиняясь этой страсти". Говорить, стало быть, не о чем. Замечания, высказанные в Обращении, не имеют под собой почвы. Рассмотрев по-быстрому первый и единственный пункт расхождений, касающийся того, имеется ли сегодня или нет экуменизм в Московской Патриархии, отец диакон ощущает себя удовлетворенным. Как в формальном судопроизводстве: в рассмотрении иска отказать по причине его неправильного оформления.
Вряд ли необходимо доказывать, что проблема Обращения вл. Диомида и последующего развития событий вокруг него этим не будет исчерпана. Не будем сейчас указывать на профессионалов-ревнителей, поставивших на борьбу с церковным управлением и чающих ощутимого выигрыша на этой борьбе. Но есть большое число людей, которые испытывают вполне искреннее беспокойство о состоянии церковных дел и не вполне ясной для них дипломатии в верхах. Не замечать это бессмысленно. Профессор отец Андрей Кураев ведет странную миссию. Он бесконечно готов входить в положение неформальных молодежных течений, но почему-то совсем не готов замечать иную позицию, присутствующую внутри самой Церкви. Сложно представить где-нибудь на рок-концерте выступление о. Андрея со словами "вы безнадежны" или "страсти взяли над вами верх, и вы потеряли связь с реальностью". Здесь же он выступает в роли грозного администратора: "Я начальник, а ты, кто такой, знать не знаю".
К сожалению, неосмотрительность, небрежность в отношении своих ближних братьев стала неотъемлемой частью, практически нормой взаимоотношений в церковной ограде. Мирскому начальнику, политику, рок-звезде или даже попросту человеку колеблющемуся, не сделавшему еще окончательного выбора между верой и светской жизнью, церковное окормление отдаст максимум усердия, тогда как уверовавшие, "свои" по инерции отодвигаются на второй план и часто не получают необходимой поддержки и разъяснений.
Этим и создается почва для разделений. Помимо воцерковления, существует еще и "расцерковление", при котором одна часть подается в ревнители, другая попросту секуляризуется, обмирщается. Не знаю, наверно, миссионерская деятельность в миру представляет большую и сложную задачу, но для церковного люда с некоторых пор большую сложность стала представлять сама миссия о. Андрея Кураева. Достаточно вспомнить скандальную его позицию в отношении книжицы о Гарри Поттере, из которой вышло столько ненужного соблазна. Кто был готов дать слабину: почитать, что читают все, посмотреть то, что смотрят, тот с большой вероятностью воспользовался благословением отца диакона на знакомство сперва с предлагаемыми им образчиками современного масс-культа, а потом и со всем остальным, что мелькает в рекламе и показывается по телевизору.
Не знаю, как этого не понимает сам проповедник. Человек, проживающий в Москве, просто не может не видеть того, как меняются вещи и в какую сторону тянет нас мир. Многие из тех, кто десять-пятнадцать лет назад с жаром спорил о богословии и организовывал летние лагеря с детьми, сегодня озабочены исключительно "горящими путевками" в Египет и погашением кредита на иномарку. Если это не повод уделить внимание порядку в собственном доме, чистоте веры, восстановлению порушенных понятий о благочестии, то что тогда повод?
Устройство церковной жизни осталось у нас на весьма относительном уровне, во многом без определенности, оставленным, как придется. Оно дает множество неприглядных примеров. Поэтому нечего удивляться тому, когда многие, отчаявшись найти правду и истинную ревность о чистоте веры, переходят на критические позиции или даже впадают в категорическое отрицание.
Обращение
Появление Обращения, хотя и происходило какими-то непонятными путями (владыка не был в курсе, а текст вдруг напечатали), нельзя признать за случайность. Бурлило давно, внимания чему по-хорошему не уделяли. Накануне летнего саммита религиозных лидеров, в частности, распространялось похожее обращение. Правда, тогда от лица инициативной группы мирян. Но имена поддержавших его архиереев, владык Диомида и Ипполита (тогда Тульчицкого и Брацлавского, на Украине), были известны. Известны хорошо и имена клириков, давно и открыто высказывающихся критически.
Замечать, идти навстречу, давать разъяснения никто не считал необходимым (не могу утверждать, но похоже, что так). Ситуация не может вечно находиться на одном месте когда-нибудь да выплеснется наружу. Сегодня, по факту, положение сложное. Значительная часть духовенства пришла в епархию за еп. Диомидом. Лично мне запомнилось, как 3-4 года назад на Рождественских чтениях владыкой проявлялась кипучая энергия на заседаниях секций и в кулуарах. Священники, монашествующие настойчиво приглашались служить на Чукотку, владыка подбирал тот состав, который, по его словам, позволил бы создать в епархии некую новую, лучшую обстановку. Поэтому очевидно, что Обращение носит коллективный характер и отражает позицию большой части местного клира.
С содержанием Обращения не все хорошо. Содержание, к сожалению, пестрое и не отвечает важности темы. Перечислен большой перечень разновеликих вопросов, чем уменьшается вероятность их разрешения. Нужно понимать, что один вес у вопроса о созыве Поместного Собора и другой о продуктах со штрих-кодом. Видно, что авторами владели эмоции. Если вот так же готовить Поместный Собор, можно представить, в какие противоречия, бурю страстей это выльется.
На данном этапе авторам Обращения лучше было бы озаботиться не широким охватом, а последовательностью. Больше всего нас волнует проблема экуменизма? Канонического управления? Церковно-государственных отношений? Выделим это, как главное, и до поры не будем обременять остальным. Нужно, чтобы процесс обсуждения как таковой начался, взял старт, для чего нецелесообразно чересчур и с первых шагов перегружать повестку.
Пока от написанного создается ощущение сумбурности, неумеренности, бесконечного числа претензий, в которые только начни вникать потянутся одни за другими.
Что будет дальше? Принципиальное значение будут иметь дальнейшие действия епископа Диомида. Патриархия, разумеется, будет изучать ситуацию, владыку, несомненно, внимательно выслушают. Так что по ходу у него появится дополнительная возможность выразить свою озабоченность. Собирается ли преосвященный Анадырский и Чукотский настаивать на написанном как на своей личной программе? Или стороны наметят шаги взаимоприемлемого характера и договорятся воздерживаться от публичного противостояния? Хотелось бы верить в последнее, т к. сама по себе инициатива еп. Диомида положительна и некоторое напряжение мысли, анализ существующего положения, диалог пошли бы на пользу церковному управлению. Неумеренность же, желание настоять на своем однозначно спровоцирует Патриархию на то, чтобы решать вопрос административными мерами и наложить вето на любые обсуждения, тем более публичные. Дискуссия о проблемах начнется только в одном случае: если сможет удерживаться в приемлемых рамках. Иначе, в другой ситуации, дискуссии не будет совсем.
К сожалению, по некоторым косвенным признакам картина видится не очень благоприятная. Неосторожность уже была проявлена, на первом же шаге с поспешной, внеплановой публикацией. Хватили через край авторы и с адресацией Обращения "ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви". Подобная форма приличествует Патриарху, Синоду, а никак не епархиальному преосвященному и нескольким священнослужителям. Можно также допустить появление Обращения "ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви" в ситуации крайней, возникшей в связи с неким ЧП внутри Русской Православной Церкви и от лица какого-нибудь ее признанного авторитета. Однако же содержание Обращения не обнаруживает в себе чего-нибудь чрезвычайного: Анадырско-Чукотская епархия "взывает" и "молит" в нем к священноначалию в надежде обратить внимание последнего на некоторые проблемы.
Будем надеяться, что, по крайней мере, за этим не стоит сознательной провокации, а больше неискушенность его авторов в процедурных вопросах. Владыка Диомид отчасти уже подтвердил это. Обращение, как оказывается, это не суть отдельный манифест, а некоторый анализ, программа, которая должна была выйти в свет в составе книги под названием "Страха не боимся", написанной игуменом Илией (Емпулевым). Правда, из этой информации возникает ряд новых вопросов о том, кто здесь сыграл какую роль и что означает подпись владыки под Обращением, публикацию которого в виде собственно Обращения он не благословлял.
Как минимум, это говорит о слабой организации, отступлении от единоначалия в окружении владыки. Упоминается, в частности, некая "инициативная группа мирян", сделавшая текст Обращения достоянием общей гласности. Если так, весьма вероятно, что владыка играл во всем деле не первую роль, и скорее его имя используется некоей радикально настроенной группой. Сделать за преосвященного последний, решающий шаг, сжигающий мосты, это, надо сказать, вполне в стиле "непримиримых".[1]
"Ревнители"
Неизвестно, что принесет вся эта ситуация владыке Диомиду и диалогу внутри Церкви, но ясно, кто от происшедшего однозначно выигрывает: это непримиримые противники и "критики справа" Московской Патриархии.[2] Удастся ли преодолеть противоречия или священноначалие прибегнет к жестким административным мерам, при любом исходе повод для новой волны критики и спекуляций деятелям наподобие К.Душенова и М.Назарова уже дан. Так действует механизм раскачивания, для которого разного рода "сучки и задоринки" казусы, нестыковки, поспешные ходы, трения являются самой желанной и питательной почвой.
Пожалуй, спокойное разрешение ситуации наименее желательно для ревнителей. Наоборот, применение прещений приведет в восторг любителей погреть руки от раздувания пожара. Назаров этот уже вовсю выступает от имени "23 тысяч" подписавших когда-то известное письмо в Генпрокуратуру относительно еврейских организаций (это к вопросу, зачем нужен был человеку сбор подписей чтобы жонглировать ими дальше при любых интересующих обстоятельствах).
В велеречивых и сладостных выражениях он призывает владыку Диомида выступить в роли вождя. Чего вождя известно: церковного раскола. Давняя, золотая мечта комбинатора: выступить куратором собственной, независимой юрисдикции. Можно представить, как учащенно бьется здесь сердце героя, какой восторг охватывает этого плюшкина, копающегося в ворохе бумажных душ, как по-маниловски упоительно рассматривать их в роли солдатиков для своих игр!.. А что, если, и впрямь, невероятным алхимическим превращением получится поменять местами фантазию и реальность? Ведь, кажется, всё под рукой: и "тысячи" безгласных, которых можешь единым росчерком подпрячь под свои предприятия, и епископ, стоящий в весьма неопределенном положении, на грани конфликта со священноначалием. Раскол "по Интернету" вот это штука! Такого, кроме меня, пожалуй, в истории еще никто не придумал. Ай да Назаров, ай да сукин сын!
Не зря, ой как не зря странные, напоминающие друг друга обстоятельства сопровождали появление как нынешнего Обращения, так и первоначального "Письма двадцати". В обоих случаях прочитывается одинаковый почерк. Напомним кратко последовательность событий двухлетней давности. Закрытый запрос из Госдумы тогда касался выхода в свет еврейского религиозного кодекса "Шулхан арух" и просьбы о прекращении преследования Бориса Миронова. Однако, стараниями великолепной двоицы Назаров-Душенов документ сперва превратился в запрос о проверке деятельности всех еврейских организаций России, в требование об их запрете, оказался расцвечен множеством назаровских рассуждений об исторических преступлениях иудаизма, обрел от Душенова поэтический заголовок "Еврейское счастье, русские слёзы", еще более красочные подразделы, как к примеру: "Мораль еврейского фашизма", "Провокаторы и человеконенавистники", "Иудейская агрессивность как форма сатанизма", после чего оказался выставлен в Сеть. Без уведомления обо всем этом депутатов.
Сообщения прессы. Шок в Думе. Ошарашенные народные избранники, которым приходится кое-как объяснять свое отношение к лозунгам о "еврейском фашизме и сатанизме"... А за кулисами ликование дирижеров данного дела: кроме сенсации, шума, скандала на всю страну, нам от вас, депутатов, собственно ничего и не требовалось... Именно с этого момента начнется разгром "Родины", фракции и партии. Интересно теперь поинтересоваться у "девятнадцати": как сложились их отношения с Назаровым и Душеновым после? Чьи депутатские подписи остаются действительны и перекочевали в "Письма 500", "5000" и "20 000"? Борис Миронов свое отношение к "спасителю", руководителю движения под названием ЖБСИ, выразил и недвусмысленно. Перед большой аудиторией съезда Союза Русского Народа он признал двоедушие Михаила Назарова и его способность к любому предательству.
Теперь сравните это с обстоятельствами появления Обращения без ведома владыки Диомида, с заголовком опять-таки от "классика жанра" К.Душенова: "Пора пресечь беззаконие" и новыми криками Назарова о сборе подписей и необходимости срочно защищать Анадырско-Чукотского преосвященного. Дословно: "Сейчас многое будет зависеть от того, насколько мощно народ поддержит и защитит владыку Диомида". Пьеса разыгрывается, как по нотам, аналогично первому разу. "Пора пресечь беззаконие!" таких слов в Обращении нет. Опять творчество редактора, и притом придающее документу совершенно иной окрас. Ведь самое большое, что дозволяется текстом, это выражения: "мы озабочены и не согласны..." и даже: "мы просим и умоляем..." В руках же профессиональных поджигателей документ превращается в революционный акт едва ли не призыв к немедленному восстанию и свержению ненавистного ига.
Так сознают ли в Анадыре, какого рода "друзей" и "поддержку" в первую очередь встречают они; сколь мутная волна подымается в данный момент стараниями ревнителей на почве Обращения и какие сложные типы, характеры, эмоции и даже болезни попутно всколыхнуло оно? Интернет-ресурсы ревнителей переполняет отчаяние и кликушество: "Подскажите братья, как спасаться? Есть ли Благодать и Святое Причастие в храмах МП?"; "Епископ Диомид достоин быть Патриархом всея Руси и возглавлять Православную Церковь и Православных"; "Иудействующие архиереи должны быть из Церкви удалены!" Если пастырское и архипастырское чувства живы, вряд ли их радует происходящее. Как настораживают и странные пертурбации, происшедшие при участии тех же фигур, Назарова и Душенова, с "Письмом двадцати". Задача соблюдения чистоты веры верна, но вряд ли инициаторы Обращения могут довериться тем, кто уже однажды накатался на депутатских костях в свое удовольствие.
Сноски:
1. Возможно, что Обращение находилось в редакционной "заначке" того же Душенова давно (датой подписания документа указано 19 января с. г.), начало же акции определялось в связи с другими событиями. По крайней мере, именно теперь непримиримо настроенная часть Союза Русского Народа пытается перехватить инициативу и отобрать власть у нынешнего главы Л.Ивашова либо, как минимум, расколоть СРН. С этой целью инициировано еще одно Обращение руководителей региональных отделений Союза Русского Народа к соотечественникам, а на пост Председателя предлагает выдвинуть Александра Турика.
2. Может оказаться, что наиболее сложным образом Обращение отзовется не у нас, а на Украине. Церковная ситуация здесь и без того непростая, в связи с самостийническими притязаниями на собственную Церковь непризнанного лжепатриарха Филарета (Денисенко). В последнее же время новый элемент нестабильности возник в связи с разговорами о возможности преобразования канонической УПЦ МП в автокефальную, независимую от РПЦ юрисдикцию. Нужно знать некоторые украинские реалии и то, какое большое распространение здесь имеют учения против ИНН, штрих-кодов, экуменизма и прочие. Вполне вероятно, что Обращение получит максимальный резонанс именно среди украинской паствы.
26.02.2007
Источник: Русская линия