Одиннадцатый Всемирный русский народный собор должен войти в новейшую историю России. Не только потому, что в его работе принимают участие наиболее авторитетные политики и общественные деятели страны, представители русских диаспор, иерархи Русской православной церкви. А потому, что, пожалуй, впервые за последние десять лет открыто и нелицеприятно обсуждается нынешнее состояние власти и общества, ставится острейший социально-политический диагноз, предлагаются варианты выхода из сложившейся непростой ситуации.
Истина такова, что, начиная со времен горбачевской перестройки, страна впала в штопор перманентного реформирования. Она прошла непростой период от "социализма с человеческим лицом" до современного олигархического капитализма. В промежутке произошел развал Советского Союза, долгое время и Россия находилась на грани национальной катастрофы. Теперь обстановка иная: ценой невероятных усилий удалось сохранить территориальную целостность страны, подняться с колен и заявлять о себе, как и прежде, как о великой державе. Однако проблема выбора модели социально-экономического и политического развития чем дальше, тем больше приобретает актуальность. Дело настолько серьезно, что участники Собора заговорили даже о возможности в стране социальных потрясений.
В своем докладе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл привел статистические данные: доходы 10% самых богатых превышают доходы 10% самых бедных в 20 25 раз. "В других странах мира в условиях подобного разрыва между уровнями жизни людей происходят социальные беспорядки и даже революции, предупредил собравшихся владыка Кирилл. Мы не можем наступать на одни и те же исторические грабли, индифферентно относясь к столь резкой материальной пропасти между богатым меньшинством и бедным большинством". Говоря иначе, практически всеми благами реформ пользуется только небольшая часть общества, которую в обиходе называют "новыми олигархами".
Церковь также возмущает, что наряду с существующей бедностью происходит нерациональное использование богатств. "Стыдно перед всем миром, когда богатые люди России на виду у всех тратят огромные деньги на сомнительные развлечения, в то время как на их родине люди получают мизерные зарплаты, обрушился с критикой митрополит. А потом они еще и имеют дерзость оправдываться перед народом, используя телевидение, за свое расточительство".
Не остались в стороне от дискуссии и представители других конфессий. Муфтий Талгат Таджуддин предложил обложить богатых своеобразным налогом. "У нас по исламу одна сороковая часть каждый год должна раздаваться бедным, неимущим и сиротам", напомнил он.
Была озвучена и позиция бизнеса. Первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев, участвовавший в соборе, заверяет, что "предприниматели, которые строят свое будущее в России, уже помогают обществу". Однако проблему бедных он перебросил на плечи государства. Это и есть типичная мировоззренческая платформа тех, кто считает себя "государством в государстве". А ведь богатство и бедность категории не только экономические, но и нравственные. Богатый человек превозносится над окружающими, говорит митрополит Кирилл. Его образ жизни, до крайности отличный от других, может даже убедить его в собственной "исключительности". Но все это лишь до времени. И когда такой человек поймет, что оказался у разбитого корыта, он столкнется еще и с отчуждением от общества.
Дело, конечно, не в судьбе отдельной личности. Речь идет о сформировавшемся мировоззрении достаточно узкой прослойки людей. Беда в том, что им удается незаметно трансформировать свои позиции в неофициальную государственную идеологию. Поэтому наступает самое время вспомнить слова апостола Иакова: "Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания" (Иак. 5.3 5).
Так что же делать дальше? Участники Собора говорили о возможностях использования огромных средств, накопленных в Стабилизационном фонде, о ресурсосберегающих технологиях и о принципах модернизации отечественной экономики. При этом они не призывали раздать все бедным или разделить все поровну. Говорили о том, что в накоплении материальных благ должна быть моральная составляющая, направленная на повышение жизненного и духовного уровня всего общества.
Но как убедительно ответить на вопрос: "Почему одна из богатейших в смысле наличия природных богатств страна продолжает оставаться такой бедной?" И эту сложную проблему обсуждали участники Собора. "Мы знаем, что сами по себе природные богатства не приводят народ к процветанию. В первом десятилетии XXI века наша страна переживает всестороннее возрождение. Однако все ли жители страны в полной мере ощущают на себе этот подъем? задал вопрос Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Одним словом, есть проблемы и вопросы, и начался поиск ответов и адекватных решений. Уже сам факт, что об острых проблемах состояния власти и общества стали заявлять открыто и громко, событие примечательное. Теперь главное, чтобы эти голоса были услышаны.
07.03.2007
Источник: Российские вести