ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Особенности национальной религии

Зачем епископ Чукотский обратился к православным, и что ему за это будет?

Александр Мусин :: 13 марта 2007

В конце февраля в интернете появилось обращение епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) и его епархии ко всем православным. Суть обращения – "Православие и отечество в опасности!".

Послание Диомида

С "болью и скорбью" епархия перечислила 9 отступлений московской патриархии от истинной веры:

1) ересь экуменизма, то есть стремление разного толка христиан по-христиански относиться друг ко другу;

2) соглашательство с властью по поводу экуменизма;

3) соглашательство с "антинародной" политикой власти;

4) введение ИНН как предтечи антихриста;

5) одобрение демократии, противоречащее монархическим идеалам русского народа и нарушающее клятвы династии Романовых 1613;

6) подчинение власти "G7" и проведение еретического саммита религиозных лидеров в 2006 в Москве;

7) признание того, что над христианами, иудеями, мусульманами, язычниками и атеистами есть только один Бог;

8) признание единства нравственных ценностей мировых религий;

9) попрание принципа соборности, подмена Поместного собора собранием епископов.

Обращение предлагалось поддержать, а виновным – покаяться.

Оно тут же обросло комментариями и слухами. Причиной этого стали отнюдь не вопиющая безграмотность и нравственная неразвитость авторов послания или же его антисемитский душок. Митрополит Кирилл (Гундяев) посчитал это провокацией, направленной на срыв назначенного на май воссоединения Русской православной церкви (РПЦ) и Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Кирилл удивился шумихой вокруг текста и похвалил самого Диомида за миссионерские труды. Эти слова механически повторил патриарх.

Мыслям, высказанным епископом Диомидом, никто особенно не изумился. Сам Диомид еще в 1990-е годы публично заявлял о своих взглядах. С его мнением внутренне согласен практически весь епископат РПЦ, и открыто – значительная часть православных. Даже то, что на такое отважился епископ, не новость. Митрополит Петербургский Иоанн (Снычев, 1927 – 1995) постоянно писал о планетарной диктатуре США, гидре экуменизма и невозможности церкви жить без царя.

Значимость послания – во времени его появления, в переплетении в нем особенностей национальной религиозности, личных амбиций, церковной ситуации и политической тенденции.

Путь на Чукотку

Будущий Диомид (род. 1961), сам из Луганской области, окончил Харьковский институте радиоэлектроники. Но решил стать "инженером-конструктором" душ человеческих. Он поступил в Московскую семинарию и стал монахом. Но в Москве карьеру сделать сложно. В 1991-м Диомид отправляется на Камчатку, где еще не было епископа, поднимать целину.

Но в 1994-м епископом здесь был назначен не он, а Нестор (Сапсай). С ним-то и схлестнулся Диомид, обвиняя своих коллег в ересях и пороках. В 1997-м Нестор был уволен. Но Диомиду опять не повезло: камчатским архиереем стал Ростислав (Девятов). Этот долго не задержался, и в 1998-м на полуострове появился новый епископ Игнатий (Пологрудов). Он поступил мудрее, не стал воевать с Диомидом, а избавился от него номенклатурным способом – не выгнав вон, а отправив на сторону. Летом 2000-го Диомид стал церковным "начальником Чукотки".

Церковной Чукотке досталось не меньше церковной Камчатки. В 1991 – 1993-м епархией управлял епископ Аркадий (Афонин), отправленный за штат после скандалов сексуального характера. Его сменил уже упомянутый Ростислав. В 1999-м сюда был направлен из Переславля-Залесского епископ Анатолий (Аксенов). В 2000-м епархия поделилась на Магаданскую и Чукотскую. В магаданскую ссылку патриарх отправляет помощника митрополита Кирилла епископа Феофана (Ашуркова). А в Анадыре, на Чукотке оказывается Диомид, желаемое свершилось.

Отечество в опасности

Патриархия всегда посылала священников на Север по принципу: выкарабкивайтесь сами. Диомид увидел в христианизации края лишь борьбу с сектами. Нового губернатора Романа Абрамовича он публично назвал "иудеем", сознательно провоцируя его на враждебность. Гонимый Абрамовичем архиерей – это бы прозвучало! Но ситуация напоминала слона и шавку: в 2005-м Роман Абрамович построил кафедральный собор для епископа. Оставался последний способ выбраться из "духовной чукотки" – обратиться к православным с тем, что все думают, но не решаются сказать.

Распространяя свое заявление, Диомид отнюдь не утратил связь с реальностью, он и его соумышленники прекрасно знают, что и когда нужно сделать. "Послание" было опубликовано в январе в первом номере никому не известного московского журнала "Первый и Последний" как редакционное обращение. В СМИ оно появилось накануне патриарших именин: патриархии некогда было заниматься ерундой. Но еще 10 февраля на конференции "Спасение души в современном мире" этот текст был предложен к публичному обсуждению.

Именно в этот день Владимир Путин выступил с известной речью в Мюнхене, где сказал практически то же самое, только другим языком: "Отечество в опасности!" Диктат США, противостояние чужим ценностям, защита своих. Налицо "чукотско-мюнхенский сговор", участники которого одинаково чувствуют "веления времени". Чукотка обеспечила тыл Мюнхену не только во внешней политике. Антидемократические выпады послания Диомида, презрение к выборности, монархические иллюзии соответствуют современным политическим симпатиям. Новое послание предлагает стране и церкви превратиться в "Остров РПЦ".

Диомид и "Остров"

Три культурно значимых события последнего времени: роман Людмилы Улицкой "Даниэль Штайн, переводчик", лунгинско-мамоновский фильм "Остров" и "Диомидова грамотка". Если пафос книги Улицкой глубоко евангельский (несмотря на сложность лично для меня оценки главного героя), то ни епископ Диомид со своим посланием, ни "островитянин" Лунгина не являются переводчиками с Божественного на человеческий. Месседж и фильма Лунгина, и послания Диомида не имеет ничего общего с благой вестью. Это анти-Евангелие, или, по крайней мере, ущербно понятное Евангелие. Чудо вместо усердия. Чрезвычайщина вместо любви. Исключительность вместо открытости.

Как послание Диомида попало на подготовленную почву "православной идеологии", так и "Остров", построенный на той же идеологии, пришелся по вкусу "народной вере", обеспечившей его успех.

Комментируя требование созыва Поместного собора, Диомид в одном из интервью сказал, что епископы "узурпировали" власть церковного народа. Золотые слова. Но "диомидам" Поместный собор нужен для того, чтобы с помощью "подавляющего большинства" выгнать тех, кто думает иначе. Это известный способ использования демократии ради тирании. Народом же прикрывается неспособность пастырей управлять буйным церковным стадом, которому надо терпеливо объяснять, что представленная в обращении идеология не имеет ничего общего с Евангелием.

Никого не накажут

Диомид не будет наказан ни за нарушение субординации, ни за свои идеи. Он чувствует поддержку, и патриарх это понимает. Скоро он окажется в одной из приличных епархий. Церковным либералам, подобным Даниэлю Штайну, выступи они публично со своими взглядами, мало бы не показалось. Скажем, московский протоиерей Георгий Кочетков, запрещенный в служении патриархом в 1997 – 2000-м именно за это, так и не получил своего прихода, а местное духовенство травит священника до сих пор, выискивая ересь в его словах.

"Диомидовщина" всегда была в церкви как болезнь. От нее не избавиться. Совпадение или нет, но в Петербурге с 4 марта прекращено вещание трех близких по духу "Диомидову посланию" одиозных радиостанций – "Православное радио Санкт-Петербурга", "Радонеж" и "Слово". Официально частота 684 кГц куплена другими. Если за этим стоит попытка обезопасить общество от "диомидов", то это ошибка. Люди, в чьих глазах иногда можно увидеть отблеск костров инквизиции, имеют право говорить то, что считают правильным, хотя. Но точно так же люди, которые считают, что Евангелие заключается не в ненависти, а в любви, имеют обязанность громко заявить об этом. Нельзя делать вид, что ничего не происходит, допустить, чтобы будущее христианства ассоциировалось только с "диомидами".

В том же 1989-м, когда иеродиакон Диомид заканчивал семинарию, академию закончил его приятель, разделяющий изложенные в обращении взгляды, – иеромонах Константин Горянов. Сегодня он епископ Тихвинский и ректор Духовной академии в Петербурге. Понятно, какие пастыри будут выходить из этих стен. И с этим надо что-то делать в первую очередь.

12.03.2007

Источник: Город (Санкт-Петербург)

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама