ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религиозные предпочтения молодых туляков

Е.А. Самсонова, Е.Ю. Ефимова :: 14 марта 2007

Девяностые годы двадцатого века стали для России временем глубокого переосмысления фундаментальных вопросов общественного бытия. Противоречивые поиски новых путей развития коснулись и проблем духовной жизни населения, его отношения к религии и церкви. Сложность современной религиозной ситуации в России подтверждается и неоднозначной ориентацией молодежи. Лабораторией социологических исследований и изучения общественного мнения центра социально-психологической помощи молодежи "Шанс" в начале 2004 г. проведено социологическое исследование "Религиозные предпочтения молодых туляков".

В ходе исследования было опрошено 200 человек в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в пяти административных районах г. Тулы. Среди опрошенных 51,0% мужчин и 49,0% женщин; лица в возрасте 14-19 лет составили 32,5%, 20-24 лет – 30,0%, 25-30 лет – 37,5%. Большинство респондентов (68,2%) не состоят в браке. 32,0% анкетируемых имеют незаконченное высшее образование, 31,0% – высшее, 17,3% – среднее, 14,2% – среднее специальное и 5,6% неполное среднее образование.

По социальному положению молодые люди, принявшие участие в опросе, распределились следующим образом: 37,6% – студенты вузов, 11,2% – инженерно-технические работники, 9,6% – работники торговли и сферы услуг, 8,6% – рабочие, 5,6% – школьники, 5,1% – работники социальной сферы, по 4,1% – финансисты и работники сферы культуры, образования, по 3,0% – работники правоохранительных органов и учащиеся ССУЗов, 1,5% – предприниматели. 5,6% респондентов отнесли себя к категории "безработный".

О роли религии в обществе. По мнению 52,0% опрошенных, религия в современном российском обществе играет незначительную роль, однако 39,5% составляют молодые люди, придерживающиеся обратной точки зрения. 8,5% анкетируемых затруднились ответить.

Ответы респондентов на вопрос анкеты "Согласны ли Вы с тем, что за последнее время увеличилось число верующих людей?" распределились равномерно: 50,7% опрошенных высказали согласие, 40,2% не согласились с этим утверждением. Вместе с тем, 56,3% молодых людей, принявших участие в исследовании, считают, что в современных условиях для России характерно религиозное возрождение. Среди причин данного процесса молодые туляки выделили следующие: 23,5% анкетируемых объясняют религиозное возрождение страны изменением отношений между государством и церковью, 21,0% – модой на религиозную культуру, 19,0% опрошенных причину религиозного подъема видят в крахе коммунистической идеологии, 14,5% – в активной деятельности церкви, 2,5% – в деятельности зарубежных проповедников; по 0,5% респондентов думают, что повышение роли религии в обществе является следствием духовного оскуднения народа и промышления Божия. Вместе с тем, треть (33,2%) участников опроса полагает, что процесс религиозного возрождения не характерен для современной России, 10,6% не смогли дать ответ.

О религиозном воспитании и образовании. Принципиальной правовой основой проблемы "образование – религия" является признание нынешним российским законодательством светского характера образования в государственных учебных заведениях. Оно не может быть ни атеистическим, ни религиозным, но учебные заведения призваны предоставлять всем учащимся знания и представления о религии.

Результаты исследования показали, что абсолютное большинство респондентов не имеет какого-либо религиозного образования. На вопрос анкеты "Был (есть) ли предмет "Религиоведение" ("Богословие" и т. п.) у Вас в школе, ССУЗе, вузе?" 91,5% молодых людей дали отрицательный ответ.

Обращает на себя внимание тот факт, что 54,5% опрошенных не считают необходимым преподавание религии в учебных заведениях, 37,5% туляков высказали противоположное мнение. 8,0% испытали затруднения с ответом. Позиции респондентов относительно религиозного воспитания распределились равномерно: 45,5% высказались за обязательное религиозное воспитание детей и молодежи, 49,0% – против. При этом один или оба родителя являются верующими у более половины (59,5%) участвующих в исследовании. У 20,0% опрошенных родители – атеисты, 20,5% отказались отвечать.

О личностном восприятии религии. В зависимости от ответа на вопрос, какова роль религии в Вашей жизни, всех опрошенных можно разделить на 4 типа [1, с. 138]. Первый тип (16,0%) можно назвать "достаточно религиозными" – это молодые люди, которые заявили, что религия играет в их жизни очень важную роль. Второй (17,5%) "относительно религиозный" тип составили респонденты, в жизни которых религия играет скорее важную, чем неважную роль. Первый и второй типы объединены общим признаком ориентированности на религиозные ценности. Третий (21,0%) "мало религиозный" тип включает анкетируемых, в жизни которых религия играет скорее неважную, чем важную роль. Атеистами они себя не признают, но назвать себя достаточно религиозными тоже не решаются. Четвертый (27,0%) тип ("нерелигиозный" представлен теми, кто заявил, что религия играет не важную роль в их жизни. Это могут быть как агностики, скептики, просто религиозно-индифферентные, так и активные богоборцы. Затруднились и отказались отвечать – 14,5% и 4,0% соответственно.

Поскольку для выяснения конкретного содержания религиозности необходимо знание не только о приоритете ценностей, но и о деятельностной стороне жизни молодых людей [1, с. 137], нашей задачей было изучение показателей религиозной веры и религиозного поведения. Согласно полученным данным, верующими считают себя 35,5% участников опроса, колеблются между верой и неверием – 31,5%, неверующими являются 16,0% туляков, 15,0% испытали затруднения при ответе на заданный вопрос. Отказались отвечать всего 2,0%. При этом верующих среди туляков от 20 лет и выше почти в 2 раза больше по сравнению с возрастной категорией 14 – 19 лет. Среди верующих юношей и девушек г. Тулы не наблюдается существенных различий. Однако среди неверующих почти в 2 раза больше мужчин, чем женщин.

В перечне причин, побудивших молодых людей обратиться к вере, большинство (16,5%) респондентов отметило желание найти опору в трудных жизненных ситуациях. 9,0% стали верующими под влиянием своего окружения (друзей и родственников); 3,0% – из-за неудач в любви, дружбе, учебе; по 0,5% опрошенных – вследствие желания найти друзей, партнеров по общению и размышлений о смысле жизни.

Менее половины (40,8%) участников исследования являются верующими более 10 лет, 26,8% туляков затруднились дать ответ относительно продолжительности своей веры; по 14,1% анкетируемых выбрали позиции "от 1 года до 5 лет" и "от 5 до 10 лет".

В рейтинге конфессий, приверженцами которых являются молодые люди, первое место занимает православие (84,3%), второе – мусульманство (ислам) (3,0%), третье место разделили баптизм и пятидесятничество – по 1,5%, на четвертом месте находится буддизм (0,7%). 5,2% респондентов выбрали позицию "отказ от ответа", 3,7% – не определились со своей религиозной идентификацией.

Как показали таблицы сопряженности, среди колеблющихся между верой и неверием 84,1% отнесли себя к православным, по 1,6% – к мусульманам, буддистам и баптистам, 4,8% и 6,3% соответственно затруднились и отказались отвечать.

Следует подчеркнуть, что реальная религиозность молодежи резко отличается от декларируемой [2, с. 97]. Часто посещают церковь (религиозное объединение) только 14,0% верующих туляков, регулярно исповедуются и читают Священные книги (Библия, Коран и т. д.) – по 8,2%, причащаются и постятся – по 5,2%. Только молятся и соблюдают заповеди сравнительно большее количество опрошенных (21,7% и 22,4% соответственно) (см. табл. 1).

Необходимо уточнить, что знание о вербальной религиозности имеет эвристическую ценность и представляет собой лишь косвенное свидетельство о подлинном уровне религиозности индивида.

О нетрадиционных религиях. Крупные социально-политические и культурные перемены, демографические сдвиги вызвали заметное оживление и распространение нетрадиционных конфессий в нашей стране. Коренное расхождение между духовными ценностями традиционного православия и материально-потребительской ориентацией современного российского общества во многом объясняет то, что молодежь предпочитает нетрадиционные религии, среди которых – религиозные объединения, как правило, ориентирующие молодых людей на успех в повседневной жизни [3, с. 199]. Распространение получили в России тоталитарные секты, которые заставляют человека отказаться не только от ориентации на личный успех, но и вообще приводят к изоляции от общества.

По данным исследования, около половины (49,5%) респондентов знают, что такое нетрадиционные религии. Вместе с тем, значительная часть (34,0%) молодых людей не имеет об этом явлении никакого представления, а 16,5% затруднились с ответом.

60,0% опрошенных информированы о том, что между сектой и нетрадиционными религиями есть разница, 20,0% туляков считают, что эти явления ничем друг от друга не отличаются. Существенное количество (20,0%) составляют те, кто затруднился ответить, чем отличаются нетрадиционные конфессии от тоталитарных деструктивных культов.

Можно констатировать, что тульская молодежь слабо осведомлена по вопросу нетрадиционных религий, весомый процент молодых людей очень часто не видит разницы между такого рода конфессиями и тоталитарными сектами, причисляют к ним буддизм, христианство (католицизм и протестантизм), ислам, иудаизм, которые являются традиционными для России (согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 г.), а также адвентизм, баптизм, пятидесятничество, не отличающиеся деструктивным характером деятельности.

По мнению 26,5% молодежи г. Тулы, на распространение нетрадиционных религий в нашей стране оказывает влияние активная деятельность зарубежных проповедников, 18,0% анкетируемых назвали перемены в социальной и культурной жизни общества. 16,0% считают проникновение нетрадиционных верований на территорию нашего государства следствием их привлекательности. Реже среди причин распространения нетрадиционных религий в стране отмечались: падение популярности традиционных религий; новые политические условия; крах коммунистической идеологии; финансовая поддержка из-за рубежа.

В процессе исследования религиозных предпочтений молодых туляков предполагалось выяснить известные им нетрадиционные религии, действующие на территории Российской Федерации в целом и г. Тулы в частности. Следует отметить, что нетрадиционных конфессий общероссийского масштаба опрошенные знают больше, чем нетрадиционных верований, функционирующих в городе, однако респонденты обозначили далеко не весь перечень данных религиозных образований. Вместе с тем, рейтинг нетрадиционных религий, которые действуют в России и Туле, примерно совпадает (см. таблицу 2).

Примечательно, что большинство туляков, знающих, что такое нетрадиционные религии, затруднилось назвать известные им разновидности этих верований, распространенных в стране и в их родном городе (30,0% и 32,0% соответственно).

Более половины анкетируемых (51,%) относятся к нетрадиционным религиям нейтрально, 39,0% – негативно и 1,0% молодых людей – позитивно, 7,0% испытали затруднения при ответе на заданный вопрос. Похожая картина прослеживается и в отношении молодежи к приверженцам нетрадиционных верований: относятся к ним нейтрально – 56,0% интервьюируемых, отрицательно – 28,0%, положительно – 2,0%, затруднились ответить – 10,0%. Большинство респондентов (64,7%) полагает, что нетрадиционные конфессии имеют негативные последствия, лишь 9,1% считают иначе. 23,2% затруднились дать оценку.

О государственно-религиозных отношениях. Заинтересованное отношение молодежь Тулы проявляет к аспектам политического бытия конфессий, в том числе государственно-церковным отношениям. Тезис о том, что православие должно стать государственной религией, разделяют 35,2% молодых респондентов. Равенство религий перед законом поддержали 30,2% опрошенных. Готовы отдать предпочтение традиционным религиям 9,5% анкетируемых. По мнению 8,0% участников исследования, деятельность нетрадиционных конфессий должна быть ограничена, причем превалирующее большинство туляков (75,0%) выступает за регулирование государственными органами деятельности этих верований, 17,0% не видят в этом необходимости. 0,5% молодых людей высказались за создание такой религии, которая объединила бы все население Российской Федерации.

Интересно отношение молодежи к проблеме сохранения религиозных ценностей. Вне зависимости от того, считают себя религиозными опрошенные или нет, 78,9% высказались за их сохранение. Корреляционный анализ показал, что верующие обнаруживают большую озабоченность в этом вопросе.

Ответственность за молодежь лежит на всех социальных институтах, оказывающих влияние на процесс социализации. Не только семья и школа, но и СМИ, церковь, учреждения культуры влияют на формирование мировоззрения молодых людей, в том числе и религиозной его составляющей [4, с. 189]. Создание под эгидой государства разнообразных молодежных, благотворительных, исследовательских и др. объединений могло бы не только снизить остроту проблем, связанных с активным вовлечением молодых людей в деструктивные секты, но и перенаправить в социально-полезное русло невостребованную сегодня личную гуманистическую инициативу, стремление к самоопределению, высоким идеалам [5, с. 398].

САМСОНОВЛ Екатерина Анатольевна – заведующая лабораторией социологических исследований и изучения общественного мнения муниципального учреждения социальной службы для молодежи "Центр социально-психологической помощи молодежи "Шанс"".

ЕФИМОВА Екатерина Юрьевна – ведущий специалист той же лаборатории.

28.02.2007

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама