Министру науки и образования Российской Федерации, господину А. А. Фурсенко
Альтернатива светскому научному образованию – невежество!
У России сегодня есть два главных преимущества, позволяющие ей занимать определенное место среди множества других стран и народов. Это – высокий уровень образования ее граждан и богатые природные ресурсы. Сила нашего образования во многом связана с тем, что оно строится на научной основе, на материалистическом восприятии природы. Научное знание, в том числе о развитии жизни и происхождении человека, не может оскорблять чьих-либо религиозных чувств, так же как прогноз погоды не может быть оскорблением верующих независимо от того, любят ли они жару или холод.
В последнее время в нашей стране заметно усилились атаки клерикальных кругов на научные основы преподавания. Особым нападкам подвергается эволюционная теория, которую публично осуждают не только школьницы и их отцы, но и иерархи церкви. Под видом "православной культурологии", лукавых рассуждений о "демократии" и вариативности в преподавании просматривается опасная политика внедрения религии в государственные школы, а религиозно-догматического сознания в умы школьников.
Нас беспокоит намечающаяся тенденция слияния государства и церкви. Мы считаем, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Мы полагаем, что преподавание естественно-научных предметов должно основываться только на устоявшихся научных концепциях. Современная эволюционная теория, с которой критики "дарвинизма" явно не знакомы, безусловно, относится к числу выдающихся достижений науки и поэтому должна быть обязательным компонентом обучения в средней и высшей школе. На наш взгляд, единственным компетентным экспертом при определении содержания программ преподавания естественных наук может быть только научное сообщество в лице Российской академии наук, университетов и научных обществ. Вопросы ошибочности или истинности той или иной научной теории не решаются на пресс-конференциях, митингах или в судах, в средствах массовой информации или в ходе социологических опросов.
Мы, безусловно, уважаем право людей на выбор веры, своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии, но это должно быть сугубо личным, семейным делом. В России как светском государстве преподавание на религиозной основе может осуществляться только вне государственных учреждений. Религиозные лидеры и государственные служащие на региональном и федеральном уровнях обязаны соблюдать Конституцию, которая определила отделение религии от государства.
Россия, как и все человечество, вступила в XXI век. В условиях глобализации и жесткой конкуренции лидерами будущего будут страны, развивающие современное образование, мощную науку и новые технологии. США не стесняются заявлять о своем мировом научно-технологическом превосходстве. Объединенная Европа реально строит свою экономику, основанную на знаниях. Руководство России также стало говорить о необходимости развивать "экономику знаний". Однако это невозможно сделать без высоко образованного населения, подготовка которого начинается в школе. Возникает вопрос, кто будет определять качество современных знаний и уровень образования – люди прошлого, живущие по отстающим часам и видящие истину только в религиозных мифах, или люди, понимающие всю сложность устройства и познания мира природы, общества и человека?
Это – стратегический выбор будущего России. Этот выбор зависит от каждого из нас!
И. Г. Абрамсон, физик, доктор технических наук, главный научный сотрудник научно-испытательного центра "Гипроцемент-Наука", г. Санкт-Петербург. dialego@ia12703. spb. edu
Л. Я. Боркин, зоолог, председатель правления Санкт-Петербургского союза ученых, г. Санкт-Петербург, lborkin@gmail. com
В. В. Быков, пенсионер, г. Санкт-Петербург
А. И. Ермолаев, генетик, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, заведующий редакцией ветеринарной и биологической литературы издательства "Лань", г. Санкт-Петербург, yamamura@yandex. ru
Б. И. Иванов, историк техники, доктор философских наук, заведующий сектором истории техники Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники Российской Академии наук, г. Санкт-Петербург.
М. Б. Конашев, историк генетики, кандидат биологических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники Российской Академии наук, г. Санкт-Петербург, mbkonashev@mail. ru
6 февраля 2007 г.,