В будние дни весенний Тракай немноголюден, но в субботу-воскресенье сюда наезжают туристы. Нагулявшись по знаменитому замку, продрогшие путешественники бегут в местные кофейни. Многие заведения на главной улице города содержат семьи караимов. Собственно, и улица называется Караимской, и большинство домов здесь по обычаю принадлежит этим людям с черными глазами.
Караимы – маленький народ с таинственной историей. Некоторые называют их сектой, сами же караимы считают, что одни они во всем мире сохранили правильные знания о Боге. Шесть веков назад литовский князь Витаутас привез из Крыма 350 семей караимов, чтобы ловкие воины охраняли его замок в Тракае. Сейчас в Тракае остались около 60 караимов, еще 120 живут в Вильнюсе, сохранилась маленькая община в Паневежисе. Но и в Литве, и во всем мире представителей этой общины становится все меньше. Хотя в наше время литовская община караимов кажется открытой миру, живут и молятся эти люди по старым обычаям, и за дверями их храма-кенассы наверняка хранится немало тайн.
Свекровий ультиматум
У Александра Фирковича, сына главы литовских караимов Иосифа Фирковича, – глаза голубые.
– Но это скорее исключение, – объясняет он.
Александр работает администратором тракайского ресторана "Кибинлар" , что в переводе с языка его предков означает всего-навсего "Пирожковая".
– Вместе со стариками уходит знание языка, – говорит Александр, – мы дома свободно говорим по-русски, по-литовски, по-польски. А вот караимский язык мой сын, который ездит в летние лагеря нашей общины, знает лучше, чем я.
Съемочная группа канала Discovery, как-то приехавшая в Тракай для подготовки сюжета об исчезающем языке, все-таки нашла хранителей старых знаний. Оказалось, что некоторые караимы продолжают говорить на родном языке дома.
– Они довольно открытые и общительные люди, – рассказала Телеграфу жительница Тракая Анна, – но хранят некоторые традиции, которые нам непонятны. Например, у меня есть знакомый. Ему скоро исполнится 30 лет, а он не женат, потому что мать не согласна взять в дом литовскую или русскую невестку. Она поставила ультиматум: "Или караимка, или никто!"
Их спасли евреи
Караимом нельзя стать. Им можно только родиться, считают эти люди. Членами общины издавна становились татары, исповедующие особое толкование иудаизма. Они всегда были чужими и для христиан, и для иудеев из числа евреев, – и это несколько раз спасало караимов от полного уничтожения.
Литовский князь Витаутас захватил семьи караимов в Крыму. Здесь община жила в пещерном городе Чуфут-Кале, который полностью опустел только в прошлом веке. Сейчас на древнем урочище проходят летние караимские лагеря. Считается, что каждый уважающий себя караим экс-СССР должен побывать в Чуфут-Кале хотя бы раз в жизни.
Привезенные в Литву караимы заслужили доверие князя и были его телохранителями. В царской России им тоже жилось неплохо: в XIX веке их признали особой конфессией, на них не распространялось дискриминационное антисемитское законодательство. Спустя столетие это спасло тысячи караимов от верной смерти от рук фашистов.
Рассказывают, что во время войны нацисты обратились к трем еврейским ученым – Калмановичу, Балабану и Шипперу – с вопросом, считаются ли караимы этническими евреями. Едва ли учителя знали правду, но чтобы спасти жизни караимов, они единодушно ответили: "Нет!" Один из караимских лидеров бросился в Берлин и в фашистском Министерстве культов получил документ о том, что члены общины не должны заключаться в гетто. Он отпечатал 1000 копий этого документа и разослал во все города, где жили караимы. Письмо не успело дойти только в Краснодар и Новороссийск, где караимов расстреляли вместе с евреями.
Последние хранители
Интересно, что и в Литве и в России караимы отличались деловой хваткой.
В Тракай они привезли семена огурцов, и хорошо зарабатывали на ярмарках, торгуя свежими и солеными южными овощами. В России караимы держали львиную долю табачного производства. Шапшалам, Габаям, Пигитам, Стамболи, Саатчи, Мангуби, Когенам и другим караимским фамилиям принадлежали крупнейшие табачные производства Российской империи (например, фабрики Ява и Дукат). Благодаря этому в то время в мире не было ни одной народности, которая могла бы похвастать таким количеством миллионеров на душу населения. На 12 тыс. караимов приходилось ровно 12 миллионеров!
Сейчас караимы Литвы имеют свои фирмы, работают в строительстве, содержат ресторанчики национальной кухни.
– Фирменных блюд у нас много, – рассказал Телеграфу Александр Фиркович, – но многие из них распространены и в Турции, и в Крыму, и в Казахстане. Например, можем угостить долмой и сармой.
Раньше в караимских семьях росло много детей, сейчас в Литве всего 32 несовершеннолетних караима. Народность постепенно принимает законы светского общества и растворяется в смешанных браках.
– Сами понимаете, что традиции силой соблюдать не прикажешь, – говорит Александр, – все зависит от человека.
Но все же есть семьи, живущие по всей строгости древнего закона. Такие караимы привозят жен из Крыма и соблюдают все религиозные обычаи.
– Наши предки были хорошими воинами, – говорит собеседник, – но сам я считаю себя очень мирным человеком. Вообще мало кто из нас сохранил память о прадедах, потому что во время войны деревянный Тракай много раз горел, были уничтожены ценные документы.
Маленькая кенасса Тракая стоит в центре улицы Караимской. Она никогда не закрывалась, и над ее воротами можно увидеть изображение двурогого копья – старинного оружия караимов, против которого не мог устоять ни один соперник. Это символ славного прошлого, которое караимы вернуть не в силах.
Читающие люди
По преданию, караимы появились в конце VIII в. В то время в Багдаде скончался глава местной еврейской общины. Старик был бездетным, поэтому преемником должен был стать один из его племянников. Лидеры выбрали младшего – Хананью, а обиженный старший племянник Анан посчитал это несправедливым и стал протестовать. В то время суд над смутьянами был короткий: Анана бросили в тюрьму и осудили на смерть. В эти тяжелые дни к узнику явился друг, который подсказал ему способ спастись от казни. Анану следовало убедить халифа, что он не противник иудеев, а лидер совсем другой религии.
Говорят, что Анан последовал этому совету и увлек за собой немало последователей. Название новой общины происходило от древнееврейского слова "карай" – "чтец". То есть караимы считали себя "читающими людьми". И не зря. Движение отвергало устный закон иудеев и настаивало на буквальном понимании Торы. Ритуалы и праздники караимов стали резко отличаться от иудейских обычаев. Например, они считали, что в субботу нельзя использовать огонь, и проводили весь день в темноте. В этот день запрещалось выходить из дома куда-либо кроме синагоги-кенасы. Караимы празднуют Пасху и Хануку, но не отмечают Шавуот, потому что об этом дне в Торе ничего не сказано.
13.03.2007
Источник: Телеграф (Рига)