Под эгидой Русской православной церкви и непосредственном руководстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве прошли XV Международные рождественские образовательные чтения. В чтениях приняла участие делегация от Алтайского края, в составе которой был председатель комитета информационной политики администрации города Барнаула Геннадий Королев, кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского II степени. Сегодня Геннадий Васильевич делится с читателями "Вечернего Барнаула" своими впечатлениями об увиденном, услышанном и сделанном.
Геннадий Васильевич, с чем связано проведение подобных мероприятий, вроде того, на котором вам довелось побывать? Речь, как вы понимаете, о масштабах, целях и глубине поставленных задач.
Еще на II Международных рождественских чтениях Алексий II высказал мысль, с которой невозможно не согласиться. "Россия не возродится, сказал патриарх, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Международные рождественские чтения главный образовательный форум года, посвященный проблемам духовного просвещения. В одном зале собираются все, кому не безразличны судьбы церкви и Отечества, кто озабочен поиском выхода из духовного кризиса, кого волнует нелегкая задача нравственного оздоровления нашего общества".
По сути, это уже готовые тезисы к программе действий. Вопрос лишь в том, насколько это интересно не только для элиты общества, но и для широких масс ведь сказанное относится в первую очередь к ним. Кто был представлен от Алтая на этих чтениях?
В Москву мы прибыли по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П. Наша делегация состояла в основном из особ духовного звания, но в ней были также государственные и муниципальные чиновники, представители силовых ведомств, в частности, начальник службы исполнения наказаний генерал-лейтенант Александр Семенюк, депутат краевого Совета Виктор Красилов, глава Троицкого района Михаил Зань, представители муниципалитета г. Камня-на-Оби, Новоалтайска, работники мэрии Рубцовска и другие. Рождественские чтения длились целую неделю, ноя выкроил денек для визита в правительство Москвы, дабы познакомиться с опытом работы департаментов по ряду направлений, аналогичных моей нынешней деятельности.
Какие церкви и монастыри вы посетили?
Была экскурсия в Троице-Сергиеву лавру, посещение храма Христа Спасителя.
Службу стояли?
Целых четыре часа. Должен сказать, что дело это не очень легкое, по крайней мере для тела, о душе особый разговор. Но то, что "душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь" , как говорил некогда Николай Заболоцкий, я понял более отчетливо именно на службе в храме. Церковные тексты не так трудны для восприятия, как утверждают некоторые, просто человек должен быть к ним подготовлен.
Храм Христа Спасителя для православного мира это больше, чем просто храм. Кто рядом с вами стоял на службе? Что за народ?
По внешнему виду не трудно, в общем-то, было определить, богатый или бедный молится рядом с тобой, но это, пожалуй, единственное отличие: коль пришел человек в обитель Христову значит, зачем-то это ему нужно. Никто же не гонит сюда его силой...
Говорят, что мы вспоминаем о Боге, когда нам очень плохо либо очень хорошо чаще, конечно, первое...
Так уж устроен русский человек больше надеется на себя, чем на Бога, вот когда прижмет... Но Бог милостив, потому прощает и помогает. В этот раз на службе значительная часть состояла из духовенства, было много молодежи, что не может не радовать, и, конечно, интеллигенции. Кстати, находясь там, я подумал и о читателях "Вечернего Барнаула" , да и обо всех земляках, поставил за их здравие свечку...
Как проходили непосредственно сами чтения? В какой форме? Лекции, семинары, "круглые столы" , секции или что-либо другое?
Первые два пленарных заседания прошли в Государственном Кремлевском дворце, бывшем Дворце съездов. Другое помещение вряд ли вместило бы всех участников чтений, нас было более пяти тысяч. Затем чтения проходили по институтской методике лекции, доклады, выступления на семинарах и секциях в различных аудиториях Москвы. Мне посчастливилось побывать в шикарном Президент-отеле. Занятия были построены таким образом, чтобы каждый из участников мог получить максимум интересующей его информации. Другого такого форума, на котором бы обсуждался весь круг проблем Русской православной церкви и современного общества в России больше нет и, наверное, не будет. Сегодня ясно и другое: внутренние проблемы церкви уже давно вышли за ее стены, как, впрочем, и проблемы общественного сознания давно уже перестали быть только светскими проблемами. Речь, к примеру, может идти как о сектантской работе и миссионерской деятельности, так и о воспитании и образовании. С другой стороны, чтения это место, где можно понять, как развивается церковная жизнь и в том ли направлении, которое нужно обществу, а заодно посмотреть на опыт взаимодействия церковных деятелей и муниципалитетов других регионов.
Чтения открыл Алексий П. В президиуме все митрополиты России, а также некоторые зарубежные гости. В чтениях участвовали вице-спикер Любовь Слиска, полномочный представитель Президента РФ по Центральному федеральному округу. Георгий Полтавченко, который огласил приветствие президента России Владимира Путина, мэр Москвы Юрий Лужков, министры юстиции, образования, культуры, заместитель генерального прокурора, военачальники, председатели ряда комитетов Государственной Думы и др.
Что стало лейтмотивом чтений?
В зале находились единомышленники, сторонники идеи православия как одной из ветвей христианства. Речь на чтениях шла главным образом о выборе пути. Он у России свой.
Поэтому все существующие проблемы рассматривались в комплексе, так как все взаимосвязано, ведь безработица на селе не может не сказываться на моральном и психологическом самочувствии ее жителей. В этой связи фактор духовности имеет более чем важное значение в жизни России времена были и похуже, но слово "безнадега" появилось совсем недавно, и, думается, отнюдь не зря.
Назывались ли причинно-следственные связи нынешних негативных явлений, тенденций и свойств?
Да, прямо, без обиняков и всяких извинительных слов. Прозвучало: утеряны ориентиры движения вперед, но это следствие, а причины в том, что изначально были утеряны цели. Не стало идеи и идеологии. В образовавшийся вакуум хлынуло все то, от чего так старательно уберегали народ: страсть к наживе любым путем, а это далеко не бизнес, романтика уголовщины, равнодушие к живущим рядом, отторжение от своих корней и т. д. Личное обогащение, а не обогащение России как страны, Родины, Отечества это психология вчерашнего босяка, нынешнего купчика, которому глубоко плевать на остальных, лишь бы ему было хорошо. И в этой связи как-то не очень уютно чувствуют себя в своей стране сотни тысяч сирот, тысячи брошенных детей, миллионы стариков, многодетных матерей и просто очень бедных людей.
Самая пора задать шукшинский вопрос: "Что с нами происходит?".
На чтениях лейтмотивом прозвучало: духовность в России утрачена, в подрастающем поколении духовность никто не воспитывает. Мы как-то очень быстро сегодня стараемся избавиться от того, что еще любили вчера, от хорошей литературы, хорошего кино, хороших песен, а вместе с ними как будто стыдимся хороших чувств, которые были и остаются главной ценностью человека.
В этой ситуации вполне резонно было бы задать и вопрос: "Куда смотрит государство?" , но это прозвучит в лучшем случае риторически, так как почти все кнопки на ТВ-частные, газеты тоже частные, а кто платит тот девушку и танцует.
О роли государства в решении этой глубоко нравственной проблемы и шла речь. Говорили об армии, борьбе с преступностью, демографической ситуации, миграционных процессах и многом другом. Для этого на чтения были приглашены министры и другие официальные лица, от членов Госдумы до представителей президента.
Чтения шли целую неделю срок немалый для выработки и принятия решения, хотя бы в виде концепции.
С первого и до последнего дня чтений лейтмотивом звучала мысль, что в сознание подрастающего поколения необходимо внедрять основы православной культуры, чтобы, как говорили участники совещания, вернуть людям язык и веру их отцов.
Ведущий программы "Времена" Владимир Познер на сей счет выразился довольно-таки иронично, мол, а что делать тогда представителям других конфессий, неправославным ?Им-то какую культуру в шкалах преподавать? Заодно он "прошелся" по патриарху в части его отношения к учению Дарвина.
Действительно, при открытии чтений святейший Алексий II гордо заметил, что пожалуйста, пусть своими предками считают обезьян те, кто хочет этого, а мы люди. Да и Дарвин-то, оказывается, сам был церковным старостой! Разумеется, Познер имеет право на свое мнение, но ведь на всю Россию был озвучен и следующий аргумент, смысл которого заключается в том, что мы постоянно говорим об уважении прав духовного меньшинства мусульман, католиков, иудеев, буддистов, в то же время стесняясь и забывая сказать о праве православного большинства на свое историческое "Мы". Правильно ли это? Не думаю. Приезжая туристами, мы чтим традиции других стран и конфессий, снимаем обувь в мечети, раз того требует обычай, но тогда и другие должны с должным почтением относиться к России, нашей православной культуре, ее традициям, обычаями обрядам. И те, кто ступает на русскую землю, должны знать, что это преимущественно православная земля.
Вера материя очень тонкая, даже невидимая на первый взгляд. Верят, как правило, бессознательно, просто верят и все. Или не верят и все. Слава богу, мы пережили воинствующий атеизм и дай бог никогда не скатимся к религиозному фанатизму. Россию всегда отличала веротерпимость, толерантность, как принято сейчас говорить. Однако когда собирается сразу несколько тысяч истинно верующих православных в запале можно и не удержаться, наговорить разных слов о нехристианах. Не так ли?
Ничего подобного на чтениях не было, наоборот, было очень уважительное отношение к братьям-мусульманам и другим конфессиям. На примере Татарстана и Башкортостана, да что далеко ходить нашего Барнаула, можно проследить совершенно уникальное добрососедство двух великих культур православия и ислама. Россия это огромный корабль, на котором самой историей мы обречены жить вместе, и нету нас другого пути, как вместе либо выжить, либо...
Насколько было сбалансировано количество выступающих от имени церкви и от имени государства?
Практически в равных долях. Очень запомнилось выступление мэра Москвы Юрия Лужкова, сказавшего, что он в равной степени заботится о благополучии и безопасности как православных, так и мусульман и представителей других конфессий. Юрий Михайлович, правда, не сдержал своих эмоций, когда говорил, что ни под каким давлением не допустит в столице бесовства вроде гей-парада, и это было воспринято всеми однозначно "за". На чтениях выступил заместитель генерального прокурора России Звягинцев, и его слова о том, что жестокости, хамству и высокомерию сильных и богатых нужно противопоставить воспитание правосознания у граждан, заставляют о многом задуматься как еще иначе может защитить себя перед торжествующим хамом обычный человек? Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в предельно ясной, доступной и в то же время изящной форме совершенно блестяще рассказал о роли православия в России. По его словам, более 60 % населения России сегодня заявляют о своей связи с православием, в то же время признавая, что посещают церковь нерегулярно. Теперь даже термин появился, определяющий это состояние, "неосознанное православие". Мы уже говорили о том, что человек верит по наитию души, речь, скорее всего, идет об этом. В то же время в Калуге в 2006 году родилось девять тысяч ребятишек, из них 8 тысяч были окрещены в православных храмах.
А в нашем Барнауле?
Самому любопытно, думается, скоро мы узнаем, сколько человек у нас принимают православие в детском возрасте, но вот в Белгородской области окрещено 98 % новорожденных.
Что из себя представляют современные служители культа?
Они очень хорошо ориентируются в процессах, происходящих в России и ее регионах. Они образованны, умны и такие яркие личности, как всем известный дьякон Андрей Кураев, в православии далеко не редкость. Например, в нашей делегации был молодой отец Сергий, а попросту Сережа Фисун, знаю его отца по службе в МВД. Так вот, общение с ним это чудесное насыщение знаниями, духовной культурой. Поэтому есть надежда, что Россия вновь станет Святой Русью, каковой она и была на протяжении столетий. И Барнаул, который мы любим называть столицей мира, сыграет в этом свою роль.
16.02.2007
Источник: Вечерний Барнаул