В жизни человека два самых важных момента – приход в мир и уход из него. Все народы понимали важность этих событий и обставляли их всевозможными ритуалами. "Комсомолка" рассказывает о разных традициях похорон.
Смерть – лишь уход к Богу
Христиане не любят слово "смерть". От него веет могильным холодом и безысходностью.
– Мы употребляем другие выражения, например, успение, что значит засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует, – объясняет священник Свято-Троицкого Измайловского собора Константин Пархоменко. – Или другое слово, преставление. Мы молимся о новопреставленном рабе Божием. Был с нами – преставился в другой мир.
Для христиан смерть – лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. А похороны – проводы любимого человека в мир иной.
– Проводить человека за границу земного мира мы должны достойно, – говорит отец Константин. – Достойные проводы – церковное погребение. Оно совершается только над крещеным православным человеком. Приходите в любой храм и обратитесь к женщинам, продающим свечи, или к священнику. Там вам расскажут, как организовать отпевание, как заказать поминание. Отпеваем мы обычно в храме в день похорон. Потом покойного везут на кладбище, а в храме остается записанным для церковного поминания его имя.
Замолви словечко за мертвых
У православных принято служить панихиду по покойному. Это небольшая служба, во время которой просят Бога простить грехи покойного, принять его в Царство небесное. Именно панихиды служатся на кладбищах, когда приглашают священника посетить могилку.
– Высшая форма поминания – за литургией, – добавляет отец Константин. – Тогда поминаемые люди становятся участниками причащения, соединяются со Христом. За любой литургией причащаются живые, находящиеся в храме, и душою причащаются все те, за кого молятся, неважно жив человек или умер. В свечных ларьках, в которых принимают записки, обычно пишут: "На обедню", или "На Проскомидию". Это как раз и означает поминание за литургией.
Сорокоуст – это поминание покойного за литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. Кроме того, можно заказать поминание на полгода, на год и даже... вечное. Вечное поминание – это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм.
По православной традиции на 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, а также в годовщину смерти нужно прийти в храм и помолиться за усопшего.
– О некрещеном человеке мы можем молиться только сами, дома или в храме, – уточняет священник. – В записках, подаваемых на поминание, мы не пишем имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят. Просто церковь молится за богослужением только за своих членов.
– Феофан Затворник, наш отечественный подвижник XIX века однажды сказал: "Давайте плакать о почившем... Но плакать по-христиански!" Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, в свое время все мы встретимся за порогом этой жизни.
Наследие языческих времен
Многие из тех традиций, которые нынче соблюдаются при похоронах, существуют с незапамятных веков. Некоторые сохранились в первоначальном виде, но большая часть трансформировались.
– Например, традиция ставить стакан водки и накрывать его хлебом появилась сравнительно недавно, – рассказывает писатель, исследователь народных традиций Андрей Грунтовский. – А в старые времена на крест повязывали полотенце и рядом ставили чашу с водой. Чтобы душа умершего могла омыться и обтереться.
Отсюда же возникла традиция мыть руки после похода на кладбище. Считалось, что после контакта с иным миром требуется очиститься. И вообще быть осторожными с такими контактами. Поэтому 9, а кое-где и 40 дней в избе, где умер человек, держали завешанными зеркала. Ведь они считаются "дверьми" в иной мир, сквозь которые покойник может увести живого. Кстати, в старину зеркало было большой редкостью, вместо него обычно использовали бадью с водой. Так что накрывали ее, а также колодец.
– Наши предки верили, что на Покров все мертвые засыпают, а на Радоницу просыпаются, – продолжает Андрей Вадимович. – Поэтому в этот день на могилы несли крашеные яйца и другую поминальную снедь. Эта традиция жива и по сей день, хоть люди уже, наверное, и не задумываются над ее смыслом. А объяснение простое. Раньше славяне не знали, что перелетные птицы зимуют в Африке. Они думали, что птахи пережидают холода в Ирее, то есть рае, вместе с душами предков. Оставляя еду на могилах, люди надеялись, что птицы унесут ее умершим.
Традиционную поминальную снедь выставляли также в поминальные субботы на кутное окошко. После похорон на девятый и сороковой дни обязательно устраивали поминальный ужин. Подавали кутью, но не сладкий рис с изюмом, как это принято сегодня. А кашу, сваренную из смеси круп: пшена, гречи, овса, ячки и проса. Пекли недрожжевые блины и варили кисель. В некоторых местностях на стол ставили кислые щи, в других – шаньги или вареную баранину.
Такой обычай, как стукнуть гроб об порог, когда его выносят из дома, тоже имеет глубокие корни. На Руси очень давно хоронили людей под порогом дома. И даже в XX веке кое-где сохранился обычай некрещеных детей хоронить под порогом. Считалось, что они станут домовыми, навками, кикиморами.
Обычно славян хоронили пятками на восток, лицом на запад. Пеленали в некрашеную холстину и клали в гроб или колоду, выдолбленную в стволе сосны. Принято было голосить и громко оплакивать умершего, провожая его в последний путь.
О том, как проходят обряды у мусульман и иудеев, читайте в следующих выпусках "Петербургского некрополя".
16.03.2007
Источник: Комсомольская правда в Петербурге