В жизни человека два самых важных момента приход в мир и уход из него. Все народы понимали важность этих событий и обставляли их всевозможными ритуалами. "Комсомолка" рассказывает о разных традициях похорон.
Смерть лишь уход к Богу
Христиане не любят слово "смерть". От него веет могильным холодом и безысходностью.
Мы употребляем другие выражения, например, успение, что значит засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует, объясняет священник Свято-Троицкого Измайловского собора Константин Пархоменко. Или другое слово, преставление. Мы молимся о новопреставленном рабе Божием. Был с нами преставился в другой мир.
Для христиан смерть лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. А похороны проводы любимого человека в мир иной.
Проводить человека за границу земного мира мы должны достойно, говорит отец Константин. Достойные проводы церковное погребение. Оно совершается только над крещеным православным человеком. Приходите в любой храм и обратитесь к женщинам, продающим свечи, или к священнику. Там вам расскажут, как организовать отпевание, как заказать поминание. Отпеваем мы обычно в храме в день похорон. Потом покойного везут на кладбище, а в храме остается записанным для церковного поминания его имя.
Замолви словечко за мертвых
У православных принято служить панихиду по покойному. Это небольшая служба, во время которой просят Бога простить грехи покойного, принять его в Царство небесное. Именно панихиды служатся на кладбищах, когда приглашают священника посетить могилку.
Высшая форма поминания за литургией, добавляет отец Константин. Тогда поминаемые люди становятся участниками причащения, соединяются со Христом. За любой литургией причащаются живые, находящиеся в храме, и душою причащаются все те, за кого молятся, неважно жив человек или умер. В свечных ларьках, в которых принимают записки, обычно пишут: "На обедню", или "На Проскомидию". Это как раз и означает поминание за литургией.
Сорокоуст это поминание покойного за литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. Кроме того, можно заказать поминание на полгода, на год и даже... вечное. Вечное поминание это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм.
По православной традиции на 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, а также в годовщину смерти нужно прийти в храм и помолиться за усопшего.
О некрещеном человеке мы можем молиться только сами, дома или в храме, уточняет священник. В записках, подаваемых на поминание, мы не пишем имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят. Просто церковь молится за богослужением только за своих членов.
Феофан Затворник, наш отечественный подвижник XIX века однажды сказал: "Давайте плакать о почившем... Но плакать по-христиански!" Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, в свое время все мы встретимся за порогом этой жизни.
Наследие языческих времен
Многие из тех традиций, которые нынче соблюдаются при похоронах, существуют с незапамятных веков. Некоторые сохранились в первоначальном виде, но большая часть трансформировались.
Например, традиция ставить стакан водки и накрывать его хлебом появилась сравнительно недавно, рассказывает писатель, исследователь народных традиций Андрей Грунтовский. А в старые времена на крест повязывали полотенце и рядом ставили чашу с водой. Чтобы душа умершего могла омыться и обтереться.
Отсюда же возникла традиция мыть руки после похода на кладбище. Считалось, что после контакта с иным миром требуется очиститься. И вообще быть осторожными с такими контактами. Поэтому 9, а кое-где и 40 дней в избе, где умер человек, держали завешанными зеркала. Ведь они считаются "дверьми" в иной мир, сквозь которые покойник может увести живого. Кстати, в старину зеркало было большой редкостью, вместо него обычно использовали бадью с водой. Так что накрывали ее, а также колодец.
Наши предки верили, что на Покров все мертвые засыпают, а на Радоницу просыпаются, продолжает Андрей Вадимович. Поэтому в этот день на могилы несли крашеные яйца и другую поминальную снедь. Эта традиция жива и по сей день, хоть люди уже, наверное, и не задумываются над ее смыслом. А объяснение простое. Раньше славяне не знали, что перелетные птицы зимуют в Африке. Они думали, что птахи пережидают холода в Ирее, то есть рае, вместе с душами предков. Оставляя еду на могилах, люди надеялись, что птицы унесут ее умершим.
Традиционную поминальную снедь выставляли также в поминальные субботы на кутное окошко. После похорон на девятый и сороковой дни обязательно устраивали поминальный ужин. Подавали кутью, но не сладкий рис с изюмом, как это принято сегодня. А кашу, сваренную из смеси круп: пшена, гречи, овса, ячки и проса. Пекли недрожжевые блины и варили кисель. В некоторых местностях на стол ставили кислые щи, в других шаньги или вареную баранину.
Такой обычай, как стукнуть гроб об порог, когда его выносят из дома, тоже имеет глубокие корни. На Руси очень давно хоронили людей под порогом дома. И даже в XX веке кое-где сохранился обычай некрещеных детей хоронить под порогом. Считалось, что они станут домовыми, навками, кикиморами.
Обычно славян хоронили пятками на восток, лицом на запад. Пеленали в некрашеную холстину и клали в гроб или колоду, выдолбленную в стволе сосны. Принято было голосить и громко оплакивать умершего, провожая его в последний путь.
О том, как проходят обряды у мусульман и иудеев, читайте в следующих выпусках "Петербургского некрополя".
16.03.2007
Источник: Комсомольская правда в Петербурге