ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Провожай в последний путь – про обычай не забудь

Мария Рудых :: 16 марта 2007

В жизни человека два самых важных момента – приход в мир и уход из него. Все народы понимали важность этих событий и обставляли их всевозможными ритуалами. "Комсомолка" рассказывает о разных традициях похорон.

Смерть – лишь уход к Богу

Христиане не любят слово "смерть". От него веет могильным холодом и безысходностью.

– Мы употребляем другие выражения, например, успение, что значит засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует, – объясняет священник Свято-Троицкого Измайловского собора Константин Пархоменко. – Или другое слово, преставление. Мы молимся о новопреставленном рабе Божием. Был с нами – преставился в другой мир.

Для христиан смерть – лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. А похороны – проводы любимого человека в мир иной.

– Проводить человека за границу земного мира мы должны достойно, – говорит отец Константин. – Достойные проводы – церковное погребение. Оно совершается только над крещеным православным человеком. Приходите в любой храм и обратитесь к женщинам, продающим свечи, или к священнику. Там вам расскажут, как организовать отпевание, как заказать поминание. Отпеваем мы обычно в храме в день похорон. Потом покойного везут на кладбище, а в храме остается записанным для церковного поминания его имя.

Замолви словечко за мертвых

У православных принято служить панихиду по покойному. Это небольшая служба, во время которой просят Бога простить грехи покойного, принять его в Царство небесное. Именно панихиды служатся на кладбищах, когда приглашают священника посетить могилку.

– Высшая форма поминания – за литургией, – добавляет отец Константин. – Тогда поминаемые люди становятся участниками причащения, соединяются со Христом. За любой литургией причащаются живые, находящиеся в храме, и душою причащаются все те, за кого молятся, неважно жив человек или умер. В свечных ларьках, в которых принимают записки, обычно пишут: "На обедню", или "На Проскомидию". Это как раз и означает поминание за литургией.

Сорокоуст – это поминание покойного за литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. Кроме того, можно заказать поминание на полгода, на год и даже... вечное. Вечное поминание – это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм.

По православной традиции на 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, а также в годовщину смерти нужно прийти в храм и помолиться за усопшего.

– О некрещеном человеке мы можем молиться только сами, дома или в храме, – уточняет священник. – В записках, подаваемых на поминание, мы не пишем имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят. Просто церковь молится за богослужением только за своих членов.

– Феофан Затворник, наш отечественный подвижник XIX века однажды сказал: "Давайте плакать о почившем... Но плакать по-христиански!" Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, в свое время все мы встретимся за порогом этой жизни.

Наследие языческих времен

Многие из тех традиций, которые нынче соблюдаются при похоронах, существуют с незапамятных веков. Некоторые сохранились в первоначальном виде, но большая часть трансформировались.

– Например, традиция ставить стакан водки и накрывать его хлебом появилась сравнительно недавно, – рассказывает писатель, исследователь народных традиций Андрей Грунтовский. – А в старые времена на крест повязывали полотенце и рядом ставили чашу с водой. Чтобы душа умершего могла омыться и обтереться.

Отсюда же возникла традиция мыть руки после похода на кладбище. Считалось, что после контакта с иным миром требуется очиститься. И вообще быть осторожными с такими контактами. Поэтому 9, а кое-где и 40 дней в избе, где умер человек, держали завешанными зеркала. Ведь они считаются "дверьми" в иной мир, сквозь которые покойник может увести живого. Кстати, в старину зеркало было большой редкостью, вместо него обычно использовали бадью с водой. Так что накрывали ее, а также колодец.

– Наши предки верили, что на Покров все мертвые засыпают, а на Радоницу просыпаются, – продолжает Андрей Вадимович. – Поэтому в этот день на могилы несли крашеные яйца и другую поминальную снедь. Эта традиция жива и по сей день, хоть люди уже, наверное, и не задумываются над ее смыслом. А объяснение простое. Раньше славяне не знали, что перелетные птицы зимуют в Африке. Они думали, что птахи пережидают холода в Ирее, то есть рае, вместе с душами предков. Оставляя еду на могилах, люди надеялись, что птицы унесут ее умершим.

Традиционную поминальную снедь выставляли также в поминальные субботы на кутное окошко. После похорон на девятый и сороковой дни обязательно устраивали поминальный ужин. Подавали кутью, но не сладкий рис с изюмом, как это принято сегодня. А кашу, сваренную из смеси круп: пшена, гречи, овса, ячки и проса. Пекли недрожжевые блины и варили кисель. В некоторых местностях на стол ставили кислые щи, в других – шаньги или вареную баранину.

Такой обычай, как стукнуть гроб об порог, когда его выносят из дома, тоже имеет глубокие корни. На Руси очень давно хоронили людей под порогом дома. И даже в XX веке кое-где сохранился обычай некрещеных детей хоронить под порогом. Считалось, что они станут домовыми, навками, кикиморами.

Обычно славян хоронили пятками на восток, лицом на запад. Пеленали в некрашеную холстину и клали в гроб или колоду, выдолбленную в стволе сосны. Принято было голосить и громко оплакивать умершего, провожая его в последний путь.

О том, как проходят обряды у мусульман и иудеев, читайте в следующих выпусках "Петербургского некрополя".

16.03.2007

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама