Когда наступит момент подведения итогов 8-летнего правления Владимира Путина в Кремле, отдельной строкой будут прописаны его труды во благо Русской Православной Церкви. Прошедшая неделя не стала исключением.
После окончания российско-итальянских переговоров Романо Проди торжественно объявил о "щедром подарке" передаче РПЦ храма Святителя Николая в Бари. К слову, история с церковью в Бари не единственный сюжет, когда для приобретения движимого или недвижимого имущества за рубежом РПЦ использует ресурс президента. В феврале Путин привез из Иордании новость о передаче Московскому Патриархату гектара земли с выходом к реке Иордан. На прошлогодних переговорах с израильским премьером он обсуждал возвращение РПЦ Русского подворья в Иерусалиме. А когда российский президент полгода назад отправился в ЮАР, церковные иерархи передали свою просьбу властям этой страны отдать икону Богородицы, благословляющей Сергия Радонежского. Ее подарила бурам российская общественность в ходе англо-бурской войны в знак симпатии и поддержки. Церковных иерархов этот факт не смутил, а вот южноафриканского президента пожелание отдать национальную реликвию шокировало.
РПЦ очень повезло с прихожанином. Он увеличивает ее собственность и совершает обряды под объективами телекамер. Что ж, партии власти для расширения своего электорального влияния тоже прибегают к помощи влиятельных политиков. Но если использование "паровозов" и админресурса в ходе избирательных кампаний имеет мало отношения к честной борьбе, то в церковных делах эти технологии не имеют никакого отношения к истинной вере.
Вот только Путин, рискну предположить, хотел бы войти в историю не как человек, увеличивший богатства Церкви. И не как политик, совершавший на виду у всего мира церковные обряды. Скорее, эти действия лишь внешняя сторона отношений президента и РПЦ. Путин иначе понимает свою миссию.
Вернемся к событиям прошлой недели. В ходе аудиенции в Ватикане глава России передавал Бенедикту XVI слова приветствия от Алексия II. Президент, как говорят в его окружении, лично желает сближения двух Церквей. РПЦ и лично Патриарх против. Московский Патриархат комфортно чувствует себя в изоляции, и не желает он снисходить до того, чтобы сделать шаг навстречу Святому престолу. Аргументация православных иерархов проста католики занимаются прозелитизмом, организовывают свои приюты и хосписы в России. Ничего, что для иркутского хосписа православного священника так и не смогли найти. Наших бомжей и больных раком в свою веру обращать все равно негоже.
Из-за неуступчивости и упрямства иерархов РПЦ Путину в Ватикане пришлось выполнять нехарактерную для главы светского государства роль посредника между Патриархом и Папой Римским. И, похоже, некоторый прогресс в организации встречи Алексия II и Бенедикта XVI произошел не без его помощи. Но зачем президент на протяжении многих лет способствовал укреплению контактов Святого престола и Московского Патриархата?
Путин хотел бы войти в историю не просто как организатор встречи Патриарха и Папы Римского. Ровно как, прилагая серьезные усилия для объединения РПЦ и Русской Православной Церкви за рубежом, он руководствовался более глубокими мотивами, нежели только восстановление исторического единства двух Церквей.
Скорее всего Путин хорошо понимает всю закостенелость РПЦ. Виной чему не только вековые традиции, но и изоляция последних десятилетий.Между тем один из ключевых субъектов влияния на сознание масс не может находиться в состоянии стагнации. Это мешает развитию государства в целом. Но как бывший разведчик, своими глазами наблюдавший крушение коммунистических режимов, он также хорошо понимает: изменить Церковь как институт должна не радикальная реформа изнутри, а постепенно проникающее влияние извне. Не революция и раскол, а эволюция и большая открытость источники развития Церкви. Заложить основы для последующих перемен в этом Путин видит свою миссию.
19.03.2007
Источник: Независимая газета