ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Через любовь в вечность

Теология Ганса Урса фон Бальтазара оказалась слишком традиционной для Второго Ватиканского Собора

Матвей Селиверстов :: 23 марта 2007

Ганс Урс фон Бальтазар является одним из виднейших современных католических теологов. Его учителями были Анри де Любак, Эрих Пшивара и Романо Гвардини. По своей значимости и глубине его богословское наследие стоит в одном ряду с работами Карла Ранера и Бернарда Лонергана. В свое время его считали одним из образованнейших людей Европы. Бальтазара также называли любимым теологом Иоанна Павла II, который предложил ему кардинальскую мантию в знак признания его многочисленных заслуг. Однако судьба распорядилась иначе. За два дня до официальной церемонии посвящения в кардиналы в июне 1988 г. Бальтазар умер. С тех пор прошло 20 лет, но его труды продолжают жить своей жизнью. В настоящее время многие из его сочинений переведены на более чем двенадцать языков, включая арабский.

Однако несмотря на это, Бальтазар не был приглашен на Второй Ватиканский Собор (1962–1965). Что же такого можно было обнаружить в теологии Бальтазара, что позволило выдвинуть на первый план других богословов?

В противовес известным теологам Ранеру и Лонергану, участвовавшим в работе Второго Ватиканского Собора и предлагавшим обратиться к философии и активно использовать ее достояние для развития богословия, Бальтазар отстаивал традиционные формы богословского рассуждения. Всякое теологическое учение, как он полагал, должно прежде всего строиться на описании Бога, а не на особенностях человека. Ранер же основывал свое учение как раз на антропологии, широко использовал понятия, заимствованные у философов-экзистенциалистов. А Лонерган разработал философию истории, которая была призвана объяснить роль Церкви в современном обществе через так называемый критический реализм.

При этом и антропологическая теология Ранера, и учение Лонергана имели с богословием Бальтазара много общего. Прежде всего все три учения предполагали по-новому взглянуть на теологическое наследие, осмыслить его с новых позиций. Они по-разному пытались дать ответ на один и тот же вопрос: какой должна быть католическая теология сегодня? И все сходились на том, что перемены необходимы.

И Бальтазар, и Ранер, и Лонерган – эклектики от богословия, их учения "вбирали" в себя не просто дух времени, но и достижения современной мысли. Да, у Бальтазара традиционная установка, но при этом он использует такое множество методов и источников, что отнести его к какому-то одному направлению или заявить о решающем влиянии на него какого-то одного теолога-предшественника невозможно.

В этом и заключается своеобразие теологии Бальтазара. Здесь же лежит причина ее критического восприятия. Помимо прочих мыслителей значительное влияние на взгляды Бальтазара оказал протестантский богослов Карл Барт. Книга Ганса Урса фон Бальтазара "Теология Карла Барта: описание и интерпретация" была признана классической, многие считали ее глубочайшим и подробнейший исследованием теологии Барта. Да и сам Барт оценил уровень проведенного анализа.

Возможно, именно влияние Барта привело к тому, что Бальтазара считают сторонником теологии "сверху", богословия теоцентризма, в противовес теологии "снизу", для которой основной объект анализа – человек. В период Второго Ватиканского Собора куда актуальнее было именно второе направление. Его представителей в Ватикане привечали куда сильнее, нежели "традиционалистов" вроде Бальтазара.

Однако Ганс Урс фон Бальтазар вовсе не выводит человека за пределы своих исследований. При внимательном чтении его работ это становится совершенно ясным. Другое дело, что его в первую очередь интересует не социальная или политическая жизнь человека, а его духовная жизнь. Как можно говорить о жизни христианина, не затрагивая религиозный опыт, "богообщение"? Все богословие Бальтазара – это своего рода созерцательная молитва. Ее цель – осознание фундаментальных истин христианства.

Бальтазар – современный мыслитель, и игнорировать нынешнее состояние человека, так называемую ситуацию человека, он не намерен. Для него человек – это прежде всего существо ограниченное, его жизнь и мир имеют четкие пределы. При этом по мере осознания собственной ограниченности, конечности во времени он начинает видеть и неограниченное бытие. Именно здесь, по мысли Бальтазара, и покоится краеугольный камень философской мысли и источник религиозного чувства. Потому как и богослов, и философ так или иначе предпринимают попытку исследовать Абсолютное.

Какое знание о Боге человек может почерпнуть в своем замкнутом, ограниченном мире? Ведь он поддерживает постоянный диалог лишь с себе подобными. Бальтазар пишет о младенце, который познает мир через любовь. Он чувствует, что мать его любит, и через эту любовь ощущает единение с матерью и единение со всем окружающим. Любовь – высшее благо, которое даровано человеку. Через нее он постигает истину и получает радость. Согласно швейцарскому теологу, именно в этом и состоит смысл нашего существования – познать вечность через любовь.

При этом Бальтазар неоднократно отмечает, что любовь невозможно рассматривать как некую универсальную силу или абстрактное понятие. У любви должен быть носитель. Для младенца таким носителем, персонификацией любви является мать. Но как Бог может донести свою любовь до человека? Как сделать Слово понятным ограниченному существу?

Здесь Бальтазар касается проблемы Богочеловека. Дело в том, что любовь – это как раз то качество, при помощи которого может быть преодолен непреодолимый, казалось бы, разрыв между человеком и Богом. Бальтазар называет это "особой формой тождества, в котором происходит общение Творца и творения". Человек для него – "послание любви", а всякое послание подразумевает диалог, в данном случае – диалог человека и Бога. "И слово было Бог" (Евангелие от Иоанна 1:1). Идеальный диалог – это "единение в общении". И такое "единение" стало возможным, когда произошло боговоплощение. Иисус Христос объединил в себе ограниченную природу человека с полнотой необъятного Слова Бога.

Да, Бальтазара интересует человек. Но он развивает, скажем так, "глубинную теологию". Он обращает свой взгляд к самому основанию человека – к его сердцу, которое жаждет любви.

Любопытно, получит ли богословская мысль Бальтазара развитие в будущем? На этот вопрос можно дать скорее всего утвердительный ответ. Не только Иоанн Павел II ценил Ганса Урса фон Бальтазара. Нынешний Папа Бенедикт XVI – также один из почитателей его духовного наследия, а это довольно сильный аргумент, не считаться с котором невозможно.

21.03.2007

Источник: НГ-религия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама