Общественный совет при Министерстве обороны приступил к работе. Он создан, чтобы "обеспечить взаимодействие граждан" с министерством "в целях учета их потребностей и интересов". Станет ли Общественный совет инструментом гражданского контроля над военным ведомством? Сумеет ли он эффективно бороться с дедовщиной? Возможен ли реальный диалог между армией и обществом? Об этом председатель синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами РПЦ иерей Димитрий СМИРНОВ.
Гражданский контроль над армией не утопия ли? Правозащитники говорят, что наша армейская система построена таким образом, чтобы скрывать проявления дедовщины. Но система порой дает сбои, и тогда общество узнает о судьбе рядового Андрея Сычева, солдата Романа Рудакова-Сбой в системе, а не гражданский контроль над армией позволяет предавать огласке подобные происшествия.
Тут надо обратиться к истокам дедовщины. Правильно сказал министр обороны: дедовщина с детского сада начинается. Нужно обучать людей основам православной христианской культуры. Чтобы создать в армии альтернативу атмосфере волчьей стаи, которая обычно возникает в любом одновозрастном коллективе, начинать надо именно с детского сада. Я прошел детский сад, пятидневки и все хорошо помню. А солдаты в сущности тоже дети, только великовозрастные. Но дело не только в дедовщине. Почему родители так боятся отдавать сыновей в армию? Потому что большинство российских семей малодетные.
Когда ребенок один, мать с ним носится, как с писаной торбой, и он получает оранжерейное воспитание. Это первое. И второе: сорок процентов призывников не имеют отцов. Поэтому попав в армию, они испытывают шок и стресс. А в семьях многодетных мама и папа внушают ребенку сызмальства: ты старший, поэтому должен младших своих братьев и сестер защищать, а не обижать. И к тринадцати годам побеждают эту дикость, когда старшие бьют младших. Дедовщина она внутри. В расхристанном сознании нашего народа. Гражданский контроль говорите? Ну обеспечим его. И все равно причины дедовщины не исчезнут до тех пор, пока мы не вернемся к нормальной семье, пока женщины не перестанут гробить детей в утробе своей. И проблемой абортов, и проблемами армии я занимаюсь двадцать пять лет. И совершенно уверен: тут все взаимосвязано, одно из другого вытекает. А одним лишь гражданским контролем над армией мы дедовщину не ликвидируем.
Но Общественный совет не в последнюю очередь создавался как раз для этого: бороться с дедовщиной.
Бороться не значит победить. Но сделать можно многое. Представьте например: Министерство обороны вручает Общественному совету список проблемных воинских частей тех, где отмечались случаи суицида, происшествия на почве неуставных отношений... И члены совета выезжают туда.
Изучают обстановку. Дают рекомендации. Могут даже предложить сменить командира.
А Союз комитетов солдатских матерей кого и чем тут не устраивает? Вот вам готовый, созданный снизу орган гражданского контроля над армией.
Союз комитетов солдатских матерей в лице его председателя Валентины Мельниковой представлен в Общественном совете.
А у вас нет ощущения, что Мельникова с ее солдатскими матерями раздражает власть?
У меня не ощущение у меня твердое знание. Да, раздражает. Но я вижу, как высокое армейское начальство с особым пиететом, я бы даже сказал джентльменством относится к Валентине Дмитриевне. И готово сотрудничать с ней.
Гражданский контроль над армией, вероятно, подразумевает и право общества интересоваться, куда тратятся деньги, отпущенные на оборону. Вы думаете, Общественному совету будет позволено контролировать военный бюджет?
Сомневаюсь в этом. Давайте говорить о реальных вещах. Мне кажется, что армия нуждается скорее не в контроле, а в помощи. Хотя важно отметить: армия в чем-то выглядит благополучнее, нежели общество в целом. Количество убийств в армии на порядок меньше. Случаев воровства на порядок меньше. Эксплуатации подневольного труда на порядок меньше. Везде, по всем статьям армия превосходит остальное общество. Это говорит о том, что там очень высокий уровень дисциплины. Хотя, например, с контрактниками возникают большие проблемы. Это взрослые люди, которые не нашли себя нигде. Их очень трудно дисциплинировать. Но разговоры о контрактной службе мне понятны. Чем-то же надо восполнять дефицит призывников. Я себе так представляю идеальную ситуацию. В семье пять-семь детей. Кто хочет идет в армию, получает там военную специальность и, если есть желание, остается на сверхсрочную. А кто не желает делать военную карьеру тот служит год по призыву. И тогда никакой дедовщины. И никаких контрактников они станут просто не нужны. Но сегодня мы должны исходить из наших реалий. При этом не следует обставлять дело так, будто армия в принципе чужда обществу и поэтому, мол, давайте ее поставим под гражданский контроль. Армия часть общества. Она может стать и школой воспитания. В конце концов каждый нормальный мальчик мечтает стать воином. Он играет в солдатики. У него есть игрушечные меч и шлем. Он любит кино про Александра Невского. И можно развить в нем эти склонности. Ведь посмотрите кадетские корпуса переполнены. Юноши хотят стать офицерами. Значит, надо им в этом помочь.
Обязанность помогать армии скоро, кажется, будет возложена и на военное духовенство. Подготовлен законопроект о военных священниках. Его авторы полагают, что они помогут "укрепить армейскую дисциплину, повысить уровень патриотизма в войсках, а также решить проблему армейской дедовщины". Слово Божие, конечно, способно творить чудеса. Но стоит ли уповать на него в попытках исцелить нашу армию от застарелых болезней и пороков? Не отдает ли это шарлатанством?
Я почти десять лет являюсь деканом факультета православной культуры в Академии Петра Великого. За это время около 700 курсантов прошли передо мной. Они уже в войсках, некоторые продолжают учиться. И ни одного дисциплинарного нарушения среди этого контингента! Потому что везде, где появляется священник, изменяется атмосфера. Он к солдатам относится, как отец родной, старается их образовать и в историческим плане, и в духовном. Солдат всегда может сказать священнику такое, чего он не скажет офицеру. Поплакаться в жилетку, как говорится. Ведь никакие репрессивные меры не улучшают нравственного состояния человека. Еще с древности известно: когда ворам на лобном месте рубили головы, в толпе орудовали карманники.
Но чем может помочь военный священник, если большинство солдат и офицеров не верят в Бога?
Кто вам это сказал? По официальным данным, 76 процентов в армии люди верующие.
В это трудно поверить.
Это статистика Главного управления по воспитательной работе. Во всяком случае на вопрос, есть ли Бог, 76 процентов российских военнослужащих отвечают: да. Разве это мало?
Россия страна многоконфессиональная. Какую же конфессию будет представлять военный священник?
Для нашей армии актуальны только две религии православие и ислам.
В Российской армии позапрошлого века церковную миссию выполняли не только православные священники, там было и мусульманское духовенство.
Пусть и сегодня приходят.
Не спровоцирует ли все это межрелигиозную вражду?
Думаю, что нет. Священнослужители люди мудрые, найдут общий язык. Не будет никакого противостояния. Если десять верующих мусульман из батальона захотят провести свой религиозный праздник, я совершенно уверен, что православный священник всегда найдет возможность связаться со своими коллегами из мусульманской общины и поможет удовлетворить это желание. Поймите, мы много столетий живем вместе. Ни один мусульманин не проявил ко мне неуважения из-за того, что я православный человек. Никогда. Представители ислама очень уважают православное духовенство. И ни один православный священник еще не дал повода относиться к нему иначе. А мы в свою очередь инструктируем священников, которые служат в войсках. Они там работают на общественных началах, их две тысячи. Так вот, мы объясняем, что хотя на Северном Кавказе нередко происходят боевые действия, к каждому солдату-мусульманину православный священник должен относиться с подчеркнутой любовью. Если к православному человеку с любовью, то к мусульманину с подчеркнутой любовью. И это всеми вполне понимается и приемлется. Словом, с помощью православных военных священников мы всегда сможем найти подход и к мусульманину, и к иудею, и к буддисту.
А кому будет подчиняться полковой священник? Командиру полка?
По религиозной части своему духовному руководству, по военной военному. Представьте себе, священник говорит: "Сегодня отслужим молебен". А командир: "Извини, у нас сегодня стрельбы. Давай согласовывать наши планы. Вот, батюшка, тебе время для работы с личным составом всей роты, вот для индивидуальных собеседований. Ну и смотри, чтобы солдат не переутомлялся".
Должен ли священник подчиняться воинской дисциплине и уставу?
Он должен подчиняться воинскому распорядку жизни. Устав применим только к человеку, принявшему присягу. И уж точно священник не должен участвовать в стрельбах, несении караульной службы...
Как, по-вашему, следует финансировать деятельность военных священников?
Идеально было бы так: из военного бюджета деньги перечисляются Церкви, а та распределяет их священникам. Но мы согласны и в штат войти. Допустим, полк заключает контракт с данным священником. Оттого, что священник по окладу и по должности приравнен к старшему офицеру, он все равно остается священником. Думаю, нам подошел бы германский опыт. Там приходские священники заключают договоры с бундесвером. А опыт Америки нам не стоит копировать. Например, капелланы там носят военную форму. Это не в нашей традиции. В российской истории бывали разные случаи, но рясу священники при этом не снимали. Если ты священник, ты должен быть в рясе, у тебя должна быть борода. Представьте, придет человек лысый, бритый, в погонах и скажет, что он православный священник. Не воспримут его. Люди привыкли к определенному внешнему образу православного духовенства. Поэтому я против того, чтобы священники носили военную форму. За исключением ситуаций, когда священник отправляется в зону боевых действий. В БТР в рясе не влезешь. Не всегда удобно и по кораблю ходить в рясе, потому что там лесенки. По кораблю он может ходить в брюках, тужурке, головном уборе священническом. Можно пошить форму определенного образца, чтобы сразу было видно, что ты священник. А так, конечно, только ряса.
Надо ли создавать в Министерстве обороны главное управление военных священников?
Для лучшего управления, для того, чтобы разрабатывать методики, доводить их до личного состава, конечно, должна быть централизованная структура. В Российской империи был главный протопресвитер армии и флота. Каждый военный священник подчинялся и армейскому командованию, и по линии протопресвитера церковному. Это все давно отработано.
Вернемся к Общественному совету. Намерены ли вы поставить вопрос о реформе армии? Если бы осуществилась эта реформа, возможно, сама собой отпала бы надобность и в гражданском органе при Министерстве обороны.
Армию в одночасье не реформируешь. Это надо делать плавно и постепенно. Как в езде на автомобиле по льду. Иначе расшибешься. У армии масса нерешенных проблем. Но прежде чем их решать, давайте определимся с приоритетами. Представьте, у человека ишемическая болезнь, а он вдобавок гриппом заболел. Ну давайте хотя бы грипп вылечим. Надо ставить перед собой посильные задачи. Ну не можем мы с вами решать профессиональные задачи военных голову сломаем.
Не станет ли Общественный совет дублировать работу профильного комитета Общественной палаты? Она ведь тоже осуществляет контроль за деятельностью силовых структур.
Я думаю, всем работы хватит. Были бы только идеи.
И все-таки... Способен ли Общественный совет при Министерстве обороны стать органом гражданского контроля над армией?
Разумеется, нет. Но такая задача создать гражданскую контролирующую инстанцию при военном ведомстве и не ставится. У совета иная цель помогать армии, которая является частью нашего общества.
22.03.2007
Источник: Россия