О нетленных мощах святых мимоходом слышал, наверное, всякий. Но совсем немногие знают, что почти каждый из нас каждый день проходит буквально рядом со святыми мощами. Многие, подобно большевикам начала 20-х годов, полагают, будто нетленные мощи это обязательно полностью сохранившиеся тела. И уж совсем немногие знают, что мощами называются не только останки тел святых, но и их одежда, части риз. Для чего же Бог даровал телам многих праведников нетление и чудодейственную силу? Как возникло в Церкви почитание святых мощей? И, наконец, что такое святые мощи?
Любовь к отеческим костям
Несколько недель назад скоротечно и шумно, как летний дождь, в России прошумел скандал, связанный с попытками продать через интернет-аукцион останки якобы святого Филиппа. Объявление о продаже мощей появилось на странице интернет-каталога "Антиквариат.Ру". "Вниманию ценителей русской старины предлагаются останки православного святого (череп в хорошем состоянии, ключевая кость), попавшие в частные руки из Казанского собора в Санкт-Петербурге в 20-е годы ХХ века. На черепе имеется дореволюционная надпись, содержащая имя святого, год поступления в хранилище Казанского собора (1899 г.) и инвентарный номер". Добавим, что ниже на черепе была малопонятная надпись "на нуте". Начальная цена на аукционе была обозначена в 1000 евро.
Первыми на это объявление отреагировали представители Русской Православной Церкви. РПЦ официально потребовала у органов внутренних дел Санкт-Петербурга провести расследование, возбудить уголовное дело и наказать того, кто совершил этот "кощунственный акт".
Продажа мощей это чудовищное кощунство, заявил заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Даже если эти останки не являются святыми мощами, произошло надругательство над прахом.
По словам директора интернет-проекта "Антиквариат.Ру", уже после первых писем разгневанных верующих они удалили объявление о продаже "мощей". В то же время, как утверждает руководство проекта, это предложение появилось у них на сайте еще год назад в разделе бесплатных объявлений. Провисело три месяца и никого не заинтересовало. Осенью владельцы костей вновь попросили его разместить, что и было сделано.
Падкая на всякого рода "недорогие" сенсации газета "Комсомольская правда" тут же "разъяснила" своим читателям, "чьи это кости". "Согласно Новому Завету святой апостол Филипп один из 12 "ближних" спутников Иисуса Христа. После его распятия отправился с проповедями в Малую Азию. Был распят в 90-м году н.э. в возрасте 87 лет. Однако считается, что "глава апостола Филиппа" хранится в серебряном ковчеге в храме Святого Креста на Кипре".
С чего "КП" выдумала, будто речь идет о продаже мощей апостола, не понятно. Другие издания осторожней предположили, что речь может идти о продаже мощей одного из местночтимых святых. В этой ситуации максимум профессионализма продемонстрировали сотрудники уголовного розыска санкт-петербургской милиции и эксперты. "Снять" объявление с сайта, найти продавца (некоего пенсионера Б. Георгиева) и изъять останки было делом техники. Череп и плечевую кость передали на экспертизу. Для экспертизы был привлечен доктор исторических наук, сотрудник петербургского Института истории материальной культуры
А. Мусин. По его словам, провести историко-археологическую экспертизу и составить объективное заключение было не сложно на останках сохранились все соответствующие атрибуты и коллекционные отметки. Они четко указывали, откуда появились эти реликвии и где хранились. Так, на лобовой части черепа было написано: "св. Филипп" и "НУТНЕ 1899". Посредник, представлявший интересы продавца, рассказал, что святыня была привезена из Новгорода в Петербург в 1920-е годы и хранилась в Музее религий и атеизма, который переезжал с места на место.
Исходя из этих данных, ученый сделал вывод, что такие пометки на своих находках оставлял известный в XIX веке этнограф и археолог Василий Передольский. Жил он рядом с церковью святого Филиппа в Великом Новгороде на улице Нутская. Вот откуда слово "нутне". Пометки "св. Филипп" и "НУТНЕ 1899" на черепе означают не принадлежность останков святому, а лишь место и время их обнаружения. После революции коллекция археолога была изъята и долго путешествовала по музеям и научным учреждениям.
В середине 90-х годов ХХ столетия на "толкучке" возле Владимир-ского собора в Петербурге некая дама, увлеченная оккультизмом, купила эти несколько костей. Продавец клялся, что все эти "мощи" тайно вывезены из Казанского собора. Потом в семье у женщины случилось несчастье: тяжело заболела и она сама, и ребенок. Понадобились деньги. "Мощи" выставили на торги. Но все выздоровели раньше, чем нашелся покупатель. Женщина забыла про свое объявление, зато к продаже "мощей" присоединились интернет-продавцы. Эксперты установили и то, что череп принадлежал женщине, жившей в конце XVII века. Больше 100 лет он пролежал в земле, затем попал в коллекцию
В. Передольского, а в 1918 году попал в кунсткамеру. В начале 40-х годов большинство экспонатов кунсткамеры были списаны как не имеющие ценности. Их передали студентам, чтобы учить будущих археологов и антропологов определять возраст находок.
Оснований для возбуждения уголовного дела не нашли. Ведь могилу никто не осквернял, а торговля человеческими костями законом у нас не запрещается. Можно добавить, что история с "мощами"
св. Филиппа в Питере далеко не единственное громкое дело, показывающее только верхушку айсберга доходного бизнеса на торговле мощами. В январе 2001 года сотрудниками ГУВД Москвы была проведена операция по пресечению продажи святых мощей апостолов Андрея Первозванного и Иакова и возвращению их Русской Православной Церкви. Во время операции был задержан гражданин Украины. Он открыто продавал эти православные реликвии возле храма Христа Спасителя в Москве, оценив их в 25 000 долларов. Мощи у него изъяли и передали в храм. За это девять российских милиционеров удостоились наград РПЦ.
Коснулся костей и... воскрес!
В нашем мире все живое в конце концов умирает, будь то дерево, животное или человек. Умирает и истлевает. Что же значит "нетленные мощи" останки святых, которые не только торжествуют над тлением, но и еще и источают благодать для всех, кто приникает к ним с верой? Для чего Бог дарует телам некоторых праведников нетление? Для чего Творец совершает это дело независимо от всеобщих законов природы, данных ей Им же Самим?
Согласно православному учению, тело христианина вместилище ("храм", по выражению Апостола Павла) Святого Духа. Его действие в обыкновенных людях может быть и не заметно, а в святых проявляется с особой силой например, в прижизненных подвигах и чудотворениях. Посвящая себя и свою жизнь Богу, святые становятся носителями чудотворной Божест-венной силы. Эта сила действует через их тело, как при жизни, так и после смерти.
Основание для почитания святых мощей мы видим уже в Ветхом Завете. Вот как описывается воскрешение одного из умерших в четвертой книге Царств. "И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище (моавитян), погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои".
В Новом Завете множество чудес происходило при соприкосновении с одеждами Иисуса Христа. Для исцеления болезней и изгнания злых духов использовали платки и полотенца святого Апостола Павла. "Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них".
Почитание мощей как святынь ведет свое начало от самых первых времен христианства. В первые века христианства века гонений христиане делали все, чтобы обрести тела мучеников, а места их погребения становились святилищами, где отправлялось христианское Бого-
служение. Верующие благоговейно почитали всякие останки святых мучеников и великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей или даже просто праха и пепла. Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский при императоре Траяне был брошен на растерзание диким зверям. От его тела осталось немного только самых твердых костей, которые как священные останки были с благоговением собраны верующими. В 156 году священномученик Поликарп был сожжен мучителями христианства, но кости, уцелевшие от огня, и пепел стали для христиан "сокровищем более ценным, чем все драгоценные камни и золото".
Григорий Неокесарийский в III веке установил праздники в честь мучеников и их мощей. Святые мощи он разместил по разным местам своей епархии, куда христиане собирались для Богослужений в дни их памяти. Папа Феликс (269 г.) постановил, чтобы "согласно древнему обычаю" Литургия (Богослужение) совершалась не иначе как на мощах мучеников. Уже после IV века мощи полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий мог воздать им чествование, либо по ту или другую сторону алтаря.
Почитание святых мощей было закреплено на VII Вселенском соборе 787 года. По определению собора храм без мощей освящать нельзя. Частицы святых мощей вшиты в антиминс четырехугольный плат, без которого священник не может совершать главного Богослужения в храме Божественной Литургии.
В храме, у останков мученика особенно живо чувствуется его невидимое присутствие. Поэтому храм в честь святого назывался его "домом", "жилищем", а сам святой его домовладыкой.
VII Вселенский собор определил, что "на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен". С тех пор в каждом храме обязательно есть мощи святых, и эти мощи служат залогом присутствия святых при Богослужении. Вот почему многие из нас, проходя рядом с храмами по улицам своих городов, оказываются рядом со святынями.
Скажем, в Вознесенском соборе Новосибирска есть частица мощей святого великомученика Пантелеймона Целителя. В часовне в честь Николая Чудотворца на Красном проспекте в центре Новосибирска хранится частица мощей Николая Чудотворца. А вот в новосибирском соборе Александра Невского есть частицы мощей святого Апостола Андрея Первозванного (!), часть схимы святого благоверного князя Александра Невского, старца Амвросия Оптинского, святого преподобного Семеона Верхотурского. Здесь же есть ковчег с мощами 96-ти преподобных отцов Киево-Печерской лавры. Среди них и мощи преподобного Нестора Летописца, святого Ильи Муромца того самого былинного героя, преподобного Тита Воина. И даже старца Феодора Кузьмича, который скончался в Томске и которого многие полагают российским императором Александром I, ушедшим в 1825 году в мир от престола.
Слово "мощи" в славянском языке переведено с греческого слова "липсана" и латинского "реликвия", что в буквальном переводе означает "останки". Если же обратить внимание на происхождение слова "мощи" от коренного "мощь" сила, то, как пишет профессор
И. Попов, станет очевидно, что словом "мощи" на славянском языке обозначаются не тела умерших, а их кости, ибо сила, крепость человеческого тела, по общему убеждению, заключается именно в костях человека, а не в его теле (плоти). В русских летописях XV XVII веков мощами назывались именно кости.
Вообще, как пишет глубокий знаток канонизации святых профессор Е. Голубинский, "на языке древней церковной литературы нетленные мощи это не нетленные тела, а сохранившиеся и не истлевшие кости". Заметим, что сам признак нетленности, однако, не всегда свидетельствует о святости. Скажем, в торфяных болотах или песках пустынь время от времени находят неподверженные тлению тела людей, о которых не известно даже, были ли они христианами. Для признания человека святым, кроме самого нетления, должно быть засвидетельствовано то, что от его мощей происходят какие-либо чудеса. В 1546 году в Павловском Обнорском монастыре обретены были целыми тела шести неизвестных и снова были преданы земле. В 1596 году, при обретении мощей святых Гурия и Варсонофия Казанских, найдены были вместе с ними тела двух других монахов в нетленном виде, но тела Гурия и Варсонофия были признаны мощами и остались открытыми, а тела двух монахов снова были погребены. В Киево-Печерской лавре почти совсем нетленно и открыто почивает Павел, митрополит Тобольский, скончавшийся в 1770 году. Все могут видеть кисть его правой руки, вполне сохранившуюся, даже не очень темного цвета и не очень высохшую. Но, несмотря на нетление, он все же не причислен к лику святых.
Как уточняет в своем "Противосектантском Катехизисе" настоятель новосибирского Собора во имя святого Александра Невского отец Александр Новопашин: "Православная Церковь почитает мощами всякие останки св. угодников и мучеников, через которые Господь совершает чудеса и исцеления будут ли это целые нетленные тела или части их, или только кости, или даже части одежд св. людей. Если через все эти останки благодатию Божией совершаются очевидные чудеса, то они святые мощи; если же чудес не совершается, то тела святых, хотя бы нетленные, за мощи не почитаются. Почитая мощи, Церковь, собственно, почитает благодать, действующую через останки, и прославляет Бога, дивного во святых Своих. Какого-либо обоготворения бездушных вещей и тел, в чем упрекают Православную Церковь сектанты, в действительности нет, есть только смиренное поклонение всемогуществу Господа и глубокая детская вера в благодать Духа Святаго, избирающего орудиями своих действий не только самих угодников Божиих, но и тела и всякие останки их".
Силы небесные с нами служат
Понятно, что Господь сохраняет тела праведников от тления не столько для них самих, уже достигших небесного отечества, сколько для нас, странствующих на земле. Нетленность святых мощей убеждает нас в святости и божественности христианской веры. Нетление святых мощей есть чудо, видимое только в христианском мире. В мире языческом или в исламе его нет. В христианстве, напротив: не было века, в котором бы не являлось несколько нетленных мощей Божьих угодников, и нет истинно верующих народов, у которых не было бы их.
Святые мощи есть чудо, заменяющее много других чудес, и оно имеет перед ними преимущество. Те чудеса нередко мгновенны и однократны и могли быть убедительными только для очевидцев. Нетленные мощи есть чудо постоянное, в нетленном теле, особенно в чудотворящем, постоянно пребывает чудодейственная сила Божья. И эти мощи представляют нам сильнейшее доказательство божественности христи-анской веры.
Уже ранние отцы Православной Церкви говорили о трех основаниях почитания святых мощей. Прежде всего, останки святых имеют огромное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о святом и побуждают верующих подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорил: "Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком".
Если в обыденной жизни портреты великих людей, их бюсты, статуи, а особенно гробницы и могилы, способны производить сильное впечатление, то гробницы мучеников и подвижников веры, естественно, производят неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память.
В Антиохийской церкви упадок нравов развился до крайних пределов: в лесах, с которыми связаны были языческие предания об Аполлоне и Дафне, устраивались безнравст-венные оргии, циничные игры, и никакие увещевания пастырей Церкви не помогали. Но вот племяннику императора Констанция пришла мысль построить в предместье Дафны храм и перенести в него мощи особо чтимого мученика Вавилы. С этого момента оргии прекратились.
Второе основание почитания святых мощей является литургическим. Христиане знают, что земная Церковь находится в общении любви с Церковью Небесной, и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве. "Ныне силы небесныя с нами невидимо служат". Один из учителей древней Церкви Ориген писал: в молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно состоящее из людей, другое из небожителей". Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь совершала Богослужение на могилах мучеников, а сегодня частицы мощей есть в каждом храме.
Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах, как носителях благодатных сил. "Мощи Твои яко сосуд благодати полный преизливающийся на всех к ним притекающих", сказано в одной из молитв. Святые мощи исцеляют от болезней и изгоняют из людей демонов. Они являются облегчением и утешением для тех, у кого тяжело и неспокойно на душе, служат укреплению веры. Иногда мощи источают миро. Оно может напоминать маслянистую благовонную жидкость, истекающую при мироточении икон, но может по своим свойствам приближаться к воде. Например, мироточением прославились мощи святого Димитрия Солунского, которого греки даже прозвали "Мировлитом", то есть мироточивым.
Современный православный писатель В. Артемов так рассказывает о посещении симферопольского Свято-Троицкого кафедрального собора, где хранятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который, будучи в ссылке в Сибири, многие годы был известен как великий хирург. "Я, конечно, знал, что мощи святых благоухают, но то, что я ощутил, наклонившись над ракой святителя Луки, невозможно передать словами. Из раки поднимался сильнейший непередаваемый аромат".
Сверхъестественным действием могут обладать как целые мощи, так и разъединенные их части, а сама божественная благодать может передаваться от мощей вещам и предметам ткани, в которую обернуты мощи, одежде святых и т.д.
Обнаружение святых мощей, в том числе и чудесных, называется "обретением мощей". Обычно день обретения фиксируется в исторических документах, и эта дата вводится в церковный календарь для воспоминания столь важного события. Дополнительный день памяти может устанавливаться в честь перенесения мощей. Так, 27 (14) августа вспоминается перенесение в 1091 году мощей преподобного Феодосия Печерского. Если мощи переносятся несколько раз, отмечается каждая дата. При перенесении мощей нередко случаются чудеса. Так, когда мощи святителя Луки заносили в Свято-троицкий собор Симферополя, он сквозь мантию явил всем свое лице.
Согласно христианской вере, мощи святых драгоценнее всех земных сокровищ. Ларцы с частицами мощей первые христиане даже носили с собой. А раки (большие красиво украшенные лари) с мощами делались из золота и серебра. Святые мощи могут также находиться в гробницах, а частицы мощей и облачений в ковчежцах и мощевиках (металлических или деревянных коробочках круглой или крестообразной формы). Мощевики чаще всего крепятся к иконам (например, икона-мощевик с 216 частицами мощей святых в Даниловом монастыре Москвы), на крестах или самостоятельно на доске.
В храмах раки с мощами находятся, как правило, ближе к иконо-
стасу, возле них зажигают свечи. Христиане могут выразить свое почтение святым, обратясь к святому с молитвой. Подходя к раке, следует, перекрестясь, совершить один-два поклона (поясных или земных), затем приложиться к мощам и опять перекреститься и поклониться. Самостоятельно прикладывать к мощам иконы или другие предметы нельзя нужно попросить об этом служителей храма.
Святыня дороже денег
Русское православие с особым трепетом собирало в своей земле святыни. Большинство святынь в Россию привезли греки в XVI XVII веках. Объясняли они это желанием спасти реликвию от поругания. Русские государи не жалели средств для благодарности. Вот выдержка из посольского приказа (тогдашнего Министерства иностранных дел): "Гречанину Константину за часть Древа Креста Христова сорок соболей в 30 рублей, сорок соболей в 20 рублей, гречанину Фоме Лекерову за 4 части Древа Креста Христова соболями в 160 рублей, за руку святого Меркурия соболями в 70 рублей, за часть мощей главы Иоанна Предтечи соболями в 50 рублей, за части мощей апостолов Петра и Матфея по 35 рублей".
Напомним, что в XVI веке один-два рубля стоили лошадь или корова.
В XVI XVII веках правительство купило 23 части мощей святого Пантелеймона, 14 Иоанна Златоуста, 14 архидиакона Стефана,
9 святого Луки, 7 Иоанна Крестителя, 3 Апостола Филиппа, 4 Марии Магдалины, 5 Андрея Первозванного.
Источник: Честное слово