ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

POST SCRIPTUM

Павел Флоренский: между университетом и лаврой

Оксана Седых :: 04 апреля 2007

В 2007 году Русская Православная Церковь и российская общественность отмечают две юбилейные даты: 125 лет со дня рождения и 70 лет со дня мученической кончины русского философа, ученого и богослова священника Павла Александровича Флоренского. 18 апреля в Московском университете, а 19-го – в Московской Духовной академии пройдет конференция, посвященная двойному юбилею.

Именно с этими двумя старейшими учебными заведениями России были связаны жизнь и творчество отца Павла. В 1904 году он успешно окончил математический факультет Московского университета и тогда же, отказавшись от научной карьеры, поступил в Московскую Духовную академию, что в Троице-Сергиевой лавре. Через десять лет увидела свет его первая книга "Столп и утверждение Истины", важнейшая веха в истории русского богословия конца XIX века. К тому времени позади осталась учеба в академии, магистерская диссертация и, вероятно, самое главное событие в жизни – принятие сана священника. Впереди были лекции в академии, философские труды, священническое служение в Лавре (а после революции – работа по сохранению ее памятников). Потом аресты, ссылки, лагеря и расстрел.

Приход в университет стал результатом юношеских увлечений наукой, приход к священству – следствием духовного переворота. Но, обратившись к вере, Флоренский науку не бросил. Особыми были и его научность, и религиозность. Одно из главных положений конкретной метафизики – философского учения Павла Флоренского – состоит в том, что идеальное (ноуменальное, потустороннее, горнее) просвечивает через окружающий нас феноменальный мир. Не только мы, простые смертные, стремимся к Высшему, но и Высшее стремится к нам, заглядывает в наш мир, дабы озарить его чудесным светом (и здесь слышна одна из главных интуиций русской мысли).

Как нигде, человек ощущает на себе этот взгляд в церкви, молясь иконе, которую отец Павел называл окном в иной мир. Но не только. Горним светом пронизаны все сферы нашего возможного опыта, нужно только уметь вглядываться. Еще в дипломной работе выпускника математического факультета Флоренский задумал математически доказать наличие мира по ту сторону феноменального бытия. В 1922 году к дипломным "Мнимостям в геометрии" он добавит последний параграф, где, опираясь на геометрию Римана и физику Эйнштейна, скажет о возможности космологического прорыва в горний мир. Там, как оказывается, даже время течет в обратном направлении, потому что движется навстречу нам, нашей земной юдоли.

Антиномия университета и Лавры как антиномия науки и религии стала символом жизнетворческого пути Флоренского. По воспоминаниям современников, он являл поразительное зрелище, когда, вынужденный заниматься диэлектриками в 20-е годы, приходил в лабораторию в рясе священника. Полутора веками ранее под знаком той же антиномии – академии и университета – прошла жизнь другого великого русского человека, Михаила Васильевича Ломоносова.

В этом сопоставлении тоже свой символизм, раскрывать который следует уже не в рамках жизни отдельного человека, но в контексте истории русской культуры. Ломоносов, учившийся в Славяно-греко-латинской академии (ныне Московской духовной), мечтал о создании в России светской науки. Флоренский, вряд ли уступающий Михайле Васильевичу энциклопедизмом мысли, проделал обратный путь: из светской науки в религию, из университета в Лавру. Для Ломоносова академия была началом пути, и основание университета стало логическим его итогом. Для Флоренского именно Лавра была местом, куда он стремился, где преподавал и служил.

Как же так вышло, что в эпоху Серебряного века один великий русский мыслитель проделал путь, обратный тому, на который всего полтора века назад положил жизнь другой, не менее великий? Современник Флоренского европейский философ Эдмунд Гуссерль сожалел о том, что наука, созданная европейским человеком, отвечает на какие угодно вопросы, но не на самые жгучие – о смысле и бессмысленности человеческого бытия. В эпоху Серебряного века Флоренский ставил иные задачи, чем Ломоносов во времена Просвещения и рационализма. Не наука как объективное знание, независимое от человека как внешнего наблюдателя, а наука как знание синтетическое, включающее человека как центр мироздания, – средоточие всех его путей. "Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его", – писал Флоренский.

Именно такую науку запроектировал он в своих работах, и его неоконченные проекты ждут своего продолжателя. Но такая наука apriori не способна быть в конфликте с религией, ведь человеку издревле было свойственно поднимать глаза "от долу горе" и совершать служение невидимому Богу. Человек, по Флоренскому, – homo liturgus. Вот как высказался об этом Алексей Федорович Лосев, его ученик и последователь: "Оказалось, что человек идет в церковь, крестится и молится не потому, что так папа или мама велели, а потому, что действительно наука этого требует, потому, что без этого ты будешь просто дурак, глупец будешь, если ты не будешь ходить в церковь и не будешь исповедовать последних истин науки".

Работы Флоренского о религии, среди которых многими особенно любим "Иконостас", обладают удивительной способностью – приводить людей в Церковь. Среди его читателей немало людей светского образования и культуры, людей думающих и сомневающихся. В этом один из парадоксов отца Павла, считавшего интеллигентское сознание стоящим дальше от подлинной религиозности, чем народное с его непосредственным отношением к жизни и вере. Но ведь и сам он был из интеллигентской среды и писал для тех, кто к вере и Истине шел тесными вратами, и сам проделал тот же путь. Вклад Флоренского в русскую культуру поистине уникален. Своим словом и мыслью он помогает нам постигать и почти научную истинность православной традиции, и ее человеческую теплоту, и многовековую мудрость.

По сведениям, недавно открытым биографами и потомками Павла Флоренского, его гибель в 1937 году стала результатом массового расстрела, приуроченного к 20-летию Октябрьской революции. Место захоронения священника – общая могила на Левашевской пустоши в Ленинградской области.

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама