ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Туринская плащаница: можно ли доказать чудо?

Екатерина Степанова :: 05 апреля 2007

Уже более ста лет прошло с того дня, когда итальянский фотограф Секондо Пиа сделал первые фотографии Туринской плащаницы. О методах и результатах исследований этой святыни и о научной честности верующих ученых мы спросили у директора Российского центра Туринской плащаницы физика Александра БЕЛЯКОВА.

Лик на Плащанице ("негатив") и на фото ("позитив")

Туринская плащаница представляет собой льняное полотно золотисто-коричневого цвета длиной 437 и шириной 111 см, на котором отпечаталось изображение завернутого в нее тела человека. Уже более 100 лет никто из ее исследователей не может сказать, каким образом отпечатки появились на ткани. По мнению христиан, эта та самая Плащаница, которой было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.

На Плащанице имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. На одной половине Плащаницы – – образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине – – то же тело со спины. На ткани есть следы кровоподтеков на голове, следы крови на запястьях и ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Историки и патологоанатомы пришли к заключению, что человек на Туринской плащанице был распят по древнеримским обычаям.

Образ на Плащанице не яркий, но достаточно детальный, золотисто-желтого цвета разной степени насыщенности. Различимы черты лица, борода, волосы, губы, пальцы. Специальные исследования показали, что изображение совершенно правильно передает особенности анатомии человеческого тела, чего не удается достичь в изображениях, сделанных рукою художника.

По преданию Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась от ученика к ученику. Историкам в последние годы удалось проследить ее путь по Среднему Востоку, обнаружить упоминание о ней при разграблении крестоносцами Константинополя в 1204 году. Возможно, в Европу она была вывезена рыцарями во время крестовых походов. С XVII века находится в итальянском городе Турин.

В 1898 году археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал Плащаницу и обнаружил, что изображение на ткани похоже на негатив. Открытие Пиа произвело ошеломляющее впечатление. Оказавшееся позитивным негативное воспроизведение позволило разглядеть не только в лице, но и в фигуре такие детали, которые раньше увидеть было невозможно. С этого времени исследованием Плащаницы занялись ученые.

Рассматривались четыре гипотезы происхождения Плащаницы: Плащаница – – произведение кисти художника, образ на Плащанице – – результат прямого контакта с объектом, образ на Плащанице – – результат диффузионных процессов, образ на Плащанице – – результат радиационных процессов. Эти гипотезы были подвергнуты теоретическому и экспериментальному исследованиям. Ученые пришли к выводу, что образ на Плащанице обладает характеристиками, которые в совокупности не могут быть одновременно объяснены как ни одной из предлагавшихся до сих пор гипотез, так и вообще никаким естественным способом.

Только факты

Плащаницу открывали для научных исследований только один раз – – в 1978 году (не считая тех случаев, когда ученые давали свои рекомендации о методах ее хранения), все остальное время гипотезы строились на исследовании фотографических изображений. Сорок ученых различных специальностей (физики, математики, биохимики, биологи, эксперты по криминалистке и медицине), объединенные в международную группу, на протяжении пяти суток, или 120 часов, сменяя друг друга и используя самую совершенную технику, исследовали Плащаницу. Ученые поставили перед собой три задачи. Первая – – выяснить природу изображения, вторая – – определить происхождение пятен крови, и третья – – объяснить механизм возникновения образа. Исследования проводились прямо на Плащанице, однако неразрушительными методами (как, например, радиоуглеродный способ, когда объект исследований сжигают). Для химических анализов брали только мельчайшие нити, которые оставались на липкой ленте после ее прикосновения к Плащанице.

Результаты научных исследований в 1978 году показали: во-первых, образ на Плащанице не является результатом внесения в ткань каких-либо красителей. Это полностью исключает возможность участия художника в его создании. Изменение цвета вызвано химическим изменением ткани, возможно, ожогом. Во-вторых, физические и химические исследования подтвердили, что пятна – кровяные, и появились они раньше, чем основной образ. Кровь проникла глубоко в ткань, а образ "написан" лишь в тонком поверхностном слое. В-третьих, на ткани обнаружили частицы пыльцы различных растений, характерных только для Палестины, Турции и Центральной Европы, то есть как раз тех стран, где, как предполагается, побывала Плащаница. Четвертое важное открытие показало, что интенсивность цвета на ней зависит от расстояния между Плащаницей и телом в момент появления образа. Говоря проще, на Плащанице передана трехмерная форма человеческого тела, а не только негативное изображение. Итак, за отпущенные 120 часов непрерывной работы ученые получили ответы на первые два вопроса: о природе изображения и о природе пятен крови на ней. Однако объяснить механизм возникновения образа не удалось.

Необъяснимое изображение

Самая первая гипотеза о том, как появился образ, относится к X веку и принадлежит архидиакону Григорию из храма Святой Софии в Константинополе. До разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году Плащаница хранилась в Восточной Православной Церкви. Архидиакон Григорий сделал предположение, что нерукотворный образ возник из-за испарины смерти на лице Спасителя.

Современные ученые экспериментально и при помощи компьютерных моделей исследовали все гипотезы о том, что могло бы вызвать изменение химической структуры ткани Плащаницы и тем самым создать на ней образ. Однако данных, полученных в исследованиях 1978 года, оказалось достаточно для опровержения всех имевшихся гипотез. Возникла целая наука – – синдология (от греческого синдон – – плащаница).

Согласно одной из гипотез негативное изображение на Плащанице появилось от сильного потока света, когда обычная ткань сама стала как бы "фотопленкой". Но даже в условиях современных лабораторий не удалось воспроизвести ничего подобного. Некоторые ученые утверждали, что для получения такого изображения необходим больший поток света, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом и сама ткань должна была сгореть. Проведенные исследования недвусмысленно привели ученых к мысли о том, что этот поток света не был естественной природы, то есть он не подчинялся законам физики – – законам диффузии или законам распространения света. Такой "неизвестный свет" вполне мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных воскресению Христа, поется: "светоносное воскресение", "узрим в свете неприступном Христа блистающегося". В момент воскресения произошли чудесные события, вызвавшие процессы, которые далее развивались естественным образом по законам природы. Естественнонаучные методы исследований, конечно, не могут объяснить чуда, но они могут в конечном итоге указать на то, что причиной того или иного события было чудо.

Единая картина

И тем не менее наука не может доказать, подлинная ли это Плащаница Иисуса Христа. Если окажется, что ткань действительно датируется XIV веком, можно считать доказанным, что она не подлинная. Но как докажешь обратное? Кто знает физику воскресения? Если выяснится, что это не Плащаница Иисуса Христа, – – всем верующим ученым, и мне в их числе, придется с этим смириться. Хотя чем больше я узнаю о Плащанице, тем менее вероятной мне кажется версия о рукотворном образе на этом полотне.

Аргументов "за подлинность" много. Данные, полученные в результате исследования Плащаницы, раскрывают все новые подробности известных из Евангелия событий. В совокупности все аргументы "за" создают целостную картину происходившего, но ни один из них не является решающим. Например, известно, что на Плащанице есть два изображения: контуры одного "написаны" кровью, другое появилось в результате ожога. Оба они свидетельствуют о том, что человек, изображенный на Плащанице, был наказан дважды. Перед распятием он был подвергнут бичеванию настолько жестокому, что мог умереть от ударов и потери крови. Вероятно, этим наказанием сначала хотели ограничиться, и предполагалось, что этот человек будет отпущен, но затем его все же распяли на кресте. В Евангелии от Луки так описываются похожие события: "Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, Сказал им: <...> я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; <...> Итак, наказав Его, отпущу. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему!.." (Лк. 23, 13-18). Можно предположить, что человек с Плащаницы и есть дважды наказанный Иисус Христос.

В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница говорит нам, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а ремни их бичей имели на концах специально привязанные костяшки, как это было принято в римской армии. Ударов было гораздо более сорока, и их следы покрывали всю спину, грудь и ноги. В Евангелиях говорится о том, что палачи возложили терновый венец на голову Иисуса Христа, но то, что это был не только способ уничижения, а продолжение пыток, мы также узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь велики, что они прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу. Исследуя Плащаницу, специалисты воссоздают события, о которых написано в Евангелиях: заушение Иисуса Христа, несение Им креста, Его падение под ношей от изнеможения. По направлениям струек крови из ран от гвоздей, вонзенных в запястья и в ступни ног, специалисты могут даже воссоздать положение тела Иисуса Христа на кресте. Плащаница свидетельствует о голгофских страданиях Иисуса Христа, и для исследователей евангельские события становятся почти осязаемыми

Единственный аргумент

Таких совпадений, свидетельствующих о том, что это именно та самая Плащаница, в которую при погребении было завернуто тело Иисуса Христа, много, а аргумент "против" только один, но очень сильный. Это датировка Плащаницы XIV веком при помощи радиоуглеродного метода. В 1988 году было позволено отрезать от нее кусок ткани размером около семи квадратных сантиметров. Его разделили еще на три части и отдали исследователям. Все три независимые лаборатории пришли к одинаковому результату: Плащаница была изготовлена в XIV веке, то есть не является подлинной Плащаницей Иисуса Христа. Результаты этого эксперимента стали очень серьезным ударом по доверию к Плащанице. В исследованиях наступил кризис. Ситуация усугублялась еще и тем, что именно с XIV века удается документированно проследить исторический путь Плащаницы в Европе.

Результат датировки противоречит всем остальным фактам, полученным во время исследования Плащаницы! Поэтому было предложено несколько гипотез, объясняющих ошибку радиоуглеродного анализа, но все равно трудно поверить, что ошиблись одновременно все участники эксперимента. Скорее всего, разгадка в том, что Плащаницу датировать радиоуглеродным методом нельзя. То есть в разных частях полотна этот метод может показать разные результаты. Одна ниточка будет датироваться первым веком, другая четырнадцатым, а третья двадцать пятым. Сейчас мы разработали проект исследований, который поможет доказать или опровергнуть нашу гипотезу. Надеемся, что итальянцы пойдут нам навстречу и откроют Плащаницу для ученых еще раз.

Во время пожара в 1532г. Плащаница хранилась свернутой в серебряном ковчеге. Капли раскаленного олова, которым были припаяны серебряные части, прожгли ткань. Разводы на ней остались после попыток потушить загоревшееся полотно водой. На рисунке показан процесс образования отверстий и разводов на Плащанице

Радиоуглеродный анализ не бесспорен

Так считают в Международном центре изучения Туринской плащаницы. Везде, где содержится углерод, он представлен в трех изотопах: С-12, С-13 и C-14. Их соотношение известно, но С-14 со временем распадается. Зная скорость распада, можно определить время. Однако для образцов с возрастом менее 2000 лет велика вероятность ошибки, т.к. "новые" горючие материалы – уголь и нефть, в которых почти нет С-14 – – "разбавляют" его содержание в образцах. Далее, плащаница не раз подвергалась внешним воздействиям: обгорала при пожаре, вываривалась в масле, долго лежала в серебряной раке, а серебро – сильный катализатор. Это тоже могло вызвать эффект ее "углеродного омоложения". Наконец, полоску ткани для анализа вырезали из так называемой боковой полосы, а не из той части плащаницы, на которой отобразилось Тело Спасителя. Не исключено, что боковая полоса была пришита к основной части плащаницы позже евангельских событий.

Паломничество в Турин – – через 18 лет

С 2000 года доступ к хранящейся в Турине Плащанице был закрыт на 25 лет. Дмитрий ВЛАСОВ, главный редактор агентства религиозной информации "Благовест-инфо", организовывал паломническую поездку в Турин cемь лет назад, когда Плащаница последний раз была открыта для поклонения верующих:

- – В юности я много читал о Туринской плащанице, ее история повлияла на мое воцерковление. Поэтому когда в 1991 году я впервые оказался в Турине, я отправился в собор Иоанна Крестителя, где она хранится. Но оказалось, что сама Плащаница недоступна даже для взгляда, лежит свернутая в специальном ковчеге под семью замками. Вся историческая информация о ней была распечатана на специальном стенде, рядом с ним висела точная фотокопия полотна в полный размер.

Собор Иоанна Крестителя в Турине, где хранится Плащаница

В 1998 году я узнал, что к столетию со дня появления знаменитых фотографий Секондо Пиа Туринскую плащаницу откроют для паломников. Итальянцы сделали тогда очень удобный сайт, где можно было найти всю необходимую информацию для поездки и записаться в очередь. Плащаницу открывают всего несколько раз в столетие, обычно к каким-нибудь торжествам или юбилеям, как это принято у католиков. Причем открывают не на один день, а на несколько месяцев, чтобы все желающие успели посмотреть. Чтобы окупить поездку, я решил собрать группу. Почитателей Плащаницы нашлось очень много, набрался целый двухэтажный автобус, шестьдесят человек. Когда мы наконец добрались до собора Иоанна Крестителя в Турине и стали искать на маленьких итальянских улочках парковку для нашего огромного автобуса, меня поразили итальянцы: "Ставьте, ставьте прямо здесь!" – – советовали нам прохожие. "А что скажет полиция?" Итальянцы замахали руками: "А что они могут сказать?! Русские паломники проехали три тысячи километров, чтобы поклониться Туринской плащанице! И вы думаете, они будут как-то возражать?"

Раньше Плащаница хранилась в стеклянном ковчеге свернутой (вверху). Сейчас она находится в особом контейнере, где хранится развернутой во всю длинну. В нем Плащаницу и выставляют для поклонения верующих (внизу)

Плащаница висела высоко над алтарем собора в специальном бронированном шкафу, одна из стенок которого была стеклянная. Этот шкаф сделан особым образом, он постоянно раскачивается, и через него пропускают инертный газ: ученые утверждают, что это позволит лучше сохранить древнее полотно Плащаницы. Так что приложиться к Плащанице все-таки нельзя – – но хотя бы увидеть своими глазами!

ВоздУх или плащаница?

Все православные знают прекрасные предпасхальные службы Выноса и Погребения Плащаницы. Что общего у наших Плащаниц с Туринской? Когда и как возник обычай использовать плащаницу на богослужениях? Об этом рассказывает Ольга ДРОЗДОВА, автор исследования "Иконография оплакивания и погребения Христа в лицевом шитье".

- – После воскресения Христова апостол Петр и Иоанн Богослов обнаружили во гробе "лежащие пелены" (Ин. 20, 5). Они с благоговением взяли их и хранили как великую святыню. В христианском богослужении, неразрывно связанном с воспоминанием о смерти Господней (1Кор.11:26), уже в глубокой древности присутствовали богослужебные ткани, символизировавшие Святую Плащаницу. Если поначалу это был распростираемый на престоле льняной илитон, то впоследствии символом Плащаницы Господней стал так называемый воздух (большой четырехугольный плат, которым покрывают Святые Дары в определенные моменты литургии). Концом XIII – – началом XIV века датируются самые ранние из сохранившихся воздухов с вышитым изображением умершего Спасителя. В XIV-XVI вв. такие воздухи постепенно появляются во многих крупных монастырях и кафедральных соборах, но отнюдь не повсеместно.

Вероятно, подобные воздухи использовали только один раз в году – на литургии Великой субботы. Наличие текстов утрени Великой субботы на некоторых воздухах XIV-XV веков наводит на предположение об их использовании и на этом богослужении. Судя по соборным чиновникам и монастырским уставам XVI века, после Великого Славословия такой воздух-Плащаницу несли вместе с Евангелием, а затем торжественно вносили в алтарь и полагали поверх Евангелия на Престоле. Затем появился обычай при пении Трисвятого обносить воздух-Плащаницу крестным ходом вокруг храма. Поначалу к воздуху-Плащанице прикладывался только игумен монастыря, но со временем ее стали выкладывать для целования братией в центре храма на специальном столе. То есть развитие чина выноса и поклонения плащанице Господней происходило постепенно.

С XVII века воздух (по-прежнему символизирующий на каждой литургии Св. Плащаницу) и т.н. Господская плащаница, как принадлежность Страстного богослужения, становятся двумя функционально разными предметами. Вне периода богослужебного использования Господская плащаница во многих храмах покоится на специальном возвышении, так называемом Гробе Господнем.

Хотя существует много иконографических типов Господской плащаницы, все они, если не в изобразительных подробностях, то программно, восходят к нерукотворному образу Иисуса Христа на Его Святой Плащанице, известной теперь как Туринская. Более того, один из самых ранних сохранившихся шитых воздухов – – воздух короля Уроша Милутина, созданный в конце XIII или начале XIV века, – – является в буквальном смысле слова вышитой иконой Плащаницы Господа. Интересно, что сама Святая Плащаница после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году исчезла, и художники не могли скопировать ее буквально. Но если сопоставить изображения на Милутиновском воздухе и на Туринской плащанице, то становится ясно, что Святая Плащаница Господня всегда особо почиталась верующими и, даже несмотря на свое физическое отсутствие, была у художников "перед глазами".

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама