Новосибирский архиерей архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон пространно высказался о преподавании ОПК. По его мнению, наиболее последовательные противники преподавания ОПК верующие люди, которые верят в атеизм.
Нежелание отдельных людей понять суть предмета "Основы православной культуры" и порой откровенное противодействие некоторых чиновников его введению в школах вызывает искреннее удивление.
Следует признать, что наиболее агрессивно настроены против изучения православной культуры именно атеисты. Атеизм – тоже вера. Все мы выходцы из атеистического общества, лидерами которого были воинствующие безбожники, верившие, что духовного мира не существует. Ими запрещалась всякая литература на религиозную тематику: радио и телепередачи, публикации в прессе все религиозное подвергалось самой жесткой цензуре. Делалось все возможное, чтобы народ ничего не узнал об этом огромном духовном пласте, определяющем культуру всякой нации. И, наоборот, развешивались плакаты с известным выражением Маркса: "Религия – опиум народа", которое в свое время Ленин перефразировал в "духовную сивуху". Хорошо видно, что и "духовная сивуха" в отношении религии, и "религиозный суррогат" в отношении православной культуры термины из одного пыльного словаря – словаря воинствующего безбожника.
Борцы с Церковью утверждали в обществе религиозное невежество, которое сами же искусственно и поддерживали. К чему же нас привела такая идеология – эта "национальная" идея? Сегодня мы это хорошо видим. Народ оказался в трясине духовной деградации. Такие священные для каждого гражданина понятия как патриотизм, честь, совесть, долг, самопожертвование превратились в пустой звук.
Святейший Патриарх Алексий в своих выступлениях предлагает выход из духовно-нравственной катастрофы, который видится сегодня в изучении православной культуры России. Заметьте, речь идет не об изучении православной религии, а об изучении православной культуры. Православной потому, что православие, так же как и буддизм, и ислам, и иудаизм, и католицизм – культурообразующая религия. Музыка, живопись, архитектура, литература в нашей стране пронизаны религиозным духом, духом православия. Православная культура – это великая ценность, ее веками создавал наш народ, и мы гордимся этим величайшим достояние нации, мировым достоянием, потому что влияние православной культуры на мир поистине огромно.
Почему наши дети должны быть невеждами? Почему они не должны знать, чем жил наш народ в течение тысячи лет? Почему они не должны изучать культуру, которая, по словам академика Лихачева, "оправдывает перед Богом существование целой нации"! Называть культуру "религиозным суррогатом" оскорбительно для значительной части населения страны, тем более что сейчас верующие люди есть на самых высоких правительственных должностях.
От тоталитаризма в России осталась религия, которую исповедовали многие – воинствующий атеизм. И остались его адепты. Они продолжают вести идеологическую работу, используя в том числе и административные ресурсы, используя свое положение в структурах демократической власти. И это крайне опасно, так как слова и действия таких чиновников могут ошибочно восприниматься как целенаправленное проведение ими в жизнь государственной идеологии.
Излюбленный ход противников введения в школьную программу культурологического предмета "Основы православной культуры" заключается в подмене понятий. Они как будто не слышат о том, что речь идет об изучении православной культуры, и твердят о "навязывании преподавания православия". Отталкиваясь от этого заведомо ложного их утверждения, они начинают говорить о нарушении равенства между религиями, о том, что Церковь отделена от государства.
Чего они боятся? Давайте заглянем в учебник, полистаем страницы, внимательно просмотрим рубрики, предлагаемые темы. В учебнике говорится о русском зодчестве, об иконописи, о духовной музыке, о выдающихся полководцах и политических деятелях, таких, например, как Александр Невский, значение которого в истории государства невозможно переоценить. Повествуется на страницах учебника и о киево-печерском монахе Несторе, который первым начал описывать российскую историю. Может быть, кому-то не нравится, что первым летописцем на земле русской был монах, но факт остается фактом: именно в монастырях начиналось летописание.
Мы предлагаем изучать православную культуру для того, чтобы образование нашей молодежи стало полным, насыщенным, чтобы молодежь нашу можно было безо всяких условностей назвать культурной. Мы открыто показываем красоту православной культуры, говоря и об ее духовно-нравственной силе. По-настоящему культурный человек – это и духовно образованный человек, чья нравственность не подлежит сомнению, а патриотические устремления несомненны. Это достойный гражданин своей страны, который в тяжелые моменты не промолчит, не предаст, но встанет на защиту интересов своей Родины, своей культуры. Историки, культурологи, социологи утверждают, что если разрушить культуру, то общество распадается и прекратит свое историческое существование.
В Новосибирске вот уже пять лет подряд епархиальное управление подписывает с управлением образования мэрии соглашение о сотрудничестве, и этот год не стал исключением: в марте мы подписали с мэрией соглашение "О содействии в организации консультативно-методической помощи учителям общеобразовательных школ города по программе курса православной культуры России". Подобные соглашения есть и в других епархиях. В 15 регионах России предмет "Основы православной культуры" введен в школы как региональный компонент.
В нашей стране другие времена. Народ сам устраивает свою жизнь. Согласно всевозможным социологическим опросам, большая часть населения страны не просто считают себя христианами. Люди осмысленно идут в церковь. Сегодня в России окончательно сформировалось мнение, что наша культура – православная. Никто не заставлял народ делать этот выбор. Он сам его сделал.
Святые отцы говорили: отторгнутое насилием воссоединяется любовью. Любовью к своему культурно-историческому наследию, к своим традиционным духовно-нравственным ценностям. Культура, по словам академика Лихачева, это святыня нации, то есть святыня России. Российской школе невозможно обойтись без изучения православной культуры, без изучения православия, за которым Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" (1997 г.) признает особую роль "в истории России, в становлении ее духовной истории и культуры".
Школа передает новым поколениям культурно-исторические традиции и духовно-нравственные ценности народа. Поэтому главная задача школы – воспитание любви к своему Отечеству, родной истории и родной культуре.
По материалам источников: АНН