ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Паломники в никуда

Игумен Кирилл (Семенов) :: 11 апреля 2007

Началось это года полтора-два назад с подачи, как выяснилось позднее, какого-то лёгкого на язык и, очевидно, пустого нa голову болтуна, коих так щедро плодит наше оккультно-контуженное телевидение. В московский Новодевичий монастырь то и дело стали захаживать люди, которых интересовал один единственный вопрос:

– Где тут та самая башня?

Поскольку башен в монастырской стене ни много ни мало двенадцать, приходилось выяснять у этих первых захожан, какая именно их интересует.

– Ну, та, где Софья сидела, – уточняли гости.

Царевна Софья Алексеевна, сестра будущего императора Петра I, в 1698 году заточённая им в Новодевичий монастырь и подневольно принявшая монашеский постриг с именем Сусанны, проживала в особых покоях при Напрудной башне обители вплоть до своей смерти в 1704 году. Известно, что суровый царь Пётр, ради того, чтобы особенным образом досадить нелюбимой сестре, дерзавшей оспаривать у него власть над Россией, жестоко казнил верных Софье стрельцов, вешая их прямо под окнами её монастырской кельи. Вот эту-то самую Напрудную башню и разыскивали любознательные и целеустремлённые посетители, которых день ото дня становилось всё больше.

Явно непростой интерес этих людей к царевне Софье и её монастырскому обиталищу не мог не заинтриговать; конечно, и прежде многие посетители Новодевичьего интересовались необычной судьбой этой неординарной женщины. Но у теперешних любителей истории любознательность была отнюдь не чисто интеллектуальной, в чём и пришлось очень скоро убедиться.

– Если дотронуться до башни и загадать заветное желание, то оно обязательно исполнится, – открыла мне тайну своего паломничества в монастырь одна разговорчивая дама "бальзаковского" возраста, о желаниях которой можно было только догадываться, глядя на её густо раскрашенное лицо и боевой задор в томных очах.

– Если больным местом приложиться к башне и очень сильно попросить, то она обязательно поможет, – доверительно втолковывала мне другая женщина, более пожилая, очевидной заботой которой было явно расстроенное здоровье.

– Кто поможет – башня? – недоуменно воззрился я на мою собеседницу.

– Да нет же, Софья, царевна! – снисходя к моей дремучей непонятливости, устало объяснила женщина.

– Но как же она, то бишь, царевна Софья Алексеевна Вам поможет, – не унимался я, – ведь Церкви ничего до сих пор не известно о ней как о святой?..

Женщина посмотрела на меня уже как на явного противника своего исцеления и с тяжким вздохом отошла восвояси. Впрочем, вопрос мой о "чудо-башне", как оказалось, предвосхитил дальнейший ход событий...

Те первые "откровения", вращавшиеся вокруг башни и опальной царевны, были ещё вполне эпизодическими, не частыми, но и от них уже веяло некоторой тревогой: что за странности? Или, быть может, мы сами тут, в монастыре, ничего не знаем о новой чудотворице, которая исполняет заветные желания и врачует недуги?..

Но редкие поначалу искатели исцелений и исполнения заветных желаний были только первыми "ласточками", возвещавшими начало довольно-таки массового "прилёта грачей"... Мало-помалу в монастырь зачастили в одиночку и целыми группами люди (главным образом – женщины), которых не слишком влекло богослужение в храме или архитектурные особенности древней обители. Подчас (далеко не всегда), зайдя в притвор церкви, эти паломники первым делом вопрошали сестёр за свечным ящиком всё об одном и том же:

– А башня где?..

Некоторые из них, те, что считали себя, видимо, "поправославней", готовы были и свечи поставить у "иконы Софьи", и когда удивлённые сёстры отвечали им, что царевна Софья не числится среди святых и никакой иконы её в монастыре нет, отходили явно разочарованными такой несправедливостью. Впрочем, таких были единицы; всех прочих сама царевна Софья не слишком занимала. Им гораздо ближе была практическая сторона дела: башня, к которой можно приложиться непосредственно.

Со временем поток странных почитателей царевны-инокини и чудесной башни вырос как на дрожжах. Вслед за телеотравой последовали "откровения" бульварных газетёнок. Мне показывали одну такую стряпню, в которой журналистка, мнящая себя, наверное, вполне образованной и "продвинутой", на целом газетном листе расписывала различные "таинственные" места Москвы, в которых происходят всякие загадочные явления, и где можно "непосредственно" вступить в контакт с "высшими силами", которые только и жаждут, как наилучшим образом помочь нашим бедным гражданам. Не забыла она помянуть и царевну Софью с её башней... "Читатели газет, глотатели пустот" (по меткому слову Марины Цветаевой) валом повалили в Новодевичий. Причём не одни только москвичи; из далёкого далёка путешествуют иногда искатели псевдодуховных приключений на свою бедную голову. Сёстрам, живущим в монастыре, приходилось и приходится чаще всего отвечать на вопросы такого рода совопросников, потому что к священникам "софианцы", как с грустной иронией назвал их один батюшка, обращаться отчего-то стесняются. Нет, самые безстрашные и простодушные из них спрашивают иной раз и священников, и приходится вести с этими легковерными на всякую чепуху людьми миссионерскую работу, рассказывая им о древней и знаменитой обители, о её святынях, побуждая войти в храм и помолиться Господу и Его Пречистой Матери, Хранительнице Новодевичьего монастыря. Одни благодарят за то, что им всё разъяснили. Но другие даже и после такой беседы остаются при своём мнении: желание быть здоровыми "здесь и сейчас" превозмогает всякую духовную разсудительность. Доводилось видеть таких энтузиастов магического оздоровления в деле: взрослые люди с серьёзными лицами (шутка ли, когда речь о самом дорогом – о здоровье идёт!..) умудрялись пролезать сквозь ремонтные леса и защитную сетку на реставрируемой Напрудной башне, рискуя перепачкаться краской и пылью, дабы постоять у "чудо-башни" на коленях и приложиться к бездушному камню той или иной частью тела. Замечено, что чаще всего прикладываются головой... Чудесно исцелённых не замечено ни разу.

...Когда сегодня заходит речь о возрождении в России язычества, нужно понимать, что ничем так не питается языческое сознание как именно суевериями и извращениями подлинной Веры. Припоминается ещё одна оккультная картинка с натуры, виденная в монастыре: во время богослужения, когда крещёный люд молится в храме, некая странная двоица – мужчина и женщина – стоит снаружи возле храма, и нелепо выставив ладони к алтарю, "подзаряжается" божественной "энергетикой"... Современные волхвы и "потомственные ведьмы", заполонившие рекламой своей оккультной продукции сотни страниц жёлтой прессы и мутно-голубое пространство телеканалов, не гнушаются ничем, что для них самих не свято, дабы привлечь души (а почему бы ещё и не деньги?..) младенчески доверчивых "клиентов". В техническом арсенале нынешнего колдуна и Библия, и иконы святых, и церковные молитвы, и свечи. И само слово "Бог" употребляется этими служителями тьмы сплошь и рядом купно с путаной абракадаброй различных заговоров и заклинаний. Но прячется за всей этой декорацией один и тот же режиссёр – извечный богопротивник и богоборец, "ищущий кого поглотити"...

И пока наше общество то и дело соблазняется магической возможностью пробраться к своему "счастью" с чёрного хода, не прилагая к этой цели ни работы совести, ни осмысления своей жизни, ни возвращения к Богу Истинному, а иногда и просто элементарного здравого смысла, оно, это бедное во многих отношениях общество наше, будет пробавляться, по апостольскому слову, "мудростью бесовской". А нечистое телевидение с ворохом безмозглых газет будет непрестанно такому обществу "сносить башню", как говорит нынешняя расхожая поговорка... Бедные, бедные наши соотечественники!..

Горько размышлять и говорить о человеческих суевериях. Но говорить необходимо ради Истины и ради людей, которые блуждают во тьме своих предрассудков, принимаемых ими за Истину. Но настоящий искатель Истины ищет Софию, Премудрость Божию. Ищет и находит Её там, где Она от века создала Себе дом – в Церкви Бога Живого, в Пресветлом Православии.

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама