Ночная пасхальная утреня собрала новые тысячи православных христиан. Мы с друзьями-студентами пасхальную ночь провели в большом храме на западе Москвы. Внутри было очень тесно еще за час до начала службы в храм было трудно войти. Вокруг церкви стояли еще несколько сот человек ждали крестный ход, которым начинается пасхальная утреня. Самые разные лица от "классических" благообразных бабушек до вполне современной на вид молодежи, причем молодые явно преобладали.
Чувствовалось большое напряжение как от тесноты, так и от ожидания службы. Оно разрешилось с началом величественного крестного хода, с первым возгласом: "Христос воскресе из мертвых:"
Начало пасхальной службы необыкновенно динамичное и радостное. Хор поет очень скоро, священники буквально бегают по храму с восклицаниями: "Христос воскресе!", на что все прихожане отвечают с полным энтузиазмом: "Воистину воскресе!" Но настоящего апофеоза ночное празднование Пасхи достигло в самом конце. Сотни людей со светлыми и сосредоточенными лицами медленно двигались по храму, чтобы подойти к чаше для причастия. По-прежнему было многолюдно, причащались почти все, поэтому таинство заняло около получаса. Такие лица редко где можно увидеть самые разные люди, красивые и нарядные, наполовину молодежь, шли к чаше и от нее, пели пасхальный гимн. Главное, что было в них это сквозивший через просветленно-радостные и одновременно серьезные взоры смысл. Ясно ощущалось, что все присутствующие понимают, что происходит, отчего радость и зачем они тут.
Потом СМИ сообщали, что этой ночью по городу шли многочисленные группы людей и пели.
Однако нужно признать, что далеко не все посетители храмов в эти дни в полной мере разделили радость от праздника, и вот почему.
На Пасху в церковь приходит много тех людей, которые в другое время богослужение не посещают. Это сотни тысяч человек. Православная церковь почти не работает с такими "пасхальными прихожанами". Да, освящаются куличи, во множестве продаются разные сувениры и книги, однако какое бы то ни было внимание людям практически не уделяют. В результате теряется важнейшая задача, которая стоит перед любой церковной общиной, проповедь.
То, что вспоминается и празднуется в дни Страстной недели и Пасхи, заключает в себе основной смысл христианства. Учреждение таинства евхаристии, страдания и смерть Иисуса Христа, Его воскресение всё это очень глубоко и жизненно. Но лишь при условии, если человек сознательно погружается в церковное воспоминание этих событий священной истории через участие в богослужении, чтении Евангелия и молитву. Только тогда можно пережить сопричастность тому, о чем вспоминает Церковь.
К сожалению, для большинства "пасхальных прихожан" сопереживание событий Страстной недели и Пасхи оказывается малодоступным. Люди приходят по обычаю освятить куличи и постоять на красивой ночной службе. Но основной смысл праздника проходит мимо них и, отчасти, по вполне объективным причинам. Во-первых, это непонимание языка и незнание текста богослужения порядком уже избитая, но по-прежнему актуальная претензия к Православной церкви. Во-вторых почти полное отсутствие непосредственного общения с самими прихожанами. В обычное время такое общение происходит на исповеди, однако на Пасху священники просто не успевают уделять достаточное внимание всем желающим исповедоваться из-за их большого числа, да и многие "пасхальные прихожане" сами не очень стремятся пообщаться со священником.
Человек, который не очень понимает, о чем говорят и поют в церкви, не слышит лично к нему обращенное слово о вере, не видит примера этой веры в другом может уйти из храма практически ни с чем, кроме неопределенной радости и чувства сопричастности общенациональной традиции (Пасха, безусловно, к ней относится ее в этом году, по данным опросов, так или иначе праздновали 93% жителей России).
Между тем Церковь могла бы использовать общее внимание к себе в пасхальные дни для гораздо более активной проповеди. Дело за малым. Нужно распечатывать и раздавать тексты богослужения, транслитерированные на русский (многие "продвинутые" прихожане сами их используют), предлагать листовки с кратким описанием смысла праздника и основных частей службы. Желательно выделять одного или двух церковнослужителей или хорошо подготовленных прихожан для ответа на вопросы. Такие небольшие (хотя и непростые из-за общей занятости приходского актива во время Пасхи) меры могут дать очень многое. Тем более, что в них нет ничего нового так поступают христианские религиозные общины во всем мире.
Вообще, сейчас сложилось странное положение. Интерес к вере велик. Но православная церковь очень слабо использует благоприятные для религиозной проповеди условия. И не нужно в этом винить одно духовенство. Многие священники уже загружены до предела. А вот активность прихожан по-прежнему сравнительно низкая. Они-то сейчас и должны, получив от Церкви веру и религиозное знание, распространять ее в своем окружении. Нужно ведь не только брать, но и отдавать, принимать на себя ответственность хотя бы за малое дело. Проблема заключается еще и в замкнутости наших соотечественников, в том числе и христиан, в неумении открыто общаться с людьми на серьезные, особенно религиозные, темы. Всё это можно преодолеть, если христиане пожертвуют на дело религиозной проповеди хотя бы малую часть своего времени и сил. Иначе как может быть полной пасхальная радость, если человек не хочет или не может передать ее своим близким?
И пусть никто не смущается. Церковная проповедь имеет не только чисто религиозный, но и общественный смысл. Религию давно пора заново признать естественной потребностью человека наряду с пищей, безопасностью, трудом, познанием и искусством. Она во многих странах и признана таковой, находится под защитой государства как важная составляющая жизни человека и общества. Всем нам, вне зависимости от нашего свободного религиозного выбора, следует видеть в наших верующих соотечественниках нормальных, полноценных людей. Это касается и самих верующих, некоторые из которых склонны загонять себя в православное "гетто".
И с праздником! Христос воскресе!
Источник: Московские новости