За прошедшие полгода процесс воссоединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, кажется, прошел решающую стадию. 17 июля 2006 года Священный Синод РПЦ одобрил Акт о каноническом общении, а 7 сентября это сделал Архиерейский Синод РПЦЗ. В декабре было объявлено, что подписание Акта намечено на май 2007 года. Наконец, в декабре стала известна точная дата – 17 мая, день Вознесения Господня. В последнее время появляются сообщения о подготовке к торжествам по случаю предстоящего события.
Эти известия произвели успокаивающее воздействие на церковную общественность в России. Судя по многочисленным комментариям, воссоединение видится многим как практически состоявшийся факт, требующий лишь формального завершения. Более того, заметно изменилось отношение к самой Зарубежной Церкви: все чаще ее воспринимают как "свою", "нашу", свидетелем чего я, например, был на Рождественских чтениях. Последнее само по себе очень отрадно, так как дает основание надеяться на то, что до сих пор иногда присутствующее в наших отношениях отчуждение будет постепенно преодолено.
Однако впечатление, что якобы "всё уже решено", при всей его внешней обоснованности может оказаться обманчивым. Как раз когда отпали последние сомнения в том, что восстановление канонического общения произойдет, и уже в этом году, из самых разных стран стали приходить известия о непринятии теми или иными клириками, монашествующими и мирянами РПЦЗ Акта, вплоть до угроз выйти из-под подчинения Митрополиту Лавру. Многие как будто до последнего надеялись, что всё, что было решено на Всезарубежном и последующем Архиерейском соборах, будет "отложено в долгий ящик". Когда же эти надежды не оправдались, последовала реакция.
К настоящему времени "ушли" или заявили о своем намерении уйти после подписания Акта два монастыря в Англии, все приходы в Южной Америке, отдельные приходы, клирики и миряне других епархий Зарубежной Церкви. Насельницы еще одного монастыря – Леснинского во Франции – также заявили о своем несогласии с Актом и собираются объявить о своих дальнейших действиях 17 мая. Масштаб брожений пока трудно полностью оценить, однако для сравнительно маленькой РПЦЗ любой откол будет очень тяжелой потерей.
Причины ухода могут быть разными – и личная неприязнь, и недостаточная осведомленность об условиях воссоединения. Однако не они главные. Самая большая трудность заключается в том, что принятие положения, которое должно наступить после 17 мая, для большинства чад Зарубежной Церкви связано с настоящим "изменением ума". В течение десятилетий в РПЦЗ было принято считать, что Московская Патриархия – это искусственное образование, созданное по инициативе советских органов для контроля над церковной жизнью. В ней видели орудие советской власти, а в ее вождях – нередко и агентов спецслужб. И хотя сейчас свободу Русской Православной Церкви никто не оспаривает, а церковно-государственные отношения в годы коммунистической власти признаны ею ненормальными, некоторые в РПЦЗ по-прежнему считают, что для полного преодоления прошлого необходимо открытое покаяние иерархии Патриархата, в частности, в сотрудничестве с КГБ. Еще большее смущение вызывает активная международная деятельность Московского Патриархата, участие во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ) и других межхристианских объединениях. Если верующих людей в России эти вопросы беспокоят относительно мало (хотя недавно опубликованное и вызвавшее широкий резонанс письмо епископа Диомида Чукотского, кажется, свидетельствует об ином), то для РПЦЗ отрицание "экуменизма" (в смысле некоего объединения всех христианских конфессий с признанием равной истинности их учений) – это сознательный выбор, касающийся ее быта и существования в зарубежье. "Экуменизм" в РПЦЗ признан ересью. Представители Московской Патриархии неоднократно заявляли, что членство в ВСЦ, диалог с Католической церковью и пр. не имеют отношения к "экуменизму", а необходимы для демонстрации православной точки зрения и решения различных общих задач1. Однако эти заявления в зарубежье убеждают не всех.
Возможно, эти убеждения не бесспорны, и, во всяком случае, беспокоящие чад Зарубежной Церкви вопросы отнюдь не являются первостепенными в православной жизни современной России. В нашей стране идет явное и всеобъемлющее возрождение веры. В свете этого великого чуда и межхристианские связи (они очень слабо отражаются на церковной жизни), и печальные страницы былого пленения Церкви атеистической властью не имеют сколько-нибудь серьезного значения. Тем не менее, даже и теперь в Зарубежной Церкви Московский Патриархат воспринимают сквозь призму давних обвинений в сотрудничестве с советскими органами и экуменической деятельности. Отчасти это наследие многих лет отчуждения и взаимной критики (которая, напомним, в основном прекратилась лишь семь лет назад). Отчасти – и это тоже надо признать – беспокойство наших зарубежных братьев имеет под собой основания.
Поэтому можно согласиться с владыкой Марком Берлинским и Германским, который в прошлом году назвал восстановление единства Церкви духовным подвигом. Подвиг чад Зарубежной Церкви заключается в глубоком переосмыслении собственных убеждений ради более высокого блага – церковного единства. Многим в этом очень помог религиозный подъем в России, который вдохновляет даже былых противников воссоединения. Однако переосмысление не означает отказа от убеждений, и поэтому верующие и клирики РПЦЗ и сейчас сталкиваются с непониманием с нашей стороны животрепещущих для них тем. Подвигом следует назвать и то, что воссоединяясь с нами, Зарубежная Церковь делает шаг в неизвестном ей направлении. Что ее ждет в новом состоянии, сейчас трудно предугадать кому бы то ни было, а ведь оснований для полного доверия нам у них, если нам быть честными с самими собой, нет2. Им (и всем нам) остается надеяться на помощь Божию в угодном Ему деле восстановления единства Церкви, на то, что обеим частям Русской Церкви хватит мудрости устроить всё по Его воле.
Вероятно, не все оказались готовы пойти на этот подвиг, некоторые – вообще не увидели его смысла. Но факт остается неизменным: 17 мая нам вряд ли удастся воссоединиться со всей Зарубежной Церковью. И в этом, на мой взгляд, есть доля нашей вины.
Однако спорить о том, какие ошибки были допущены в ходе подготовки к воссоединению, сейчас уже поздно – до подписания Акта остается меньше двух месяцев. Нужно, наконец, осознать, что мы воссоединяемся не с какой-то организацией или структурой, а с живыми людьми, у которых тоже есть мнение о нас, есть свои убеждения и предпочтения, возможно, и слабости – как будто у нас их нет. И сейчас, и после 17 мая мы можем помочь чадам Зарубежной Церкви прежде всего вниманием, открытостью и честностью. Кроме того, теперь мы берем на себя ответственность друг за друга. Когда через два месяца мы, с Божией помощью, восстановим общение во Христе и станем одно, трудности и утраты наших зарубежных братьев окажутся и нашими собственными. Давайте же уже сейчас молить Бога о мире и благостоянии Зарубежной Церкви и о благополучном и полном восстановлении нашего церковного единства.
1 Таких, как ответ на вызовы секулярного мира, утверждение достоинства человека, миротворчество и пр.
2 Вспомним события 2000 г. на Святой Земле, когда с молчаливого согласия Московского Патриархата палестинская полиция захватила монастырь РПЦЗ в Иерихоне. После этого он был передан РПЦ МП. А до этого, в 1997 г. подобное происходило в Хевроне. Сейчас же очень большое беспокойство и недоумение в РПЦЗ вызывают планы полной передачи русского храма в Бари (Италия), который ранее полностью и до сих пор частично находился в пользовании Зарубежной Церкви, Московскому Патриархату. Конечно, и у нас есть, что вспомнить (если вообще полезно все это вспоминать) – РПЦЗ до сих пор многие обвиняют в попытке создать параллельные церковные структуры на территории России и других стран СНГ. В конечном счете эти попытки обернулись большими трудностями и для самой Зарубежной Церкви. Однако нам нужно иметь в виду, что для Зарубежной Церкви предстоящее воссоединение – это ключевое во всей ее истории события, от успеха которого зависит вся дальнейшая судьба РПЦЗ. Понятно, что любые недоразумения и двусмысленные шаги, подобные ситуации в Бари, воспринимаются очень болезненно.
Источник: Мы в России и Зарубежье. 7 2. 2007