ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Мир, труд, май и крестный ход

Как влить новое вино в старые мехи

Андрей Зайцев :: 18 апреля 2007

Утро красит нежным цветом/стены древнего Кремля, Просыпается с рассветом/ вся советская земля". Эти хрестоматийные строки, многим знакомые с детства, показывают важность не только Красной площади для сознания человека советского, но и преемственность некоторых представлений о сакральном пространстве. Для человека, жившего до 1917 года, она была колыбелью духовной и светской власти (в Кремле, в Успенском соборе, располагалась резиденция Патриарха, в Кремле же находились княжеская усыпальница и домовые храмы князей и царей допетровской Руси).

Начиная с 1917 года и до распада СССР, Красная площадь была центром своеобразных "сакральных действий" новой власти. Здесь проходили майские и ноябрьские парады и демонстрации, находилась "святыня" советского народа и всех коммунистов – мавзолей Ленина, в котором до сих пор лежат "мощи" большевистского "святого".

Главный весенний социалистический праздник отмечался 1 мая. История возникновения этого торжества выглядит следующим образом: 1 мая 1886 г. чикагские рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня. Все это закончилось столкновением с полицией и кровопролитием. Через три года, в июле 1889 г., Конгресс II Интернационала принял решение о ежегодном праздновании этого дня.

Конечно, чикагские рабочие могли требовать улучшения условий труда в любой другой день. Но нельзя забывать, что 1 мая в католическом календаре – это день святого Иосифа-труженика. А среди демонстрантов было немало католиков.

В Советском Союзе день всех трудящихся почти сразу же приобрел всенародное значение. Для этого достаточно посмотреть любую советскую кинохронику. Мы увидим, что сценарий демонстрации был отработан до мелочей: колонны шли в определенном порядке, главные радио-, а впоследствии и теледикторы страны рассказывали о том, как проходят демонстрации, начинавшиеся в одно и то же время (разумеется, с учетом часовых поясов) во всех городах и весях страны.

Что же это напоминает? Перенесемся в одно из недавних весенних воскресений. Часы пробили полночь, и нарядные люди со свечками, иконами и хоругвями обходят церковь с пением: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". Перед нами центральный момент празднования главного торжества всех христиан – Пасхи или Светлого Христова Воскресения. Крестный ход на Пасху еще недавно был не только объектом сатирических изображений художников агитпропа, но и своеобразным "брендом" христиан. Естественно, большевики и новая власть мечтали создать свои обряды.

"Намечается для более активного введения в быт советских людей безрелигиозных праздников и ритуалов провести по этому вопросу совещание партийных, советских работников, предусматривать в проектах застройки городов и поселков строительство Дворцов счастья... установить... порядок официальной части при регистрации ребенка, выдачи паспорта, бракосочетании и при других важных событиях в жизни советских людей". Этот фрагмент из постановления ЦК КПСС 1964 года красноречиво показывает подсознательное желание советской власти подменить христианские и иные религиозные праздники и обряды обрядами советскими. Вряд ли при этом коммунисты стремились к сознательному кощунству. Напротив, они всеми силами стремились построить "новый мир", победу социализма в одной отдельно взятой стране, воспитание нового типа советского человека.

Советская власть прилагала титанические усилия, чтобы отказаться от любых ритуалов и обрядов, но попытки эти были обречены на провал, и творцам революции приходилось вливать "новое вино в старые мехи". Казалось, сама история мстит большевикам, вынуждая их копировать привычные формы. Даже Троцкий, самый ярый противник всего старого и религиозного, одно из своих обращений к солдатам начал словами: "Что ты делаешь, делай скорее". Это прямое цитирование слов Христа, обращенных к Иуде накануне предательства. Кстати, в 1918 году в городе Свияжске большевики поставили памятник Иуде – "первому революционеру".

В июле 1941 года бывший семинарист Иосиф Сталин обратился к народу с традиционным обращением "Братья и сестры", которое обычно звучит из уст священника с церковного амвона. Многочисленные коммунистические пропагандисты обильно цитировали Ленина: "Кто не работает, тот не ест", вероятно, не зная о том, что эту фразу вождь мирового пролетариата "позаимствовал" у апостола Павла.

Эту противоречивость поступков новой власти отмечают и писатели. Пантелеймон Романов создает двухчастную новеллу "Две Пасхи". В первой несчастные комсомольцы хотят дать антирелигиозное представление у храма, изображая основных христианских "персонажей": Христа, Деву Марию, чертей, ангелов, чтобы отвлечь верующих от богослужения, но из-за неразберихи с переводом часов мерзнут два часа на холоде. Во второй части те же комсомольцы приглашают народ в клуб на антирелигиозное выступление, написав, что пенсионеркам вход бесплатный, и в результате представление тоже срывается из-за давки.

Максим Горький в романе "Мать" приводит рассказ о Павле Власове, который на первомайской демонстрации первый поднял знамя и понес его впереди колонны, несмотря на угрозы со стороны казаков (своеобразный аналог православной хоругви или иконы, которую носят на Пасху впереди крестного хода). Михаил Зощенко в сборнике "Голубая книга" приводит маленькую, почти житийную новеллу о том, как храбрая революционерка-подпольщица еще при царском режиме, рискуя жизнью, печатает в типографии листовки, а потом, смешав их с рекламными буклетами, на виду у полиции раздает листовки рабочим.

Неудивительно, что, устраивая массовые шествия, новая власть препятствовала празднованию Пасхи. Она то запрещала крестные ходы, то делала их проведение практически невозможным, нагоняя к храмам толпу пьяных хулиганов, из-за которых верующие с опаской совершали крестный ход, сопровождаемый огоньками сигарет и матерными выкриками. (Об этом небольшой рассказ Александра Солженицына "Пасхальный крестный ход" и многочисленные воспоминания верующих – свидетелей того времени.)

В результате получается причудливая картина того, как революционеры сначала становятся "традиционалистами" по форме, а затем и по содержанию. Вспомним высказывания Геннадия Зюганова о том, что коммунисты никогда не боролись с православием, а партиец теперь может быть верующим. Самый же яркий пример "синтеза" советского и православного – это массовые походы в Пасху на кладбище, несмотря на все заявления духовенства о том, что на Пасху этого делать не стоит!

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама