Своеобразие ситуации современного российского реформатства состоит в том, что с 1991 года, когда Евгений Каширский создал первую общину в Твери, и до начала 2000-х годов, когда стал формироваться целый ряд кальвинистских общин в Санкт-Петербурге, Каширский оставался зримым лидером и непосредственным распространителем, популяризатором, реформатских идей.
Тверской Кальвин – Евгений Дмитриевич Каширский – пытается создать свою реформатскую идеологию, которая ориентируется на изначальный швейцарско-голландский кальвинизм. В мировоззрении Каширского отразился один из идеалов, привлекающих новообращенных в реформатство, который заключается в стремлении в какой-то степени стать протестантами-кальвинистами XVI века.
В соответствии с этим идеалом строится жизнь тверской общины. Она поддерживает сестринские отношения с консервативной Голландской Реформатской Церковью (liberated). Из Голландии регулярно приезжают служители на российские реформатские Синоды, а также на консистории Союза реформатских церквей, центром которого себя считает тверской приход. Как отмечает Каширский, община поддерживает связи с голландцами, которые являются консерваторами, но не на уровне маргиналов. В тверской общине около 100 чел., но формально 50 членов церкви (в реформатстве фиксированное членство). Около 20% молодежи, женщин и мужчин поровну. Перед принятием в члены церкви новообращенный должен пройти годичную катехизацию, отлученных община назад не принимает (за них несет ответственность уже Бог, а не община). Членом общины верующий становится с 18 лет, крещение же можно принять и в детстве. По словам Каширского, не существует рационального объяснения того, почему тот или иной человек уверовал – вера сама по себе не может зародиться в силу греховности человеческой природы. Согласно кальвинистской доктрине веру дарует сам Бог, а кто уверовал, тот и избран. Причем, христианина видно по его молитве и благочестию, а не по кошельку. От стереотипа четкого соотнесения веры и богатства в кальвинизме, отмечает Каширский, надо избавляться.
На богослужениях исполняются женевские псалмы ХVI века в переводе, сделанном самим Евгением Каширским. Практикуются корпоральные реформатские молитвы, когда община повторяет за пастором слова молитвы. Организация прихода имеет строгую структуру. Детскую воскресную школу ведет пресвитер Ярослав Константинович Овчинников. За отношения с властью и общественностью отвечает пресвитер Геннадий Сергеевич Травников. При дьяконе действует дьяконская ревизионная комиссия, состоящая из мирян, которая контролирует финансы и социальную помощь членам церкви. Пресвитер, как подчеркивает Каширский, не должен иметь никакого отношения к деньгам.
Пока реформаты сосредоточены исключительно на просветительской деятельности, церковь не ведет активной социальной работы, конечно, по возможности организуя помощь медикаментами местному населению, но в небольших масштабах. Благотворительностью не занимаются за исключением помощи неимущим членам общины и редкой помощи (лекарство, одежда) сиротам из детского дома. Евгений Каширский отмечает, что власти не оказывают никакого давления, напротив, с ними поддерживают конструктивные отношения, хотя у чиновников есть свое особое отношение к РПЦ, но границу "Бей других!" они и Тверская епархия РПЦ МП не переходят.
Интеллектуальная жизнь, богословские, исторические и политические дискуссии являются неотъемлемой частью церковной жизни тверитян-реформатов. Евгений Каширский попытался сделать религиозными дискуссии о будущем государства, общества, о благополучии его граждан, так как это делал Жан Кальвин. Такую идеологическую задачу выполняет созданный в начале 1990-х годов при церкви Центр изучения Кальвинизма. Его цель образование и воспитание в людях гражданственности, воспитание активных общественных деятелей, которые будут утверждать Слово Божие в государстве и законодательстве. На его занятия приходят не только члены общины, но и все желающие. В Центре серьезно занимаются изучением иностранных языков, истории, философии, социологии, в людях воспитывается умение излагать ясно свои мысли и доказывать их. Семинары проводят также преподаватели Тверского Университета по эстетике и философии. Помимо этого отдельно проводятся семинары и занятия для детей. Еще одна задача центра это собирание реформатской библиотеки. Как отмечал Евгений Каширский в интервью автору, пока что идет внутренний процесс осмысления реформатской идеи. Поэтому Центр занимается образованием верующих, социологическими исследованиями (анкетированием членов евангельских общин) и реформатологией, то есть распространяет и популяризирует идеи Реформации, в основном через брошюры, написанные самим Каширским, и готовит, по словам Каширского, "реформатологов".
Главной своей задачей церковь ставит научить реформатскому вероучению, мировоззрению, и связать их с жизнью. "Слепой веры недостаточно, надо глубоко понимать, во что ты веришь", полагает Каширский. По его словам, Суть Реформации в практическом воплощении Библии в жизнь. Поэтому члены церкви тщательно изучают Писание и богословское основание собственной церкви труды Кальвина, Вестминстерское исповедание, Гейдельбергский катехизис, каноны Дортмундского синода и пр. При этом, необходимо, по мнению членов прихода, также исследовать историю и современную ситуацию в России для того, чтобы понять, насколько наша страна готова к принятию протестантизма, Реформации, и христианства в целом, тем более что власти начинают замечать протестантов.
Деятельность Центра по изучению кальвинизма в первую очередь привлекает людей образованных, и в общине практически все верующие обладают высшим образованием, но Каширский отмечает, что даже у необразованных очень быстро проявляется интерес к познанию. Большой приток молодежи он объясняет, как это не парадоксально, строгостью, эмоциональной сдержанностью богослужения и дисциплиной. Тогда молодежь понимает, что она действительно в церкви, а не на дискотеке. Но наиболее притягательной стороной реформатского вероучения, которая в первую очередь привлекает всех, является то, что церковь не оторвана от жизни, а объясняет, как ее надо строить. Важнейшим элементом общества является личность, и с ее воспитания, по мнению Каширского, должна начинаться всякая работа, а т.к. зарождается личность в семье, то церковь высоко ставит семейные ценности и их пропагандирует. Для реформатов нет деления на духовенство и мирян, любой верующий должен нести служение. Пастор наравне со всеми просто несет служение слова, подобно нанятому профессору, и каждый член общины так же должен служить, при чем в любой области, и хорошее выполнение своей работы это тоже служение.
Связь веры с политикой и с конкретной политической ситуацией является совершенно очевидной для Евгения Каширского, что исключает всякие чисто теоретические мифологические спекуляции по поводу будущего России. Это будущее связано именно с демократией, а протестантизм будет, по мнению реформатов, развиваться и распространяться по мере развития российского гражданского общества. На общественном поприще, как отмечает Каширский, необходимо соединить энергию харизматического движения и зрелость реформатской мысли. Любые гибриды с православием и с "российскими традициями благочестия" тверитяне не приемлют, так как считают их бессмысленными и нежизнеспособными. Лучше всего – сохранять лишь интеллектуальное наследие православия. Реформаты, как и другие протестанты, полагает Каширский, вместе со своим вероучением пропагандируют активную гражданскую позицию по защите демократических прав и свобод. Идеалом общественного устройства Евгений Каширский считает самоуправляемые общины, которые и составляют государство, как в Швейцарии. Среди экономико-политических требований – отменить налог на наследство, как греховный, снизить налоги до 10%, так как каждый должен платить лишь библейскую десятину, не проводить выборы в воскресенье, День Господень. Однако все эти преобразования станут возможными, по мнению Каширского, когда большинство будет принадлежать к протестантскому вероисповеданию. Демократия на основании библейских образцов предоставляет свободу человеку, но большинство христиан может установить свои – библейские – порядки.
После свободы 1990-х годов, отмечает Каширский, граждане и, главным образом молодежь, уже не могут "молчать, опустивши голову", как это было в советское время. Наиболее свободным периодом для общества Каширский считает 1991-1993 годы, когда в местной тверской печати даже появлялись его статьи о христианстве. В 1997 году после принятия дискриминационного Закона о свободе совести, который разграничил всех на традиционные и нетрадиционные религии, по словам Каширского, общество, интеллигенция и журналисты, предали неправославных верующих. За религиозные меньшинства мало, кто заступился, а нарушение религиозной свободы – это первый шаг к нарушению других свобод. После баптистов и пятидесятников стали также притеснять журналистов и других думающих людей. Каширский уверен: "нельзя предавать одну свободу и думать, что выживешь. То, что произошло в конце 1990-х годов можно назвать только интеллектуальным предательством, но есть надежда, что власти не удастся долго сдерживать вешние воды".
На первый взгляд, многие идеи Евгения Каширского так и остались теорией – в России слабое гражданское общество, нет сплоченного реформатского Союза (конфедерации общин), а процесс внедрения реформатской мысли казалось бы буксует. Между тем, работа, которую более 15 лет ведет Евгений Каширский, привела к определенным результатам. Реформатство, как и протестантизм целом, относительно малочисленно, также как малочисленно активное гражданское общество. Союз реформатских церквей России состоит фактически только из одной тверской общины, но приходы реформатов в Омске, Казани, Петербурге и других городах являются независимыми частями общего реформатского движения России. Тем более, что Каширский не придает особого значения регистрациям и объединениям, предпочитая "не играть в начальство и предлагая отходить от образа царя-президента в религии и в государстве". Наконец, даже самые многочисленные российские протестантские деноминации используют зарубежных авторов для изучения своего богословия или идеологии и лишь реформатство может гордиться современным отечественным учителем веры – тверским Кальвином.
Источник: Кeston.org|||