ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Православные тамплиеры Адриатики

После сожжения Жака де Моле и гибели всего руководства Ордена Храма выжившие тамплиеры двинулись на восток

Кирилл Серебренитский :: 20 апреля 2007

Принявшись за статью о тамплиерах, я нарочно заглянул в три московских книжных магазина и насчитал семь новейших книг, в названиях которых употреблено слово "тамплиер". Рыцари Христа из Храма Соломонова не могут пожаловаться на отсутствие внимания к ним в преддверии семивекового юбилея уничтожения этого ордена.

Но если по этим книгам составить историческую карту тамплиерики, то возникает странное зрелище. Очень подробно вычерчиваются Франция и Британия; относительно пестра отметками Испания и Португалия. Италия обозначена уже очень слабо, Германия – только самыми общими контурами. И ничего не сказано о существовании Ордена Храма к востоку от Рейна. Между тем, не было среди крестоносных орденов более восточного и по духу, и по устремлениям, чем Орден Храма.

Уже лет сорок спустя после возникновения Ордена тамплиеры появились в славянских землях. В уставе Ордена, известном как Statuts hierarchiques, принятом между 1156 и 1169 годами, уже названа в числе прочих венгерская провинция Храма. Венгрия в те времена простиралась от русских границ до Средиземного моря.

В 1162 или 1163 году вассал венгерского короля, правитель Боснии бан Борис (ban Boric', годы правления 1154–1164) даровал Ордену землю Жделя (Zdelia) к югу от Дравы. В 1169 году в обладании Храма оказался монастырь св. Георгия близ вольного города Задар, на берегу большого озера Врана. Чаще этот приорат Ордена Храма так и именовали – Врана, или Урана. Там поселился магистр Венгрии, правитель тамплиерского Востока.

Особенно чтил рыцарей Христа и Храма венгерский король Андраш II (II. Andra's или Endre, 1175–1235, годы правления 1205–1235). В 1217 году он передал Ордену горную крепость Клис близ Сплита, в 1219 году – землю Гечке (Gecske, Gasko). Венгерский историк Балаж Штоссек (Balazs Stossek) (в статье "Maisons et possessions des Templiers en Hongrie") писал: "Владения и замки Ордена находились на юге страны, в пределах Славонии и Хорватии, около важнейших торговых и военных дорог. ... Это были владения самые обширные и самые важные. На этой территории находился центральный Дом провинции Венгрии – Врана, также как и дома Гора (Gora, это селение и ныне известно под тем же названием), Глогонца (Glogonca, ныне исчезнувшая бесследно) и Сенч (сейчас Zengg, Senj), Дубица (Dubica, Босанска Дубица) и Шент-Мартон (Szent-marton, сейчас Божьяковина, Bozjakovina)".

Доспехи носили все рыцары. Но тамплиеров узнавали по их белым плащам с крестами на спине. Фото (Creative Commons license): Ruth L

В основном все владения тамплиеров на Адриатике были сосредоточены на побережье, у основных портов, на скрещении морских и сухопутных дорог. Земля эта в те времена именовалась Далмация, или Склавония. Эти территории вошли в состав современной Хорватии. Руины Враны (на территории городка Бьоград), остатки укреплений Клиса и сейчас являются национальным достоянием этой страны.

Но венгерский Дом Храма не ограничивался Адриатическим побережьем. Тамплиеры владели замками в самой Венгрии, например, у озера Балатон и на востоке королевства, на границе Галицкой Руси. Уже в 1170-е годы появился сильный замок Середне, самый восточный в Европе оплот Ордена Храма. Сейчас его развалины – в Ужгородской области на Украине.

Появились тамплиеры и в самой сердцевине православного мира – в Византии. В 1204 году крестоносцы разгромили Константинополь, где пребывал единый тогда для всей Восточной Церкви владыка – Вселенский Патриарх. Орден рыцарей Храма непосредственно в разгроме Цареграда почему-то не участвовал. Но когда крестоносцы стали делить греческие земли, значительные владения достались и тамплиерам. Возникли их орденские дома в Фессалии, в окрестностях Фив, на острове Эвбея и особенно в Ахайе, на самом юге страны. О греческих владениях Храма очень мало известно. Судя по всему, они тоже подчинялись магистру Венгрии.

В 1280-х во Вране правил француз Жерар де Виллер (Gerard de Villers). Затем, в 1289 году, упоминается на этом посту Фредерик фон Зальм (Frederic von Salm). В 1296 году – снова немец, брат Бертрам фон Эсбеке (Bertram von Esbeke), Предпоследний магистр провинции, с 1297 до 1299 годы, Фредерик де Нигрип (Frederic de Nigrip), видимо, венгерский рыцарь. Последним известным венгерским магистром Храма был Фридрих фон Альвенслебен (Friedrich von Alvensleben), знатный рыцарь из-под Магдебурга. Он встал во главе провинции в 1300 году, а в год крушения ордена был уже приором в королевстве Германии. Кто правил в цитадели Враны в 1307 году – неизвестно.

Жерар де Виллер, бывший правитель тамплиерской Венгрии, взлетел на самые высоты иерархии: с 1299 года он стал наставником (preceptor) Франции. И он же – единственный из высших иерархов ордена – исчез после октября 1307 года. Он не был ни схвачен, ни осужден. Затеряться, забыться он никак не мог, ведь в это время прецептор Франции был вторым человеком в ордене.

В 1309 году папа Климент V (Clement V, 1264–1314) потребовал усилить поиски тамплиеров в Тоскане, в Далмации и в Истрии. Инквизитором в этих странах был назначен Джано, архиепископ Пизы. Действовал он, как известно, очень усердно, но в данном случае безуспешно. Тамплиеры Клиса и Враны словно растаяли, хотя укрыться им было практически негде: во всех католических странах Средиземноморья правила одна и та же анжуйская династия – ближайшие родственники короля Франции.

В конце октября 1309 года старый Карл II Анжуйский (Charles d’ Anjou, 1254–1309), король Обеих Сицилий, приказал немедленно схватить всех тамплиеров в своих владениях. Так же быстро и беспощадно действовали два других короля: его сын, Филипп д’Анжу, князь Таранто и (по второй жене) Ахайи (Philip I of Taranto, 1278–1332), и внук, Карл Роберт Анжуйский (Charles II Robert d'Anjou, 1288–1342), король Венгрии.

В Греции указом от 11 ноября 1310 года папа поручил конфискацию имущества храмовников латинскому кардиналу-патриарху Константинополя и архиепископу Патраса. По договору со Святым Престолом на два года доходы от владений рыцарей Христа должен был получить Готье де Бриенн, (Gauthier de Brienne) герцог Афинский. Этот хищник, державший в страхе все восточное Средиземноморье, своего, несомненно, не упустил.

На этом эскизе несохранившейся венецианской фрески изображено чудо перенесения Дома Лорето. Репродукция (Creative Commons license): Marshall Astor

В 1309 году Далмация как раз вышла из-под власти Венгрии и стала венецианской. На короткое время убежищем рыцарям Храма могла стать Венеция, она уже полвека была неизменным главным союзником Ордена. Более того, в это же время папа Климент V наложил интердикт (interdictum, церковное осуждение) на Венецию. Примириться с Престолом св. Петра город св. Марка смог только в 1313 году. Известный тамплиеролог Дж. Лерман в своей "Истории тамплиеров" писал: "Венеция милостиво отложила неизбежное упразднение ордена, и когда, наконец, оно произошло, это уже не явилось таким тяжелым ударом".

К лету 1313 года тамплиеры вынуждены были покинуть и Венецию. Но у тамплиеров Адриатики, в отличие от прочих их собратьев, было почти пять лет на подготовку свого исчезновения.

В пределах духовной власти папы никто убежища тамплиерам предоставить не мог. Чтобы укрыться, рыцари Храма должны были перейти границу Запада.

Первая стрелка, указывающая дальнейший путь рыцарей из Враны, крохотная, едва заметная на громадной пустынной карте – это тамплиерская фреска Лорето.

Дом Пресвятой Богородицы из Лорето – одна из десяти самых почитаемых еще со Средних веков святыня христианского мира. Одна из самых загадочных – тоже. Святыня представляет собой надстройку из грубых камней над пещерным жилищем, где жила со своими родителями Пресвятая Дева. Этот домик в Назарете чтили еще в первые века христианства.

По легенде, когда в лето 1291 года мусульмане захватили последние прибрежные города Святой Земли, в Назарет явились ангелы и перенесли Дом Девы через Средиземное море, в Далмацию. Через три года – снова чудо. В ночь на 10 декабря 1294 года Дом Марии оказался в Италии, в провинции Реканати, в придорожной церкви у Лаврового холма – дель фондо дель Лорето. Эта легенда с XIV столетия вошла в каноны католической церкви и сомнениям не подвергалась.

Церковь Санта-Мария дель Фондо дель Лорето на протяжении семи столетий росла и перестраивалась. Святыня – древние темные камни – находилась в самых недрах храма. Изнутри Дом Девы постепенно был полностью покрыт фресками.

В 1921 году в храме Лорето был сильный пожар. Роспись погибла, но остались фотографии и зарисовки. Одно из изображений Дома Лорето вновь привлекло внимание в 1980-х, когда по миру вновь прошла волна тамплиеромании. На фреске были рыцари в белом, с красными четырехконечными крестами на туниках – тамплиеры. Фреска датирована 1625 годом – после разгрома Ордена бедных рыцарей Христа прошло уже три века.

А в 1964–1965 годах, в щелях камней Дома Марии, к которым веками не прикасались, были найдены ветхие остатки крестиков из красной материи.

Во второй половине ХХ века в Ватиканском архиве была обнаружена пергаментная грамота от сентября 1294 года. Там сообщалось, что Никифор I Ангел, деспот Эпирский, в приданое своей дочери, среди прочего, передал "святые камни, взятые из Дома Пресвятой Владычицы нашей Богородицы". Легенда неожиданно нашла подтверждение: перенесению Дома Марии через море содействовал Ангел, правда, не крылатый.

В Испании влияние тамплиеров было особенно сильно. Именно в замке XII века в Понферраде Паоло Коэльо прошел через таинственный ритуал, описанный им в книге "Дневник мага". Фото (Creative Commons license): Andy Roberts

Выходит, что на исходе XIII века у Ордена Храма были особо близкие отношения с деспотом Эпира. Ведь этому второстепенному монарху – да еще и "еретическому", православному – тамплиеры преподнесли столь драгоценный дар, Святой Дом.

При взгляде на политическую карту того времени ясно, что после 1313 года далматийским тамплиерам из Клиса и Враны была только одна дорога – в Эпир. Или, по крайней мере, через Эпир. Два-три дня пути по морю, вдоль побережья; недели две – верхом, по горным дорогам, – и тамплиеры становились недосягаемы для инквизиторов Рима в стране, с которой уже, по крайней мере, двадцать лет назад были установлены самые дружеские отношения.

Сейчас на бывшей территории Эпира – Албания и часть Македонии. Государство это было странное, не относившееся ни к франкскому Западу, ни к византийскому Востоку. Населяли его самые разные народы – полудикие албанцы; греки-эпироты, мало похожие на своих южных собратьев; влахи, он же морлаки, родственники нынешних румын; и, едва ли не большая часть страны – славяне, сербские и болгарские племена. На троне Эпира пребывал в начале XIV столетия деспот Фома II Ангел Комнин (Thomas Angelos Comnenos, умер в 1318), он считался отпрыском старой императорской династии Византии.

На Эпир не распространялась даже власть православного патриарха Константинопольского. Там существовала (на тот момент уже почти три столетия) совершенно независимая, православная церковь во главе с архиепископом Охриды. Ближайшим к Эпиру латинским государством было графство Кефалония и Занте, маленькая морская страна-архипелаг.

В 1318 году войска графа-палатина Кефалонии неожиданно захватили Эпир, и Фома Ангел был убит. Вскоре младший брат графа, Джованни Орсини (Giovanni Orsini, умер в 1335) короновался как деспот Эпирский.

Горно-морское государство, зажатое между западом и востоком, Эпир и Кефалония, продержалось, как ни странно, долго. На престоле его после Орсини побывали династии Аччайоли (Acciaioli), потом – Токко.

В 1479 году последний палатин Кефалонии и Занте, деспот Эмира Леонрадо III Токко (Leonardo или Leonhardo Tocco; или Точчи, Tocci) был изгнан турками. Эпир попал под власть Османской Империи, но Кефалония и Занте остались на Западе: в 1502 году эти острова отстояла в морских сражениях Венеция.

Около церкви Нового Темпля установлена колонна, на которой находится скульптурное изображение двух рыцарей ордена Храма, сидящих на одном коне. Рыцарей прикрывает один щит с прямоугольным крестом. Фото (Creative Commons license): Chris aka Effervescing Elephant

Следующее после Лорето указание на судьбу исчезнувших тамплиеров Далмации отыскалось в России XVIII века. Это была эпоха истинного торжества тамплиеромании. Наследниками Ордена Храма объявили себя важнейшие течения франк-масонства. Главы сразу нескольких новых Орденов Храма настаивали: только они являются хранителями подлинного наследия Старых Прецепторов. С 1760-х годов и в России действовали многочисленные тамплиерские ложи.

Примерно в 1765 году в Петербурге возник Орден Храма – так называемая система Мелиссино. Краткое описание его иерархии впервые появилось в немецкой "Энциклопедии Вольных Каменщиков" Леннинга. Наименования степеней посвящения отличились особой романтической изысканностью: низшая степень, например, именовалась "рыцарь Темной Пещеры". Во главе его стоял Всемогущий Священник Храмовников (Magnus Sacerdos Templariorum): некто Петр Иванович Мелиссино (1730 – 1797), артиллерии полковник. "Высокий худощавый человек с блестящими глазами и с богатыми дарованиями. Он ... имел увлекательную наружность и прекрасное красноречие", – писал о нем в своих мемуарах прусский масон Фишер.

Мелиссино объявил, что тайную преемственность от старого Храма сохранили его предки, и потому он магистр по праву рождения. Мелиссино – род греческий, весьма известный в истории, можно даже сказать, легендарный. Эта фамилия более чем заметна была в истории Византии с Х века, они были родственниками императорских домов Комнинов и Ангелов. Княжество Мелиссино в Ахайе граничило с владениями тамплиеров. В 1454 году Рикардо Мелиссино (Richardo Melissino), венецианский рыцарь, грек родом, переселился с Крита (тогда тоже бывшего венецианской колонией) на Кефалонию. С этого времени они жили на этом острове.

Так что полковник Мелиссино, прямой потомок рыцаря Риккардо, сын кефалонского уроженца, имел определенное право на тамплиерское фамильное предание. По его утверждениям, братство рыцарей Храма существовало на Кефалонии еще в XV веке. В него и приняли наследники тамплиеров его предка.

Но всерьез тогда византийских тамплиеров не приняли, и попытка Мелиссино была забыта вскоре после его смерти. Можно было бы спокойно отмести версию Мелиссино, если бы не фреска Лорето. И еще – белые рыцари острова Кефалонии. На этом острове жители до сих пор хранят память о том, что какие-то воины, ходившие в белых одеждах, жили здесь. Это предание каким-то образом связано с местным древним монастырем св. Герасимоса.

Современный туристический проспект сообщает: "Карнавал на масленицу особенно почитаем кефалонийцами. ... "Рыцари" надевают традиционные белые юбки, украшенные шелковыми лентами, белые облегающие рубашки, белые перчатки и белые бумажные шлемы, украшенные маленькими колокольчиками и шелковыми лентами. Грудь украшается золотыми орнаментами, цепями, часами, брошками и медалями".

Так что есть еще надежда заполнить зияющие пустоты восточной тамплиериады при помощи не задействованных еще совершенно анналов Хорватии, Греции, а то и России.

Источник: Вокруг света

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама