Русское Православие собирает силы. 17 мая буди, буди! состоится подписание Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Почти во всех странах, составляющих каноническую территорию нашей Церкви, показали свою нежизнеспособность церковные расколы. На Украине, где ситуация наиболее сложна, сложилось мощное движение духовенства и мирян за церковное единство. И на фоне небезуспешных попыток расчленения цивилизационного пространства Руси это единство не дает покоя очень многим.
Накануне 17 мая развернута кампания по разделению Зарубежной Церкви. В ход идут технологии, апеллирующие к бессознательному. Бывший сотрудник КГБ, а затем перебежчик Константин Преображенский, мобилизовав все профессиональные навыки, полученные в советских спецслужбах, а затем, наверное, и в аналогичных органах США, договорился до того, что назвал покойного митрополита Сурожского Антония (Блума) "боевиком КГБ", фактически обвинив его в убийстве епископа Роттердамского Дионисия (Лукина). Еще немного и кто-нибудь начнет искать в покоях Митрополита Лавра "оборотней в рясах"... Другой перебежчик Михаил Назаров призывает джорданвилльский Синод вести в России переговоры не с канонической иерархией, а с "гонимыми", то есть, судя по всему, с ним самим и с небольшой группой его приверженцев. Отставной полковник стратегической разведки армии США Евгений Магеровский пытается организовать в Зарубежной Церкви параллельную систему управления, намеренную вывести часть приходов из подчинения Митрополита Лавра.
Силы собраны немалые, но результат получается более чем жалкий. Поэтому следует ожидать новых наступлений информационных и политических. Причем не только из-за океана, но и со стороны всех тех сил в России и вне ее, которым не нужна сильная, свободная, единая Русская Церковь. Проиграют "джорданвилльское" направление усилят работу на украинском. Не получится еще раз расколоть Церковь там возьмутся за Россию.
И нам, православным христианам, нужно ясно понимать: наши новые храмы и монастыри, наши радиопрограммы и телепередачи, наши школы и институты, наши радостные лица вызывают ненависть у тех, для кого смысл жизни в свободе грешить, в безумной гордыне, в фарисействе, в манипуляциях, в "играх" и "разводках". Нас никогда не оставят в покое хотя бы потому, что знают: православных людей можно победить, только разделив и стравив друг с другом. Вот почему сегодня нам нужно сделать главной заботой церковное единство.
Можно назвать практически чудом, что Святейший Патриарх Алексий, благодаря своей мудрости, такту и терпимости, смог в труднейший и опаснейший период собрать воедино и удержать вместе столь разных людей русских, украинцев, молдаван, белорусов, жителей стран Балтии и Средней Азии, коммунистов и монархистов, либералов и консерваторов, "старых церковников" и неофитов. Впрочем, мир вокруг нас не становится проще, несмотря на его внешнюю стабильность. Общественная обстановка постепенно накаляется. С Востока и Запада дуют штормовые политические ветра. Нельзя игнорировать и тот факт, что Церковь наша стала сложнейшим организмом, состоящим из десятков миллионов человек, среди которых сотни тысяч это профессиональные церковные труженики. Такой организм живет по иным законам, чем жило церковное тело советского или раннего постсоветского времени. Все это диктует необходимость помощи Святейшему Патриарху в деле сохранения церковного единства со стороны каждого священнослужителя и каждого активного мирянина. В чем такая помощь должна заключаться? Хотел бы предложить несколько личных размышлений на эту тему.
Прежде всего нужно накрепко запомнить, что Московский Патриархат это не только "Церковь Российской Федерации", тем более что на территории современного Российского государства расположено около половины ее приходов. Наша Церковь объединяет граждан разных стран, принадлежащих к разным народам. Ее, быть может, более правильно называть Православной Церковью Руси, поскольку именно от понятия "Русь", объединяющего разные племена и культуры, а не от этнонима "русский", происходит ее современное название. И всякий раз, когда мы пишем и говорим что-либо о нашей Церкви, мы должны иметь в виду реакцию на наши слова жителей Украины, Белоруссии, Молдовы, Латвии, Литвы, Казахстана и многих других стран.
В резолюции "О единстве Церкви" XI Всемирного русского народного собора говорится: "Москва, Киев, Минск, Кишинев должны осознать себя как уникальные и неповторимые центры единой Церкви и единой мощной цивилизации, от имени которой они способны на равных говорить с любыми международными полюсами власти". Упомянутые столицы привносят особое содержание в жизнь нашей Церкви. Москва это кафедральный город Святейшего Патриарха, один из оплотов вселенского Православия, центр державы, с которой, пусть даже исподволь, считается весь мир. Киев мать городов русских, первопрестольный град горячо верующего украинского народа, важнейший политический центр Восточной Европы. Минск традиционный западный форпост православной цивилизации, город, славный мирным духом славянского братства. Кишинев средоточие истовой церковной жизни народа Молдовы, который дает пример благочестия, пожалуй, всему православному миру. Каждый из этих центров по праву и в равной степени может именоваться церковной столицей Руси. Контакты между ними паломнические, молитвенные, культурные, информационные следует многократно расширить. Не должно проходить ни одной недели без поездок православных россиян к святыням Киево-Печерской лавры, а украинцев в лавру Троице-Сергиеву, равно как и без других важных событий конференций, концертов, духовно-патриотических акций, организуемых на совместной основе. Если такие события будут широко освещаться в СМИ, общецерковное сознание, простирающееся поверх границ и национальных различий, не будет более оскудевать.
Единая Церковь предполагает единое информационное пространство. В нем нет места соборно отвергнутым или даже осужденным явлениям, вроде богослужебного почитания лиц, канонизация которых сочтена невозможной. В этом пространстве люди должны быть твердо уверены, что книга, брошюра, газета, сайт, именующие себя православными, действительно имеют одобрение Церкви. В церковном информационном поле должна присутствовать взаимная помощь и поддержка. Совершенно дикими извне Церкви выглядят случаи, когда мы боремся на этом поле друг с другом больше, чем с общими трудностями и реальными недругами. Кстати, недруги эти буквально ликуют, видя наши ожесточенные брани, и сразу же радостно предлагают помощь... обеим враждующим сторонам.
Нельзя не сказать еще об одной насущной проблеме. Нам жизненно необходимо укреплять связь приходов с епархиями. К сожалению, сегодня многие приходские и даже монастырские общины живут в своем мирке, своеобразно используя умеренность священноначалия в употреблении власти. Настоятели и духовники превращаются в самодовлеющих авторитетов, жестко требующих подчинения себе и только себе. Местные церковные администраторы ведут себя так, как будто они руководят ни от кого не зависящими, финансово самодостаточными структурами. Если у них к тому же много денег, степень "самостоятельности" вообще становится вызывающей. Рядом могут впроголодь жить семинаристы, погибать сельские храмы но некоторым настоятелям и старостам крупных городских приходов это будет безразлично. В храме может не быть воскресной школы, но вот дом, где отдыхает духовенство, должен быть оборудован по последнему слову моды и техники.
В таком положении есть, конечно, вина и самих епархий. Им необходимо понять, что для руководства несколькими сотнями приходов, в каждом из которых работает по 30-50 человек, необходим должный организационный уровень. Нужны юристы, бухгалтеры, специалисты в области образования, миссии, молодежной работы, социального служения. Нужна не побоюсь этого слова грамотная бюрократия, без которой под внешней вывеской "простоты" будут царить хаос, лень и строительство "потемкинских деревень". Но главное нужно настоящее духовное лидерство. Епархиальные труженики должны давать такой пример духовного и деятельного горения, рядом с которым было бы стыдно откупаться подарками, чтобы сохранить привычный образ жизни, привязанный к ленивому, на поток поставленному требоисполнительству. Рискнул бы высказать мысль, с которой некоторые не согласятся, но которая, на мой взгляд, достойна обсуждения: не проводить ли раз в пять-десять лет своеобразную аттестацию благочинных, настоятелей, ответственных епархиальных работников, других церковных должностных лиц? Не устраивать ли, хотя бы выборочно, их выступлений на епархиальных собраниях с отчетами, которые можно было бы соборно обсудить?
Кстати, вопросы об устроении приходской и епархиальной жизни все чаще обсуждаются в ходе внутрицерковной дискуссии. Ведется она почти исключительно на интернет-форумах и в светских СМИ. И это грандиозная проблема. Фактически процессом нашего обмена мнениями по таким темам, как пастырская практика, отношения Церкви с государством, инославием и иноверием, прочим насущным вопросам распоряжаются светские или околоцерковные круги. И очень часто они сознательно вносят в Церковь разделения. То Константин Душенов публикует на сайте "Русь Православная" письмо анонимного священника, призывающего не повиноваться иерархии. То преклонных лет "комсомолец" Сергей Бычков ожесточенно пытается поссорить друг с другом архиереев, а заодно пишет на них политические доносы. То "Портал-Кредо.Ру" публикует рейтинги церковных деятелей авось "№ 8" обидится на "№ 5", и можно будет раскрутить интригу... А там и спровоцировать раскол. А там и осуществить революционный лозунг "Вся власть мирянам!". И, к сожалению, среди нас находятся люди, злорадствующие грязной лжи на собратьев и тихо поддакивающие этому лозунгу. Только давайте задумаемся: хорошо ли нам будет в системе, где все церковные решения принимаются не иерархами, пастырями и народом Божиим, а партийными боссами и крупными бизнесменами? Именно к этому пришли те христианские сообщества, православные и инославные, где упомянутый лозунг был некогда реализован...
Нам нельзя отдавать Церковь на растерзание мирским стихиям. Совершенно пагубным был бы сценарий превращения Поместного Собора в съезд народных депутатов образца позднего СССР. Но это вовсе не значит, что внутрицерковная дискуссия не должна разворачиваться. Она, собственно, уже и не может быть свернута хотя бы потому, что в нашей Церкви сейчас все больше грамотных, активных пастырей и мирян, которые болеют за будущее Русского Православия и думают о том, как сделать это будущее достойным. Проблемы не исчезнут, если молчать о них. Однако дискуссия не должна вестись под контролем тех сил, которые хотели бы, как говорится в упомянутой резолюции ВРНС, "превратить живые разномыслия в убийственные распри".
Да, святой апостол Павел говорит: "Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11, 19). Но "искусные" в Церкви это не ораторы, блистающие красноречием, и не политтехнологи, способные убедить человека в чем угодно, даже в правдивости откровенной лжи. Искуснейшие это те, кто спасают себя и окружающих, те, кто созидают мир и благо, те, кто являются солью земли и светом миру (Мф. 5, 13-14). Любые обсуждения в Церкви должны всегда иметь перед собой главную цель: сделать так, чтобы свет Христов просветил всякого человека, чтобы соль Евангелия спасла от распада наше общество. Церковная дискуссия не должна быть средством борьбы за власть, соревнованием талантов и гордынь. В ней надобно участвовать не только самым инициативным и самым крикливым, но прежде всего самым опытным и уважаемым христианам, включая авторитетных духовников, известных в народе пастырей. Наконец, от руководства такой дискуссией по самой природе своего служения не может устраниться иерархия.
Позитивных примеров подлинно церковной дискуссии о наболевшем сегодня уже немало. Это и пастырские круглые столы в доме наместника Данилова монастыря, и фестиваль православных СМИ "Вера и слово", и подготовительные встречи к Богословской конференции "Учение Церкви о Таинствах", и многие секции Рождественских чтений. В ноябре в рамках церковно-общественной выставки-форума "Православная Русь" предполагается провести конференцию "Церковная жизнь", где будут обсуждаться вопросы, волнующие пастырей и паству.
Проблемы церковной жизни будут обсуждаться в любом случае. Но важно понимать: либо такое обсуждение пойдет в духе братской любви, уважения к знаниям и опыту, пойдет на основе единства епископата, клира и мирян, либо оно превратится в мирские ристалища. Взять внутрицерковную дискуссию в чистые руки, оградить ее от политических влияний и от мирского духа разделяющей конкуренции значит обезопасить Церковь от новых разделений. Именно к этому призвали участники XI Всемирного русского народного собора, сказав: "Нам не нужны расколы ни слева, ни справа. Нам нужна единая Церковь, хранящая в мире Отечество земное и ведущая православный народ к Отечеству Небесному".
апрель 2007 г.
Источник: Церковный вестник