ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Плачу и рыдаю, когда помышляю смерть". О церемонии прощания с первым президентом России

Михаил Моисеев :: 27 апреля 2007

Похороны президента в любой стране – событие значительное. Тем более значительным оно становится, если фигура усопшего при жизни привлекала к себе интерес всего общества, вне зависимости от того, каков был этот интерес – позитивный или наоборот, с оттенком неприятия. Для новейшей истории России кончина Бориса Ельцина стала фактом, опираясь на который, политики, пришедшие во власть благодаря или вопреки личности первого президента России, сделают свои выводы, историки, получившие богатейший материал для исследований – свои, банкиры и предприниматели, ставшие тем, кем они являются, тоже во времена президентства Б.Н. Ельцина, – свои. О чем может задуматься простой верующий человек, наблюдая трансляцию из храма Христа Спасителя, где стоит гроб с телом бывшего главы государства?

Под сводами храма звучат стихиры преподобного Иоанна Дамаскина, написанные им в VIII веке. Прислушаемся к этим строкам. "Какая житейская радость не смешана с горем? Какая слава стоит на земле непоколебимо? Все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений: одно мгновение – и смерть все отнимает", – обращается к нам из древности святой песнотворец. "Житейская слава" усопшего президента Б. Ельцина была велика; его знали, его узнавали, даже подражание его голосу стало одним из самых популярных "ходов" артистов эстрады. И – "все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений".

"Все человеческое, что не остается после смерти, – ничтожество: не остается (с человеком) богатство, не сопутствует (ему) слава. Только придет смерть – и все это исчезло". Досужие журналисты уже принялись рассуждать о перспективах семьи покойного наследовать его имущество и оценивать масштабы этого имущества. Оставим это на их совести. Обратимся к молитвам Церкви, пытаясь представить то самое ино-бытие, о котором мы задумываемся не так часто, но которое подступает к нам так близко – как раз в моменты смерти наших родных и близких.

"Где привязанность к миру? Где мечты о скоропроходящих (благах)? Где золото и серебро? Где множество шумных слуг? Все – прах, все – пепел, все – призрак". О чем мог мечтать покойный – трудно теперь судить. Его судьба изобиловала достижениями, взлетами и падениями политической карьеры, его окружало поистине "множество шумных слуг", многие из которых вряд ли придут отдать дань покойному. Так уж складывается жизнь. И так нас разделяет смерть.

"Я плачу и рыдаю всякий раз, как помыслю о смерти и увижу лежащую во гробу созданную по образу Божию красоту нашу безобразной, бесславной, не имеющей (никакого) вида. Какое чудо! Что за таинственное явление с нами? Как предались мы разложению? Как соединились со смертью? Воистину это, как сказано в Писании, по повелению Бога, дающего упокоение ушедшему (от нас)".

Плакать и рыдать сейчас не модно. Не принято демонстрировать свою слабость – слабый человек не может быть успешным человеком. А успех стал эквивалентом добродетели в наше время. Но – вот, лежит в гробу тело человека, которому невозможно было отказать при жизни в успехе. И почему-то вся успешность отступает на второй план перед этой простой картиной: гроб посреди храма и икона Воскресения Христова перед ним.

В эти последние перед погребением минуты Церковь призывает всех, кому небезразлична судьба усопшего: "Придите, братья, и, благодаря Бога, дадим усопшему последнее целование: у него нет больше родных, и он идет ко гробу, не заботясь более о суетном и о плоти, подверженной страстям. Где ныне родственники и друзья? Вот уже разлучаемся. Помолимся же, да упокоит его Господь".

О роли покойного уже сейчас разгораются нешуточные споры. И этим спорам не будет конца, если только в рассуждениях не принимать во внимание христианское понимание жизни и смерти. Во многом подобные разногласия в оценках объяснимы – те, кто высказывает их, упускают из виду главное: "Воистину всё суета всяческая, жизнь – тень и сон: ибо всуе мечется всякий рожденный на земле. Как говорит Писание – когда приобретем весь мир, тогда вселимся во гроб, где все вместе – и цари, и нищие".

И в этом нет преклонения перед "слепой судьбой"; христианство вообще не знает понятия "судьба". В этом нет фатализма; для верующего человека нет ничего невозможного: "Вся могу о укрепляющем мя Христе", – говорит апостол Павел. В этом – трезвый и нелицемерный взгляд на самого себя, на жизнь и смерть. И, если только попытаться взглянуть на личность покойного с этой точки зрения, тогда, может быть, поменяется наше отношение к усопшему и к тому, чем запомнился Борис Ельцин при жизни. И мы сможем, отвлекшись от неизбежно пристрастного взгляда на его личность, помолиться об упокоении новопреставленного раба Божия Бориса.

А пока факт остается фактом: на протяжении более чем ста лет руководителей нашего государства провожали в "путь всея земли" самыми разными способами – под артиллерийский салют, под пение "Интернационала", погребая их в стенах Московского Кремля или вообще лишая погребения. Похороны Бориса Ельцина – это проводы усопшего, совершенные по правилам Церкви. "Чужая душа – потемки", – так говорят. Не нам судить о том, каким христианином был покойный. Но Господь, судящий нелицемерно, даровал ему возможность получить то церковное напутствие, о котором каждый из нас молится на богослужении, когда просит у Бога "христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны".

Такие впечатления остаются от церемонии прощания с человеком, который при жизни был наделен огромной властью, обладал многими почетными титулами и званиями, но который уходит из этого мира с единственным званием, вселяющим в сердца его родных и близких надежду – "раб Божий".

А еще останутся в памяти пасхальные песнопения. Радость о Воскресшем Христе Спасителе, Которому в эти светлые дни Церковь взывает: "Хотя и во гроб Ты, бессмертный, сошел, но адову силу Ты разрушил и воскрес, как победитель, Христос Бог, возвестив женам мироносицам: радуйтесь! Твоим апостолам даруя мир и падшим подавая воскресение".

Источник: Патриархия Ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама