ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Православие и ислам в Средней Азии: полезный опыт для Европы

Александр Крылов :: 04 мая 2007

В последние годы очень часто приходится слышать утверждение о непреодолимых противоречиях между христианством и исламом и даже о религиозном характере противоборства в регионе "Большого Ближнего Востока". Быстрый рост численности мусульманского населения в странах Европы породил многие проблемы, к которым оказались не готовы ни местные власти, ни общество в целом. Уже очевидно, что если приемлемой модели взаимоотношений между мусульманами и остальным населением не будет найдено, то обострение религиозной ситуации во многих европейских странах станет неизбежным. В этих условиях особую ценность представляет исторический опыт России, на территории которой в течение долгого времени мирно уживались православные и мусульмане. Одним из примеров такого мирного и гармоничного сосуществования православных и мусульман была Средняя Азия. Этот же регион дает наглядный пример того, как власти своей неадекватной политикой могут оказывать самое негативное влияние на религиозную ситуацию.

Присоединение Средней Азии к России существенно изменило этноконфессинальную карту региона. Массовое переселение русских и украинских крестьян в 1880-1890-х гг. привело к формированию в крае многочисленной православной общины. Но распространение православия не вызвало трений с местным мусульманским населением и каких-либо конфликтов на религиозной почве. Отсутствие межконфессиональных конфликтов объяснялось как особенностями этнопсихологии киргизов, их толерантностью по отношению к различным религиям, так и разумной политикой РПЦ и властей Российской империи.

В течение короткого периода царское правительство сумело прекратить разорительные усобицы между ханами и феодалами, ликвидировать рабство и предпринять меры по развитию местной экономики. В голодные годы власти освобождали население от налогов и оказывали ему масштабную помощь продовольствием. В религиозной сфере проводилась политика подчеркнутой веротерпимости, и даже покровительства местным мусульманам.

Были сохранены и не облагались налогом все доходы мусульманского духовенства, государство неоднократно выделяло крупные средства на удовлетворение религиозных нужд мусульман, на восстановление старинных мечетей и медресе, оплатило издание Корана массовым тиражом. В свою очередь и мусульмане делали щедрые пожертвования на строительство "русских мечетей", оказывали поддержку терпевшим нужду переселенцам и тем самым много раз спасали их от голодной смерти.

Власти стремились поддерживать гармоничные отношения между православным и мусульманским духовенством. Они рассматривали все местное население как мусульманское и решительно пресекали любые проявления православного прозелитизма в его среде. Так, попытка епископа Григория (Полетаева) организовать миссию среди киргизских "язычников" была пресечена генерал-губернатором края, который издал специальный указ о "передаче религиозных дел кара-киргизов в ведение сартского (т.е. узбекского) мусульманского духовенства". Таким образом, наилучшие отношения между православным и исламским духовенством во многом основывались на договоренности о разграничении сфер деятельности, согласно которой, все местное население считалось мусульманским, а русские и украинские переселенцы – прихожанами РПЦ.

Тенденция к обострению религиозной ситуации в Средней Азии появилась во время Первой мировой войны. В середине 1916 г. резкое увеличение налогов и податей, указы о принудительной мобилизации на тыловые работы в прифронтовых районах привели к массовым волнениям мусульман. Лишь к январю 1917 г. царским властям с большим трудом удалось подавить массовые вооруженные выступления скотоводов и дехкан в разных частях Средней Азии. Показательно, что в сложной ситуации мусульманское духовенство не поддержало восстание и сохранило лояльность царскому правительству.

Прогрессировавший кризис российской государственности способствовал дестабилизации ситуации в Средней Азии. Мусульманское духовенство рассматривало власть монарха как освященную Богом и Кораном и отнеслось к свержению монархии в феврале 1917 г. отрицательно. Для мусульманских лидеров легитимность Временного правительства была очень сомнительной, но они не выступили против него, так как на местах власть продолжала оставаться в руках старого чиновничества, и налаженные связи между русской администрацией и местной элитой продолжали функционировать. Однако после свержения монархии начинается активный процесс политизации ислама, ясно проявившийся в сентябре 1917 г., когда на съезде туркестанских и казахских мусульман была создана единая партия "Союз мусульман".

Новая смена власти в России в октябре 1917 г. была воспринята в Средней Азии как прямая угроза местному укладу жизни и самому существованию мусульманской элиты. В ноябре 1917 г. начинается период двоевластия. Одновременно действовали большевистский Совнарком Туркестанского края и созданная на Четвертом чрезвычайном Всетуркестанском съезде мусульман "Кокандская автономия", в которой ислам был провозглашен государственной религией.

"Кокандская автономия" располагалась в Ферганской долине, издавна являвшейся в крае оплотом ислама. Ее лидеры выступали под исламскими лозунгами: за восстановление Кокандского ханства и создание на территории Туркестана единого Среднеазиатского халифата, за возрождение шариатских судов и т.п. Еще одним лозунгом движения стал пантюркизм, при помощи которого руководитель автономии М. Чокаев стремился добиться поддержки всех тюркских народов края, независимо от степени их исламизации.

Все попытки объединения местного населения для борьбы против большевиков под исламскими и пантюркистскими лозунгами закончились неудачей. Большевикам удалось противопоставить "реакционным баям и муллам" мусульманскую бедноту: в декабре 1917 г. они провели Туркестанский съезд мусульманских рабочих, затем создали Союз трудящихся мусульман. Как и во всей России, население Средней Азии оказались расколотым не по этноконфессиональному, а по социальному принципу.

В начале 1920-х гг. большевики использовали внутреннюю раздробленность исламской оппозиции и установили Советскую власть в Средней Азии. Однако добиться стабилизации региона не удавалось еще долгое время, там продолжали действовать вооруженные отряды басмачей, называвших себя "Армией ислама". Более двадцати лет басмачество препятствовало нормальной жизни Средней Азии.

На первых порах большевики надеялись использовать ислам в интересах антиимпериалистической борьбы, для "разжигания революционного пожара на Востоке". Однако они быстро осознали ту опасность, которую несла в себе консолидация Туркестана на панисламской основе. Одним из путей нейтрализации потенциальной исламской угрозы в Средней Азии стало противопоставление этнического сознания конфессиональному. В 1920-х – 1930-х гг. в Туркестане было проведено национальное размежевание и создано пять союзных республик – Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения.

После укрепления советской власти в Средней Азии началось насаждение коммунистической идеологии и воинствующего атеизма. Ислам, православие и другие религии были объявлены реакционными пережитками, духовенство подвергалось систематическим репрессиям, многие его представители были расстреляны. В конце 1920-х гг. на территории Киргизии власти начинают массовое закрытие мечетей и медресе, конфискацию их имущества, проводят политику искоренения мусульманского права из общественной и повседневной жизни.

В православных приходах закрытие и уничтожение храмов началось еще раньше – в 1920 г. Активными сторонниками советской власти стали "обновленцы", захватившие большинство оставшихся храмов. Опираясь на поддержку властей, они расправлялись со своими оппонентами – "контрреволюционными тихоновцами". Для противодействия обновленцам местные православные создали в 1923 г. "Союз церковных приходов", который возглавили находившиеся в туркестанской ссылке архиереи РПЦ. Показательно, что представители православного духовенства не только ссылались, но иногда и сами бежали в этот край, где репрессии были не такими жестокими, как в центральных областях. Местные мусульмане проявляли сочувствие к ссыльным, во многих случаях укрывали представителей православного духовенства от репрессий, даже рискуя собственной жизнью. В предвоенные годы во всей Средней Азии оставался только один действующий православный храм – Покровский собор в Самарканде.

В конце 1940-х гг. страны региона превращаются в место ссылки религиозных сектантов из западных областей Украины и Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики. Вместе ними приходят Свидетели Иеговы, ряд направлений пятидесятничества, а также значительно пополняются ряды местных баптистов и адвентистов. В местах своего нового вынужденного проживания сектанты продолжали вести проповедь собственных вероучений. Наибольшего влияния они добились в среде славянской части населения, и их успеху в значительной степени способствовала репрессивная политика по отношению к РПЦ, значительно ослабившая влияние Церкви. В итоге, благодаря депортациям в Средней Азии укоренились многие новые, прежде не известные здесь религиозные направления и секты.

После войны власти несколько смягчили свою политику по отношению к РПЦ, была восстановлена деятельность многих приходов Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Реставрация открывавшихся храмов и строительство новых во многих случаях осуществлялось за счет государства: как бы в искупление прежней разрушительной деятельности. Однако во второй половине 1950-х гг. политика властей по отношению к Церкви вновь ужесточается, большая часть храмов опять была закрыта. Лишь в конце 1980-х гг. происходит оживление церковной жизни и начинается быстрый рост числа православных приходов.

В течение советского периода в Средней Азии произошло значительное ослабление позиций ислама и православия. В результате политики государственного атеизма после распада СССР сложились благоприятные условия для деятельности сторонников радикального ислама, а также различных сект и новых религиозных организаций (в том числе тоталитарных).

В конце советской эпохи исламское духовенство оказалось не в состоянии смягчить противоречия внутри мусульманской общины, предотвратить погромы турок-месхетинцев и межэтнические столкновения в Ферганской долине. В 1989 г. произошли столкновения из-за земельных споров между киргизами и таджиками. Затем обострились отношения между киргизами и узбеками, в 1990 г. в Ошской области Киргизии произошли массовые столкновения между двумя мусульманскими народами. В этих драматических событиях официальное исламское духовенство оказалось не в состоянии сыграть роль миротворца и способствовать нормализации ситуации.

03.05.07

Источник: Народы России

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама