ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вера в WWW

Городское православие в сети, как рыба в воде

Василина Орлова :: 04 мая 2007

Преподобный Макарий Египетский по преданию в отрочестве удалился к старцу в пустыню, где учился молитве, посту, бдению и рукоделию. Cовременный подвижник – в будущем, не исключено, великий святой – подвизается, может быть, в интернете.

Чем не пустыня? И учится он в дополнение к навыкам духовного делания html-программированию или системному администрированию компьютерных сетей. Еще недавно всерьез обсуждалось, можно ли православным людям идти "в сеть" или весь интернет – одно сплошное "ловление велиара". Теперь храмы считают важным открыть страницу с расписаниями богослужений, а активные околорелигиозные политические группы и вовсе поселились в виртуальном мире.

Онлайновые откровения

Если проповедь по интернету – явление обыкновенное, как, впрочем, и душеспасительные беседы (в них проводят время посетители всевозможных религиозно ориентированных форумов), то исповедь, будучи церковным таинством, по интернету совершить невозможно – в этом мнении едины представители католической и православной Церквей. В подобном ряду абсурдных предположений можно еще представить дистанционное венчание, заочное причастие. Разве что диакон Андрей Кураев, чья экстравагантность не ведает границ, заявил однажды, что интернет-исповедь возможна, более того, возможен рассказ о собственных грехах за неделю в "ЖЖ", хотя такая исповедь и "будет проигрывать обычной". В США начинания воплощаются в жизнь: христианская сеть LifeChirch, которую основал пастор Крейг Грошел, предлагает людям онлайновое покаяние, хотя отпущение грехов "не входит в программу". Предполагается, что это делается ради преодоления взаимного отчуждения верующих. Подобные шаги могут и усилить разлад, ведь исповедь – не только признание в проступках. Тем более, не публичное признание, которое приобретает характер эксгибиционизма и "может использоваться против вас". Принародное покаяние – совершенно иная форма покаяния, нами, к сожалению, давно изжитая. А в интернет-откровениях есть нечто от проверенной сайентологической методологии: во время сеанса одитинга человек тоже рассказывает многое о себе, однако не происходит ничего похожего на "раздирание рукописания грехов". Напротив, показания записываются и сохраняются в базе данных.

Идея интернет-исповеди понятна: уютно, отгородившись экраном и вооружившись покряхтывающей клавиатурой, признаться во всем – и трудно повторить слово в слово все то же самое священнику. Да и случаи прихода к вере через интернет – явление не единичное. Причем к верам совершенно различным. Достаточно заглянуть на любой сайт по диагностике кармы или какой-нибудь затейливо эклектичной школы лотоса: сограждане просветляются буквально на глазах всеми подручными методами.

Истоки лежат в возрастающем влиянии информационных технологий на нашу повседневную жизнь. Интернет уже невозможно отключить. В течение всего XX века православие было религией по преимуществу "деревенской", сохранялось в недрах народной среды. В начале XXI картина прямо противоположная: прихожан много в мегаполисах, где достаточно храмов и священников. В сельской местности храмы выживают тяжело, да и вчерашние семинаристы, новорукоположенные батюшки, не хотят ехать в глушь. Ситуация, конечно, тревожная: выживет ли вообще избыточно обынтернеченная городская Россия без своего русского села, слыхом не слышавшего про интернет?

С одной стороны, маленькое сообщество, "оснащенное" передовыми информационными технологиями, в эпоху которых, равно как и в век омолаживающего крема, если верить рекламе, мы живем. И с другой стороны, огромные плохо освоенные пространства "иной России", где людям и в голову не придет по интернету поисповедоваться.

"Топ-100" как картина мира

Наиболее посещаемые религиозные ресурсы – своеобразный религиозный портрет горожанина. В лидерах на протяжении всей истории "религиозного интернета" – православный аналитический сайт "Православие.ру", а также "прикладной" ресурс "Православный церковный календарь": информация о святых, жития, иконы, списки храмов, праздников, Священное Писание, чтение на каждый день, Тропарион, богослужебные указания. Не так давно в лидерах утвердился "Независимый исламский информационный канал" "Ислам.ру", в первой десятке блуждает "Эзотерический мегапортал" "Дом солнца", составленный по принципу "всем сестрам по серьгам" – фото, рассказы, гороскопы, сонники, магия, философия. Раздел "Религия", например, выстроен в порядке, далеком не только от алфавитного, но и от всех остальных возможных: "эзотерика, буддизм, христианство, даосизм, тантра, йога, индуизм, каббала, другие религии, теософия, ислам, иудаизм".

Само перечисление дает исчерпывающий портрет винегрета, который наш современник носит в голове вместо стройной системы взглядов. "Сайт Лотоса" соблазняет "духовным развитием": предлагает встречи с "пробужденным мастером" (надо полагать, не за так), семинары по даосским практикам и статьи вроде "Никто не умирает насовсем". Десятка лидеров интернет-поисковика типа "Рамблера" может, естественно, от недели к неделе варьироваться – так, сайт газеты "Русь православная" всплыл не в последнюю очередь на гребне волны, поднятой прогремевшим "Обращением" епископа Диомида. Между тем подзаголовок газеты показывает людей, мягко говоря, несколько заигравшихся: "Антисемитская черносотенная газета русских националистов, православных экстремистов и маргиналов Христовых". Здесь, понятное дело, поиск врага, в основном внешнего, борьба с ИНН и другие жаркие сраженья.

Классификация неклассифицируемого

В 2001 году Ватикан назначил специального святого, покровителя интернета – Исидора Сервильского. Он в VII веке составил на латыни энциклопедию всех областей знания. Возможно, католики теперь и молятся ему, чтобы "не оборвался коннект". Забавно, что спустя пару лет последовала инициатива снизу, когда в своеобразной демократической процедуре – в голосовании на специальном сайте, в котором принимали участие пять тысяч человек ежедневно – этот выбор был произведен снова, причем в числе соперников Исидора фигурировали архангел Гавриил, апостол Филипп и другие значимые персонажи в христианском мире.

Сайты "развитой религии" условно можно разделить на четыре группы. Первая группа включает официальные сайты, с документами, биографиями деятелей, справочными данными, постановлениями. Во вторую группу можно выделить сайты, означаемые как журналы. К интернет-журналам относятся электронные версии выходящих на бумаге изданий и самостоятельные сетевые проекты. Сайты этой группы задумывались и воплощались как чтение, подразумевающее аналитический, художественно-публицистический, новостной, полемический, справочный разделы. Любопытное явление современности, под стать "православным кафе": глянцевый православный журнал – "Фома", "Нескучный сад". У них тоже есть "представительство" в интернете. Православный гламур – явление, требующее своего исследования.

Третью значимую группу сайтов составляют сайты справочного характера: библиотеки, рубрикаторы, классификаторы, каталоги и специализированные сайты, посвященные, скажем, архитектуре или церковному шитью.

Четвертая группа представляет собой один из наиболее интересных секторов сети – "живой" интернет, текучий, "низовой", быстро меняющийся, "непрофессиональный": застывшие в текстах следы повседневной человеческой жизнедеятельности. Это проекты практического характера – сайты знакомств, интернет-магазины, форумы, "Живые журналы", персональные странички.

Ведут ЖЖ, не говоря о семейных священниках, осуществляющих активную миссионерскую деятельность, даже монахи различных конфессий. Список "Кто есть кто в LJ – священнослужители, церковнослужители и монашество" представляет фигурантов, среди которых клирики Русской православной церкви, Русской православной церкви за рубежом, Украинской, Белорусской, Эстонской, а также Римско-католической церкви, Латвийской лютеранской церкви, униатов, членов "Истинно православной". Само по себе любопытно, что священник может зарегистрироваться под "юзернеймом" new_cat (новый кот) и вести "келейные записки" на публику.

Выдержанностью, энциклопедичностью, устремленностью в серьезные онтологические вопросы веет в виртуальных залах библиотек. И самым грустным невежеством пахнет в обсуждениях многих острых, болезненных, животрепещущих тем на форумах разного рода. Это не особенность религиозного интернета – это особенность интернета вообще, как некоего, возможно, самого беспристрастного – и потому безжалостного – зеркала общества. Общество наше в вопросах религии все еще, несмотря ни на что, девственно невинно, если не сказать чудовищно невежественно. И вот чего у нас нет, так это спокойных аналитических религиоведческих порталов, равномерно и неуклонно осуществляющих мониторинг и аналитический анализ в отношении различных религий с позиций секулярного гуманизма и либерализма. Даже крупные информационные порталы в своих религиоведческих отделах ориентированы на православие в той или иной форме.

ДОСЬЕ МН

Православие в интернете. "Избранное"

Официальный сайт Московского Патриархата

Информационно-аналитический портал "Православная энциклопедия"

Агентство религиозной информации "Благовест-Инфо"

Православное информационное агентство "Русская линия"

Православное христианство: каталог, рейтинг, поиск

Специализированная поисковая система

Философско-аналитический сайт "Правая.ru"

Библиотека святоотеческой литературы

Фотосправочник-путеводитель "Русские церкви"

СПРАВКА

Livejournal или "Живой журнал" – сервер, позволяющий пользователям вести ежедневные записи произвольной тематики в открытом доступе. Русскоязычный сектор "ЖЖ" необычайно разросся по сравнению с англоязычным, и породил массу серверов-клонов. В настоящее время на почти пятидесяти серверах подобного плана публикуются более полутора миллионов русскоязычных пользователей. Эксперты стремительно изобретают новые термины вроде "блогосферы", которые должны описывать явление, а поисковые системы создают подразделы для осуществления запросов по разрозненным записям "юзеров" (пользователей) и составляют рейтинги самых популярных авторов. "Живой журнал" создал своеобразную насыщенную информационную среду, вплоть до того, что сгенерировал самостоятельный язык интернет-общения, который характеризуется, в частности, склонностью к использованию намеренно десакрализованных идиоматических оборотов. Такой язык мало подходит для прочувствованной религиозной миссии, так как профанирует практически любое вероучительное высказывание. Но никого это не смущает: битвы за веру разворачиваются в новых виртуальных пространствах столь же ожесточенные, как в "офлайне".

КСТАТИ

Афонский подвижник второй половины XX века старец Паисий Святогорец об общественном служении монахов говорил так: "Почему, – спросили они меня, – монахи сидят здесь? Почему они не идут в мир на общественное служение?" – "А разве, – ответил я, – маяки не должны стоять на скалах? Что, прикажете им переехать в города и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, у фонарей свое. Монах – это не лампочка, которая висит над городским тротуаром и светит пешеходам, чтобы те не спотыкались. Монах есть далекий маяк, утвержденный высоко на скалах и своим сиянием освещающий моря и океаны для того, чтобы корабли шли верным путем и достигали Бога – пункта своего назначения".

См. также
Интернет
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама