ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вера в WWW

Городское православие в сети, как рыба в воде

Василина Орлова :: 04 мая 2007

Преподобный Макарий Египетский по преданию в отрочестве удалился к старцу в пустыню, где учился молитве, посту, бдению и рукоделию. Cовременный подвижник – в будущем, не исключено, великий святой – подвизается, может быть, в интернете.

Чем не пустыня? И учится он в дополнение к навыкам духовного делания html-программированию или системному администрированию компьютерных сетей. Еще недавно всерьез обсуждалось, можно ли православным людям идти "в сеть" или весь интернет – одно сплошное "ловление велиара". Теперь храмы считают важным открыть страницу с расписаниями богослужений, а активные околорелигиозные политические группы и вовсе поселились в виртуальном мире.

Онлайновые откровения

Если проповедь по интернету – явление обыкновенное, как, впрочем, и душеспасительные беседы (в них проводят время посетители всевозможных религиозно ориентированных форумов), то исповедь, будучи церковным таинством, по интернету совершить невозможно – в этом мнении едины представители католической и православной Церквей. В подобном ряду абсурдных предположений можно еще представить дистанционное венчание, заочное причастие. Разве что диакон Андрей Кураев, чья экстравагантность не ведает границ, заявил однажды, что интернет-исповедь возможна, более того, возможен рассказ о собственных грехах за неделю в "ЖЖ", хотя такая исповедь и "будет проигрывать обычной". В США начинания воплощаются в жизнь: христианская сеть LifeChirch, которую основал пастор Крейг Грошел, предлагает людям онлайновое покаяние, хотя отпущение грехов "не входит в программу". Предполагается, что это делается ради преодоления взаимного отчуждения верующих. Подобные шаги могут и усилить разлад, ведь исповедь – не только признание в проступках. Тем более, не публичное признание, которое приобретает характер эксгибиционизма и "может использоваться против вас". Принародное покаяние – совершенно иная форма покаяния, нами, к сожалению, давно изжитая. А в интернет-откровениях есть нечто от проверенной сайентологической методологии: во время сеанса одитинга человек тоже рассказывает многое о себе, однако не происходит ничего похожего на "раздирание рукописания грехов". Напротив, показания записываются и сохраняются в базе данных.

Идея интернет-исповеди понятна: уютно, отгородившись экраном и вооружившись покряхтывающей клавиатурой, признаться во всем – и трудно повторить слово в слово все то же самое священнику. Да и случаи прихода к вере через интернет – явление не единичное. Причем к верам совершенно различным. Достаточно заглянуть на любой сайт по диагностике кармы или какой-нибудь затейливо эклектичной школы лотоса: сограждане просветляются буквально на глазах всеми подручными методами.

Истоки лежат в возрастающем влиянии информационных технологий на нашу повседневную жизнь. Интернет уже невозможно отключить. В течение всего XX века православие было религией по преимуществу "деревенской", сохранялось в недрах народной среды. В начале XXI картина прямо противоположная: прихожан много в мегаполисах, где достаточно храмов и священников. В сельской местности храмы выживают тяжело, да и вчерашние семинаристы, новорукоположенные батюшки, не хотят ехать в глушь. Ситуация, конечно, тревожная: выживет ли вообще избыточно обынтернеченная городская Россия без своего русского села, слыхом не слышавшего про интернет?

С одной стороны, маленькое сообщество, "оснащенное" передовыми информационными технологиями, в эпоху которых, равно как и в век омолаживающего крема, если верить рекламе, мы живем. И с другой стороны, огромные плохо освоенные пространства "иной России", где людям и в голову не придет по интернету поисповедоваться.

"Топ-100" как картина мира

Наиболее посещаемые религиозные ресурсы – своеобразный религиозный портрет горожанина. В лидерах на протяжении всей истории "религиозного интернета" – православный аналитический сайт "Православие.ру", а также "прикладной" ресурс "Православный церковный календарь": информация о святых, жития, иконы, списки храмов, праздников, Священное Писание, чтение на каждый день, Тропарион, богослужебные указания. Не так давно в лидерах утвердился "Независимый исламский информационный канал" "Ислам.ру", в первой десятке блуждает "Эзотерический мегапортал" "Дом солнца", составленный по принципу "всем сестрам по серьгам" – фото, рассказы, гороскопы, сонники, магия, философия. Раздел "Религия", например, выстроен в порядке, далеком не только от алфавитного, но и от всех остальных возможных: "эзотерика, буддизм, христианство, даосизм, тантра, йога, индуизм, каббала, другие религии, теософия, ислам, иудаизм".

Само перечисление дает исчерпывающий портрет винегрета, который наш современник носит в голове вместо стройной системы взглядов. "Сайт Лотоса" соблазняет "духовным развитием": предлагает встречи с "пробужденным мастером" (надо полагать, не за так), семинары по даосским практикам и статьи вроде "Никто не умирает насовсем". Десятка лидеров интернет-поисковика типа "Рамблера" может, естественно, от недели к неделе варьироваться – так, сайт газеты "Русь православная" всплыл не в последнюю очередь на гребне волны, поднятой прогремевшим "Обращением" епископа Диомида. Между тем подзаголовок газеты показывает людей, мягко говоря, несколько заигравшихся: "Антисемитская черносотенная газета русских националистов, православных экстремистов и маргиналов Христовых". Здесь, понятное дело, поиск врага, в основном внешнего, борьба с ИНН и другие жаркие сраженья.

Классификация неклассифицируемого

В 2001 году Ватикан назначил специального святого, покровителя интернета – Исидора Сервильского. Он в VII веке составил на латыни энциклопедию всех областей знания. Возможно, католики теперь и молятся ему, чтобы "не оборвался коннект". Забавно, что спустя пару лет последовала инициатива снизу, когда в своеобразной демократической процедуре – в голосовании на специальном сайте, в котором принимали участие пять тысяч человек ежедневно – этот выбор был произведен снова, причем в числе соперников Исидора фигурировали архангел Гавриил, апостол Филипп и другие значимые персонажи в христианском мире.

Сайты "развитой религии" условно можно разделить на четыре группы. Первая группа включает официальные сайты, с документами, биографиями деятелей, справочными данными, постановлениями. Во вторую группу можно выделить сайты, означаемые как журналы. К интернет-журналам относятся электронные версии выходящих на бумаге изданий и самостоятельные сетевые проекты. Сайты этой группы задумывались и воплощались как чтение, подразумевающее аналитический, художественно-публицистический, новостной, полемический, справочный разделы. Любопытное явление современности, под стать "православным кафе": глянцевый православный журнал – "Фома", "Нескучный сад". У них тоже есть "представительство" в интернете. Православный гламур – явление, требующее своего исследования.

Третью значимую группу сайтов составляют сайты справочного характера: библиотеки, рубрикаторы, классификаторы, каталоги и специализированные сайты, посвященные, скажем, архитектуре или церковному шитью.

Четвертая группа представляет собой один из наиболее интересных секторов сети – "живой" интернет, текучий, "низовой", быстро меняющийся, "непрофессиональный": застывшие в текстах следы повседневной человеческой жизнедеятельности. Это проекты практического характера – сайты знакомств, интернет-магазины, форумы, "Живые журналы", персональные странички.

Ведут ЖЖ, не говоря о семейных священниках, осуществляющих активную миссионерскую деятельность, даже монахи различных конфессий. Список "Кто есть кто в LJ – священнослужители, церковнослужители и монашество" представляет фигурантов, среди которых клирики Русской православной церкви, Русской православной церкви за рубежом, Украинской, Белорусской, Эстонской, а также Римско-католической церкви, Латвийской лютеранской церкви, униатов, членов "Истинно православной". Само по себе любопытно, что священник может зарегистрироваться под "юзернеймом" new_cat (новый кот) и вести "келейные записки" на публику.

Выдержанностью, энциклопедичностью, устремленностью в серьезные онтологические вопросы веет в виртуальных залах библиотек. И самым грустным невежеством пахнет в обсуждениях многих острых, болезненных, животрепещущих тем на форумах разного рода. Это не особенность религиозного интернета – это особенность интернета вообще, как некоего, возможно, самого беспристрастного – и потому безжалостного – зеркала общества. Общество наше в вопросах религии все еще, несмотря ни на что, девственно невинно, если не сказать чудовищно невежественно. И вот чего у нас нет, так это спокойных аналитических религиоведческих порталов, равномерно и неуклонно осуществляющих мониторинг и аналитический анализ в отношении различных религий с позиций секулярного гуманизма и либерализма. Даже крупные информационные порталы в своих религиоведческих отделах ориентированы на православие в той или иной форме.

ДОСЬЕ МН

Православие в интернете. "Избранное"

Официальный сайт Московского Патриархата

Информационно-аналитический портал "Православная энциклопедия"

Агентство религиозной информации "Благовест-Инфо"

Православное информационное агентство "Русская линия"

Православное христианство: каталог, рейтинг, поиск

Специализированная поисковая система

Философско-аналитический сайт "Правая.ru"

Библиотека святоотеческой литературы

Фотосправочник-путеводитель "Русские церкви"

СПРАВКА

Livejournal или "Живой журнал" – сервер, позволяющий пользователям вести ежедневные записи произвольной тематики в открытом доступе. Русскоязычный сектор "ЖЖ" необычайно разросся по сравнению с англоязычным, и породил массу серверов-клонов. В настоящее время на почти пятидесяти серверах подобного плана публикуются более полутора миллионов русскоязычных пользователей. Эксперты стремительно изобретают новые термины вроде "блогосферы", которые должны описывать явление, а поисковые системы создают подразделы для осуществления запросов по разрозненным записям "юзеров" (пользователей) и составляют рейтинги самых популярных авторов. "Живой журнал" создал своеобразную насыщенную информационную среду, вплоть до того, что сгенерировал самостоятельный язык интернет-общения, который характеризуется, в частности, склонностью к использованию намеренно десакрализованных идиоматических оборотов. Такой язык мало подходит для прочувствованной религиозной миссии, так как профанирует практически любое вероучительное высказывание. Но никого это не смущает: битвы за веру разворачиваются в новых виртуальных пространствах столь же ожесточенные, как в "офлайне".

КСТАТИ

Афонский подвижник второй половины XX века старец Паисий Святогорец об общественном служении монахов говорил так: "Почему, – спросили они меня, – монахи сидят здесь? Почему они не идут в мир на общественное служение?" – "А разве, – ответил я, – маяки не должны стоять на скалах? Что, прикажете им переехать в города и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, у фонарей свое. Монах – это не лампочка, которая висит над городским тротуаром и светит пешеходам, чтобы те не спотыкались. Монах есть далекий маяк, утвержденный высоко на скалах и своим сиянием освещающий моря и океаны для того, чтобы корабли шли верным путем и достигали Бога – пункта своего назначения".

См. также
Интернет
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама