Преподобный Макарий Египетский по преданию в отрочестве удалился к старцу в пустыню, где учился молитве, посту, бдению и рукоделию. Cовременный подвижник в будущем, не исключено, великий святой подвизается, может быть, в интернете.
Чем не пустыня? И учится он в дополнение к навыкам духовного делания html-программированию или системному администрированию компьютерных сетей. Еще недавно всерьез обсуждалось, можно ли православным людям идти "в сеть" или весь интернет одно сплошное "ловление велиара". Теперь храмы считают важным открыть страницу с расписаниями богослужений, а активные околорелигиозные политические группы и вовсе поселились в виртуальном мире.
Онлайновые откровения
Если проповедь по интернету явление обыкновенное, как, впрочем, и душеспасительные беседы (в них проводят время посетители всевозможных религиозно ориентированных форумов), то исповедь, будучи церковным таинством, по интернету совершить невозможно в этом мнении едины представители католической и православной Церквей. В подобном ряду абсурдных предположений можно еще представить дистанционное венчание, заочное причастие. Разве что диакон Андрей Кураев, чья экстравагантность не ведает границ, заявил однажды, что интернет-исповедь возможна, более того, возможен рассказ о собственных грехах за неделю в "ЖЖ", хотя такая исповедь и "будет проигрывать обычной". В США начинания воплощаются в жизнь: христианская сеть LifeChirch, которую основал пастор Крейг Грошел, предлагает людям онлайновое покаяние, хотя отпущение грехов "не входит в программу". Предполагается, что это делается ради преодоления взаимного отчуждения верующих. Подобные шаги могут и усилить разлад, ведь исповедь не только признание в проступках. Тем более, не публичное признание, которое приобретает характер эксгибиционизма и "может использоваться против вас". Принародное покаяние совершенно иная форма покаяния, нами, к сожалению, давно изжитая. А в интернет-откровениях есть нечто от проверенной сайентологической методологии: во время сеанса одитинга человек тоже рассказывает многое о себе, однако не происходит ничего похожего на "раздирание рукописания грехов". Напротив, показания записываются и сохраняются в базе данных.
Идея интернет-исповеди понятна: уютно, отгородившись экраном и вооружившись покряхтывающей клавиатурой, признаться во всем и трудно повторить слово в слово все то же самое священнику. Да и случаи прихода к вере через интернет явление не единичное. Причем к верам совершенно различным. Достаточно заглянуть на любой сайт по диагностике кармы или какой-нибудь затейливо эклектичной школы лотоса: сограждане просветляются буквально на глазах всеми подручными методами.
Истоки лежат в возрастающем влиянии информационных технологий на нашу повседневную жизнь. Интернет уже невозможно отключить. В течение всего XX века православие было религией по преимуществу "деревенской", сохранялось в недрах народной среды. В начале XXI картина прямо противоположная: прихожан много в мегаполисах, где достаточно храмов и священников. В сельской местности храмы выживают тяжело, да и вчерашние семинаристы, новорукоположенные батюшки, не хотят ехать в глушь. Ситуация, конечно, тревожная: выживет ли вообще избыточно обынтернеченная городская Россия без своего русского села, слыхом не слышавшего про интернет?
С одной стороны, маленькое сообщество, "оснащенное" передовыми информационными технологиями, в эпоху которых, равно как и в век омолаживающего крема, если верить рекламе, мы живем. И с другой стороны, огромные плохо освоенные пространства "иной России", где людям и в голову не придет по интернету поисповедоваться.
"Топ-100" как картина мира
Наиболее посещаемые религиозные ресурсы своеобразный религиозный портрет горожанина. В лидерах на протяжении всей истории "религиозного интернета" православный аналитический сайт "Православие.ру", а также "прикладной" ресурс "Православный церковный календарь": информация о святых, жития, иконы, списки храмов, праздников, Священное Писание, чтение на каждый день, Тропарион, богослужебные указания. Не так давно в лидерах утвердился "Независимый исламский информационный канал" "Ислам.ру", в первой десятке блуждает "Эзотерический мегапортал" "Дом солнца", составленный по принципу "всем сестрам по серьгам" фото, рассказы, гороскопы, сонники, магия, философия. Раздел "Религия", например, выстроен в порядке, далеком не только от алфавитного, но и от всех остальных возможных: "эзотерика, буддизм, христианство, даосизм, тантра, йога, индуизм, каббала, другие религии, теософия, ислам, иудаизм".
Само перечисление дает исчерпывающий портрет винегрета, который наш современник носит в голове вместо стройной системы взглядов. "Сайт Лотоса" соблазняет "духовным развитием": предлагает встречи с "пробужденным мастером" (надо полагать, не за так), семинары по даосским практикам и статьи вроде "Никто не умирает насовсем". Десятка лидеров интернет-поисковика типа "Рамблера" может, естественно, от недели к неделе варьироваться так, сайт газеты "Русь православная" всплыл не в последнюю очередь на гребне волны, поднятой прогремевшим "Обращением" епископа Диомида. Между тем подзаголовок газеты показывает людей, мягко говоря, несколько заигравшихся: "Антисемитская черносотенная газета русских националистов, православных экстремистов и маргиналов Христовых". Здесь, понятное дело, поиск врага, в основном внешнего, борьба с ИНН и другие жаркие сраженья.
Классификация неклассифицируемого
В 2001 году Ватикан назначил специального святого, покровителя интернета Исидора Сервильского. Он в VII веке составил на латыни энциклопедию всех областей знания. Возможно, католики теперь и молятся ему, чтобы "не оборвался коннект". Забавно, что спустя пару лет последовала инициатива снизу, когда в своеобразной демократической процедуре в голосовании на специальном сайте, в котором принимали участие пять тысяч человек ежедневно этот выбор был произведен снова, причем в числе соперников Исидора фигурировали архангел Гавриил, апостол Филипп и другие значимые персонажи в христианском мире.
Сайты "развитой религии" условно можно разделить на четыре группы. Первая группа включает официальные сайты, с документами, биографиями деятелей, справочными данными, постановлениями. Во вторую группу можно выделить сайты, означаемые как журналы. К интернет-журналам относятся электронные версии выходящих на бумаге изданий и самостоятельные сетевые проекты. Сайты этой группы задумывались и воплощались как чтение, подразумевающее аналитический, художественно-публицистический, новостной, полемический, справочный разделы. Любопытное явление современности, под стать "православным кафе": глянцевый православный журнал "Фома", "Нескучный сад". У них тоже есть "представительство" в интернете. Православный гламур явление, требующее своего исследования.
Третью значимую группу сайтов составляют сайты справочного характера: библиотеки, рубрикаторы, классификаторы, каталоги и специализированные сайты, посвященные, скажем, архитектуре или церковному шитью.
Четвертая группа представляет собой один из наиболее интересных секторов сети "живой" интернет, текучий, "низовой", быстро меняющийся, "непрофессиональный": застывшие в текстах следы повседневной человеческой жизнедеятельности. Это проекты практического характера сайты знакомств, интернет-магазины, форумы, "Живые журналы", персональные странички.
Ведут ЖЖ, не говоря о семейных священниках, осуществляющих активную миссионерскую деятельность, даже монахи различных конфессий. Список "Кто есть кто в LJ священнослужители, церковнослужители и монашество" представляет фигурантов, среди которых клирики Русской православной церкви, Русской православной церкви за рубежом, Украинской, Белорусской, Эстонской, а также Римско-католической церкви, Латвийской лютеранской церкви, униатов, членов "Истинно православной". Само по себе любопытно, что священник может зарегистрироваться под "юзернеймом" new_cat (новый кот) и вести "келейные записки" на публику.
Выдержанностью, энциклопедичностью, устремленностью в серьезные онтологические вопросы веет в виртуальных залах библиотек. И самым грустным невежеством пахнет в обсуждениях многих острых, болезненных, животрепещущих тем на форумах разного рода. Это не особенность религиозного интернета это особенность интернета вообще, как некоего, возможно, самого беспристрастного и потому безжалостного зеркала общества. Общество наше в вопросах религии все еще, несмотря ни на что, девственно невинно, если не сказать чудовищно невежественно. И вот чего у нас нет, так это спокойных аналитических религиоведческих порталов, равномерно и неуклонно осуществляющих мониторинг и аналитический анализ в отношении различных религий с позиций секулярного гуманизма и либерализма. Даже крупные информационные порталы в своих религиоведческих отделах ориентированы на православие в той или иной форме.
ДОСЬЕ МН
Православие в интернете. "Избранное"
Официальный сайт Московского Патриархата
Информационно-аналитический портал "Православная энциклопедия"
Агентство религиозной информации "Благовест-Инфо"
Православное информационное агентство "Русская линия"
Православное христианство: каталог, рейтинг, поиск
Специализированная поисковая система
Философско-аналитический сайт "Правая.ru"
Библиотека святоотеческой литературы
Фотосправочник-путеводитель "Русские церкви"
СПРАВКА
Livejournal или "Живой журнал" сервер, позволяющий пользователям вести ежедневные записи произвольной тематики в открытом доступе. Русскоязычный сектор "ЖЖ" необычайно разросся по сравнению с англоязычным, и породил массу серверов-клонов. В настоящее время на почти пятидесяти серверах подобного плана публикуются более полутора миллионов русскоязычных пользователей. Эксперты стремительно изобретают новые термины вроде "блогосферы", которые должны описывать явление, а поисковые системы создают подразделы для осуществления запросов по разрозненным записям "юзеров" (пользователей) и составляют рейтинги самых популярных авторов. "Живой журнал" создал своеобразную насыщенную информационную среду, вплоть до того, что сгенерировал самостоятельный язык интернет-общения, который характеризуется, в частности, склонностью к использованию намеренно десакрализованных идиоматических оборотов. Такой язык мало подходит для прочувствованной религиозной миссии, так как профанирует практически любое вероучительное высказывание. Но никого это не смущает: битвы за веру разворачиваются в новых виртуальных пространствах столь же ожесточенные, как в "офлайне".
КСТАТИ
Афонский подвижник второй половины XX века старец Паисий Святогорец об общественном служении монахов говорил так: "Почему, спросили они меня, монахи сидят здесь? Почему они не идут в мир на общественное служение?" "А разве, ответил я, маяки не должны стоять на скалах? Что, прикажете им переехать в города и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, у фонарей свое. Монах это не лампочка, которая висит над городским тротуаром и светит пешеходам, чтобы те не спотыкались. Монах есть далекий маяк, утвержденный высоко на скалах и своим сиянием освещающий моря и океаны для того, чтобы корабли шли верным путем и достигали Бога пункта своего назначения".
Источник: Московские новости