"Владыка, что нужно делать, чтобы и почтить память о людях, отдавших жизнь за Отчизну, и не испачкать эту память недостойными поступками, чтобы не повторились события конца апреля?" – задал вопрос корреспондент "Молодежки"
"Вот в этом-то и состоит самое неприятное, ответил Владыка, что эмоции неожиданно перехлестывают через край, и произошедшее настолько неожиданно и запутано, что трудно даже сказать, кто, где и в чем виноват.
Ко мне обратился президент и попросил как-то успокоить людей. Как я могу успокоить? Я предложил пережить эти обстоятельства молитвенно и призвал людей больше сосредоточиться на молитве. Вероятно, я подготовлю еще одно послание, где призову еще раз людей именно к этому. Я ожидал, что после известных всем уличных событий, на которых было очень много народу, и в храме окажется больше людей, чем обычно, и люди соберутся для молитвы. Но этого не произошло. Об этом я хочу открыто сказать и заявить, что те события и положительные, и негативные, что совершаются в нашей жизни, верующие должны воспринимать как волю Божию.
Что будет происходить в ближайшие дни, я не знаю и участвовать в мероприятиях не буду, так как буду в отпуске и в отъезде. Но хотелось бы, чтобы все совершалось достойно и мирно. Тем из участников противостояния, кто еще не пришел к Церкви, стоит задуматься и обратиться к Ней, чтобы все произошедшее правильно оценить. На зло надо отвечать добром. Именно в этом наша сила".
"Кто такие русскоязычные? – задал Владыка встречный вопрос. Те, кто говорит по-русски? Но это уже не совсем так. Все больше и больше среди молодого поколения людей, знающих эстонский язык. Дело не в языке".
"В Таллинне есть улица Вене, продолжил митрополит Корнилий, – испокон века там селились и жили русские люди и русские купцы тогда, когда городом владели немцы. Общение русских и эстонцев всегда было. И сюда русские приезжали, и эстонцы бывали в России в Новгороде, Пскове". Владыка принялся один за другим приводить примеры из церковной истории, из истории светской, истории Российской империи, Эстонской Республики, недавней советской истории.
"Мои предки из Ростова, рассказывал митрополит Корнилий, переселились сюда, стали заниматься огородничеством и выращиванием овощей. А в это же время эстонцы переселялись в Россию. И по всей России в Крыму, на Кавказе, в Сибири – сохранились эстонские поселения". Владыка на минуту задумался и рассказал историю, как много лет назад, служа в приходе в Вологде, был приглашен к пожилой женщине. Что-то в ее словах и голосе заставило будущего митрополита спросить, откуда она родом. И оказалось, что еще в позапрошлом веке несколько десятков эстонских семей переселились на Вологодчину. Затем в 20-х годах многие репатриировались в Эстонию, а семья этой женщины осталась. Разговорный язык подзабылся, но остался молитвенник на эстонском, который пожилая женщина ежедневно читала.
Балтийские и русские корни переплелись у многих семей от самых простых до представителей дворянства немецкого и русского, считает Владыка.
"Почвы и корней для конфликта нет. Конфликт лишь поверхностный, считает митрополит Корнилий. Не стоит ставить вопрос о конфликте русскоязычной и эстоноязычной общин. А саму возможность конфликта надо погашать на уровне культурной жизни. Один из примеров: сравнительно часто в Таллинне бывают концерты духовной музыки в исполнении хоров из России. На этих концертах бывают преимущественно эстонцы, что показывает притягательность русской культуры".
"Поставлю вопрос об интеграции и даже ассимиляции, заметил митрополит Корнилий. Сам по себе этот процесс всегда был и будет. Только нельзя его осуществлять насильственно, так, как иногда это у нас делается. Культурное взаимодействие должно быть добровольным. Человек выбирает сам и идет сам. И только так это принесет плоды. А если заставлять, то будут "Иваны, не помнящие родства", и пользы от них не будет ни русской общине, ни эстонской".
Источник: Молодежь Эстонии