ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

С разных колоколен

Православные, католики и лютеране по-разному смотрят на проблему прав человека

Станислав Минин :: 16 мая 2007

Фонд им. Конрада Аденауэра и Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) совместными усилиями провели 18 апреля российско-немецкую конференцию. За столом в конференц-зале гостиницы "Даниловская" встретились представители Русской Православной Церкви (РПЦ), католический епископ Регенсбурга Герхард Людвиг Мюллер, глава Управления по связям с зарубежными странами и христианскими конфессиями Евангелической Церкви Германии епископ Мартин Шиндехютте, депутаты Госдумы РФ и бундестага, ученые и публицисты. Заявленная тема – "Права человека и национальная самобытность" – предвещала дискуссию. Но дискуссии не получилось: участники форума выступали с разных позиций, а порой и вовсе говорили на разных языках (не в том смысле, что на русском и немецком).

Год назад X Всемирный русский народный Собор принял "Декларацию о правах и достоинстве человека". В ней утверждалось, что "существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека: вера, нравственность, святыни, Отечество". Председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) возил этот документ по городам и весям, университетским аудиториям и межцерковным форумам, собирал похвалы и аплодисменты. Вот только чему аплодировали Церкви на Западе?

Открывая форум в "Даниловской", митрополит Кирилл рассказал о тех временах (это было начало 90-х), когда РПЦ всерьез задумалась над проблемой прав человека. Тогда католики говорили нынешнему главе ОВЦС МП: "Мы решили эту проблему еще на II Ватиканском Соборе, а вы просто выпали из философского и богословского мейнстрима". Митрополит Кирилл, конечно, с такой постановкой вопроса не согласен. Но ход конференции, выступления представителей Католической и Евангелической Церквей в целом этот тезис подтвердили. Да, позиции РПЦ и западных Церквей в деле защиты "традиционных ценностей" схожи. Но РПЦ по-прежнему рассматривает права человека как некую "иноземную" культурную матрицу, говорит о них в категориях "монополии идей". А западные христиане в самих правах человека не видят проблемы, для них это просто "правила игры".

"Нерв" у конференции был, но его умело заморозили. Участники упорно создавали видимость "единомыслия", хотя содержание их докладов порой свидетельствовало об обратном. Один из модераторов зампред ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что "приблизительно на 90% участники конференции друг с другом согласны", а депутат ландтага земли Саксония Маттиас Рёсслер под занавес форума радовался: "Мои российские коллеги цитируют философов Просвещения! Значит, у нас много общего!" Российские участники действительно вспоминали французских мыслителей XVIII века, но, как правило, для того, чтобы продемонстрировать различие между Россией и Западом. Так, зампред комитета Госдумы по международным делам Наталья Нарочницкая считает, что Россию от Запада отделил не церковный раскол, а "вольтерианский хохот". Эта насмешка над религией и дала толчок к становлению "секулярно-либертарной" цивилизации, которая теперь навязывает России свои ценности.

Пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов, в свою очередь, заявил, что "рад был услышать голос консервативных сил Европы", союзников в борьбе с "секулярным тоталитаризмом". Епископу Мартину Шиндехютте, который в меру сил пытался придать форуму дискуссионность, такая формулировка пришлась не по душе. Никакого "секулярного тоталитаризма", по его мнению, нет, а есть лишь плюрализм идей. И христианам следует не сражаться с "ветряными мельницами", а сделать так, чтобы их идеи были "конкурентоспособными", привлекательны для современного человека.

Состязание мнений – это демократия "по Шиндехютте". Демократия "по митрополиту Кириллу" выглядит несколько иначе. Глава ОВЦС МП делает упор на "власть большинства" (пусть и "с учетом мнения меньшинства"), точка зрения которого не всегда совпадает с концепцией "прав человека". Западные Церкви такими категориями не мыслят, ни о каком "большинстве" не вспоминают. Приведенные на конференции депутатом бундестага Ингрид Фишбах данные, согласно которым 56% жителей ФРГ – нерелигиозные люди, не удивляют ни католиков, ни лютеран.

После того как митрополит Кирилл сделал реверанс в сторону мэра Москвы Юрия Лужкова, запретившего проведение в столице гей-парада, епископ Шиндехютте заявил, что лично ему гомосексуализм неприятен, но сексуальные меньшинства должны иметь право заявлять о своей ориентации. Как у того же Вольтера: "Я не согласен ни с одним вашим словом, но готов умереть за ваше право это говорить". Это прозвучало как гром среди ясного неба, казалось, сейчас наконец начнется дискуссия. Но не тут-то было: последовал кофе-брейк, подрубивший полемику на корню. По возвращении в конференц-зал о гей-парадах уже не вспоминали.

Ранее Мартин Шиндехютте, как и положено протестанту, пытался найти библейские корни "прав человека". Человеческое достоинство, по его мнению, обусловлено сотворением "по образу и подобию Божьему". "А как же грехопадение?" – спросил его митрополит Кирилл. За столом одобрительно оживились российские лютеране – от немецких единоверцев их отличает большая степень консерватизма. Впрочем, Шиндехютте парировал: грехопадение грехопадением, а права есть и у тирана, и у террориста. И иллюстрация тому – евангельская притча о работниках в винограднике: при разных временных и трудовых затратах все они получили одинаковое вознаграждение.

"Мы смотрим на человека куда пессимистичнее, чем вы", – сказал Всеволод Чаплин, обращаясь к тому же епископу Шиндехютте. Мол, для лютеран права человека – толчок к развитию личности, а для православных – соблазн. Что немцу хорошо, то русскому – смерть.

А что же католики? Епископ Мюллер ожидаемо сослался на II Ватиканский Собор, который призвал "уважать права человека", и на слова Папы Римского Иоанна Павла II, полагавшего, что "правильное понимание человека возможно лишь в демократическом правовом государстве". Существуют, конечно, нюансы. Например, свобода должна трактоваться не как вседозволенность, а как возможность принимать решения. Или такой, казалось бы, странный вопрос: а на кого распространяются права человека?

Правами, по словам епископа Мюллера, обладают и нерожденные дети. Зародыш – это уже человек, а противоположное мнение в беседе с корреспондентом "НГР" он назвал "ненаучным" и "иррациональным". "Человек – живое существо, а не машина, – подчеркнул епископ. – И соперничество разных определений "человека" и "жизни" здесь едва ли уместно. Потому как и у нацистов было свое определение "человека": евреев, например, они людьми не считали".

Подытожить конференцию в гостинице "Даниловская" можно в трех предложениях. Российская сторона заявила о том, что права человека – это "хорошо", но оформлены они в рамках западной цивилизации и в России не могут быть приняты "безальтернативно". Гости из ФРГ все это внимательно выслушали, но говорили "со своей колокольни", совершенно не видя необходимости в "альтернативе" правам человека. Стороны приняли решение считать дискуссию плодотворной.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама