ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Античность под христианским соусом

В ХХ веке жития могут превращаться в греческие трагедии

Андрей Зайцев :: 17 мая 2007

Гюстав Флобер. Легенда о святом Юлиане Милостивом. – М.: Прогресс-плеяда, 2007, 232 с.

Что будет, если средневековую житийную легенду напишет по-новому известный французский писатель, а переведут на русский язык не менее знаменитые российские литераторы? Ответ на это мы получим чуть ниже, а пока послушаем занимательную историю.

В одной королевской семье родился долгожданный ребенок. Он рос добрым и красивым, любил родителей, хорошо учился, посещал церковь. Однажды он раздавил у алтаря мышку: так получилось – стала она мальчика раздражать, и через несколько дней он ее возьми и убей...

Потом отрок стал стрелять из духовой трубки по птичкам, став юношей, пристрастился к охоте и устроил кровавую бойню. Испугавшись предсказания убитого им оленя (в легендах олени могут разговаривать), бросил охоту, уехал в незнакомые края, со своим войском совершил много великих подвигов, женился на принцессе.

Однажды молодая жена уговорила нашего героя снова отправиться в лес и пострелять зверушек. Тот согласился, но прогулка по лесу не задалась, и, раздраженный, он вернулся домой. Король хотел лечь в постель к жене, но обнаружил рядом с ней бородатого мужчину. В гневе горе-охотник выхватил меч и зарубил обоих. На крики пришла жена со свечкой, и все увидели, что герой убил собственных родителей (стоит ли говорить о том, что олень ему именно это и предсказал). В ужасе королевич уходит странствовать и каяться. В каждом селе он рассказывает эту историю, люди от него отворачиваются, наконец он устраивается перевозчиком на бурной реке.

После долгих лет такого служения главный герой в страшную ночь перевозит прокаженного, кормит его, согревает своим телом на собственной постели, и в финале выясняется, что этот прокаженный – Христос.

Читатель, вероятно, уже догадался, что перед нами новелла Флобера о Юлиане Милостивом.

В России у этого текста достаточно интересная судьба – здесь издается перевод Ивана Тургенева чуть не раньше французского оригинала. Затем к этому же произведению обращаются Блок и Волошин. Если оставить за скобками споры о технике переводов (Волошин, например, упрекает Тургенева за то, что тот излишне щеголяет знанием охотничьих терминов, но не исправляет ошибки Флобера), то в сухом остатке будет интерпретация средневековой истории четырьмя писателями нового времени.

Результат этих переводов можно сформулировать одним предложением. Это превращение жития в занимательную психологическую новеллу, в которой христианство служит лишь кокетливым завитком, не слишком важным для всей этой истории. Сам Христос из Бога, объекта религиозного почитания превращается в один из многочисленных "архетипов" (заметим, что Александр Блок позднее напишет: "В белом венчике из роз/ впереди Исус Христос").

А дальше перед читателем открывается безбрежное море той литературы, которую Честертон охарактеризовал словом "хрислам", – от Леонида Андреева до Пауло Коэльо и Дэна Брауна. Впрочем, говорят, что и Дэн Браун теперь не совсем последний писк моды в текстах на псевдохристианские мотивы.

Впрочем, это тема для особого разговора про переосмысление и секуляризацию религиозных символов, мы же вернемся к Флоберу.

"Легенда" и у автора, и во всех трех переводах – текст совершенно античный. Герой, подобно царю Эдипу, безуспешно борется с судьбой. Юлиан всеми силами старается не убивать родителей, но Судьба выдает совершенно немыслимое сочетание обстоятельств, в результате которых несчастный совершает преступление (обнищание отца и матери, приезд в гости именно в тот роковой день, когда король впервые за многие годы отправляется на охоту).

Подобно гомеровскому эпосу, у Флобера почти нет детального описания смерти и посмертной участи героев. В античности человек существовал, только пока он жил. Грек боялся смерти, а потому не делал ее фактом литературы. Так и Флобер не вспоминает больше об убитых персонажах. Конечно, Юлиан сокрушается о содеянном, но он огорчен скорее не фактом убийства, а тем, что это преступление совершил именно он, поскольку не смог обмануть суровую Парку.

Пред нами возникает еще одна традиционная античная схема о снятии части ответственности с героя, так как его поступок во многом был предопределен злым Роком. В результате получается такая новая античность, в которой поэты и писатели Серебряного века и черпали свое вдохновение. Но сопоставление с "божественными звуками эллинской речи" на этом не заканчиваются.

Сами переводы Тургенева, Блока и Волошина лишь усиливают иллюзорность происходящего, превращая новеллу Флобера из рассказа о неудаче отдельного человека практически в эпическую сагу о борьбе человека и фатума, достойную быть представленной в форме греческой трагедии. Достигается это разными способами – Тургенев сознательно архаизирует и расширяет повествование (перед смертью олень "смежает вежды", а многие описания, лаконичные у Флобера, под пером Тургенева приобретают вид развернутых комментариев).

Блок добивается сходного драматического эффекта экспрессивным стилем, в котором действие значительно превосходит описание. В свою очередь, Волошин, по его собственным словам, пытается дать максимально точный перевод, но и здесь практически полное отсутствие временных и географических указаний (их мало и у Флобера) превращает новеллу в притчу. В результате мы можем на примере этих текстов наблюдать процесс, обратный тому, который происходил на переходе от античной к средневековой литературе. Там благочестивые книжники наполняли античные литературные формы назидательным христианским содержанием. Здесь же традиционная житийная легенда приобрела древнегреческой голос с новоевропейским акцентом. Что милее сердцу ("список кораблей прочесть до середины" или находиться "у врат обители святой"), каждый решает самостоятельно.

Источник: НГ Ex Libris

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама