Нуждается ли слово "поэзия" в уточнении? Не в широком определении типа "лирическая", "эпическая", "современная" и пр., а в уточнении, отвечающем на вопрос, какая именно? Скажем, "реалистическая", "модернистская", "зашифрованная" и т. д. В каждом таком уточнении оправдательный момент: если модернистская значит, не совсем реалистическая, придираться по мелочам не положено; если зашифрованная, то недоходчивая с неё и взятки гладки... И только одно уточнение "духовная" вызывает кривотолки.
Помнится, один доброй памяти академик говорил, что слово "духовность" пестрит, а какой смысл в него вкладывается непонятно.
Надеюсь, не обижу достойных авторов, если скажу: мы сами виноваты, что к современной духовной поэзии читатели относятся с прохладцей. Долго нельзя было именовать так свои вирши, а когда стало можно, начали злоупотреблять доверием немногочисленных охотников за стихами такого рода. Сочинил стишок о Пасхе возомнил о себе: выполнил не социальный божественный заказ. Пересказал своими, довольно тусклыми словами нечто из Евангелия или сборников Четьих Миней опять же есть повод возгордиться: создал высокодуховное произведение...
Чувствуя, что у меня у самой под ногами не очень твёрдая почва, я полезла в Интернет. Один ум хорошо, а много умов лучше... Сайтов на "духовную поэзию" полно, однако прозрачней от этого пестрящее понятие не становится. Начну с епископа Александра очень уважаем мной этот сан. "К Богу путём красоты" так видит он путь стихов духовных. Хорошо, но что дальше? "Поэзия чарующе манит нас как своей приятной, музыкальной, ласкающей ухо формой, так и своим ярким, картинно выраженным вдохновляющим содержанием..." Нет, это о какой-то другой поэзии! Слишком дистиллированной, альбомной, для института благородных девиц. Где же о мужестве? Где о противостоянии мировому злу?.. Инок Всеволод цитирует себя: "Поэты это пророки, / они не приходят сами, / их ангел святой приводит, / искря огневыми крылами..." Прямо лермонтовский запал. Но что дозволено Юпитеру... дальше знаете сами. А вот безыменные стихи, явно нашего современника или, скорее, современницы: "Весны половодье не скоро / На Пасху нас всех соберёт. / И дремлет в неведенье город, / Готовясь встречать Новый год..." Боюсь, что "неведенье" в данном случае относится не столько к городу, сколько к автору...
Географический разброс создателей вышеназванных сайтов велик: тут и православная Карелия, и Удмуртия, и коломенский край. Свято-Никольская церковь села Вавож, не мудрствуя лукаво, даёт на своём сайте "верняк": стихи Пушкина, Майкова, Бунина, Есенина. Свято-Воскресенская община городов Дахау и Мюнхена Московского Патриархата, к которой я с некоторого времени отношусь, присоединяет к этим громким именам Гумилёва, Ходасевича, Ахматову, Г. Иванова, Рубцова и... Александра Солодовникова. Это делает честь Православной Церкви, окормляющей россиян, находящихся в рассеянии.
Медленно, трудно, через тридцать с лишним лет после кончины Александр Солодовников по праву входит в число бесспорных русских поэтов выразителей духовного возрождения ХХ века.
Скажу сразу: "жизнь после смерти" потомственного москвича, блестяще образованного человека, сочетавшего в себе как будто несоединимое: юриста и бухгалтера, вдохновенного собеседника, театрала, композитора и многолетнего зэка, была бы невозможна без помощи нескольких неведомых ему людей младшего поколения: его духовных преемников. Это и поэт Валерий Рубин, что однажды принёс в редакцию московского журнала машинопись его стихов, и поэт Евгений Данилов, что не дал им пропасть втуне, всячески содействовал их публикациям в периодике и выходу книги, а также врач Анна Шпакова, написавшая о нём живые, пронзительные воспоминания. Безутешный отец, Солодовников потерял когда-то двух кровных детей. Но Господь, вера в которого помогла ему выстоять в нечеловеческих испытаниях, послал ему чужих детей. Именно они сумели лишний раз напомнить городу и миру, что "рукописи не горят". Свидетельством тому изданная ими книга (Александр Солодовников. Я не устану славить Бога... / Избранные стихотворения // Сост. Е.Е. Данилов, А.П. Шпакова. М., Паломник, 2006).
Выросший в религиозной православной семье, верующий изначально горячо и просто, молодой Солодовников безошибочно определил свою основную поэтическую стезю: стихи библейской направленности. Евангельские сюжеты у него часто растут вглубь, новозаветные образы окликают свои прообразы из Ветхого Завета, вера в Христа, из рода Давидова, опирается на веру патриарха Авраама... В разделе "Единому" собраны разные произведения, но привести мне хочется одно, узловое:
Как поле утренней росою,
Ты милостью покрыл меня.
Я как Израиль столп огня
Твой образ вижу пред собою.
На землю, как прозревший, я
Гляжу счастливыми глазами,
Как вновь отверстыми ушами,
Внимаю гимнам бытия.
Как Товий ангелом храним,
Я осенён добром людским,
Как Даниил во рву у львов
Спасён от смерти и оков.
Но что во мне? Идут года,
Живу, не принося плода.
О, как смоковницу, меня
Не иссуши к исходу дня.
1932
СССР. Москва. Начало тридцатых... Александр Александрович уже повидал и пережил многое. Уехала из России со своим женихом Леонидом Юргенсом любимая сестра Анна, обладательница красивого меццо-сопрано, что принесло ей известность за границей. Был арестован и этапирован в Пермскую область замечательный священник Илья Четверухин, настоятель Николо-Толмачёвской церкви, прилежным прихожанином которой был Солодовников (вскоре отец Илья погиб во время тушения пожара в исправительно-трудовом лагере на реке Вишере). Повсеместно закрывались московские храмы. Начались гонения на интеллигенцию, потомков дворян и купцов. Безвременно умерли родители. Но А. А. держится. Он счастливо женат, у него растёт дочка Марина с чеховским прозвищем Мисюсь. Он советский служащий, ни дня без работы. У него выходят книги для детей. Сочиняется музыка, пишутся пьесы. Домашние спектакли Солодовниковых становятся культурным событием, привлекают в их дом единомышленников... Но скоро всё рушится. На Татьянин день в квартиру друзей, тоже живших напряжённой внутренней жизнью, врываются двое в форме чекистов. Старинный студенческий праздник, собравший много гостей, толкуется как сходка контрреволюционной организации. Все участники арестованы, осуждены и высланы из Москвы. В том числе и младший брат поэта Николай. В 40-м году он умрёт от воспаления лёгких в тюремной больнице в Карелии. Взят под стражу и сослан в Среднюю Азию другой брат, Алексей. В 42-м он погибнет на фронте. Сам поэт тоже объявлен врагом народа и отправлен на Колыму. В Москву он вернётся только в 1956 году...
Сколько таких душ, что составили бы честь любому народу, ушло безгласно, почти бесследно! И хотя, согласно Священному Писанию, "у Бога все живы", все мы настолько несовершенны, привязаны к материальному миру, что жаждем видимого следа: писем, воспоминаний, хотя бы упоминаний в мемуарах свидетелей... От Александра Александровича остались стихи. Их немного. Прижизненный ад не располагал к поэзии. Но те, что есть, потрясают. Как человеческий документ, как свидетельство духа, неподвластного земному злу...
Под стихотворением "Весна" стоят "1931 1937" годы. Всё вобрали в себя эти стихи, всю горечь эпохи Большого Террора. Но там, где для подавляющего большинства страдальцев выхода нет, поэт прозревает его:
...Уж не хочу я песней плакать
По неприветливым дворам,
Приплыл и я в свою Итаку
К манившим сердце берегам.
И вот лежу в долине скорби
На самом, самом тёмном дне,
И кто-то, кутаясь и горбясь,
Тихонько плачет в стороне.
О, сердце мира! Все поэты
Тебя зовут долиной слёз.
..............................
Гляжу, с улыбкой ярче света
Уже подходит к нам Христос.
Вера чувство интимное. Верой нельзя ни убедить, ни заразить другого. Но для непредвзятого читателя книги несомненно, что именно вера помогла лагернику, зэку, заключённому (сколько, однако, синонимов!) и выстоять, и не потерять человеческого облика в худших испытаниях двадцатого века...
Когда-то поэт написал: "Кругом глубокое паденье, /В искусстве смерть, в науке сушь. /Одно на свете есть спасенье /Касаться благородных душ". Многие годы спустя, вернувшись с Колымы, особо выделил в одном из своих машинописных сборников раздел "Люди". Здесь и старец Андроник, в Охотском море, на корме парохода, с преступниками, настоящими и мнимыми, раздающий свои вещи. И девушка, в безбожное время читающая в церкви псалом, "беленькая свечечка с голубым огнём". И портреты жены, друзей, радостно встретивших его после долгой разлуки. "Мы в огненном кольце... Людей терзает пламя, /Но праведники в нём не разлучились с нами... /Дар Божий видеть их, узнать, что есть они, /Святые новые в языческие дни" итожит он свой опыт.
Люди и народ непростое сочетание. Плоть от плоти своего народа, Солодовников не льстит ему, не подлаживается под бодряческие лозунги как двадцатых, так и шестидесятых годов. Как будто продолжая спор с невидимым собеседником, убеждённым, что "русское значит, отличное", поэт вопрошает:
Но чей народ так яростно зверел?
Где трон царей качал колдун Распутин?
Кто грубо так кощунствовать умел?
Где лик Христа был так далёк и смутен?..
Пауза. Интонационная пауза, ибо это не вся правда, а поэт-зэк выстрадал право на полную правду и о себе, и о своём народе:
Но где за веру шли хоть под расстрел
И мучеников гнали по маршрутам?
Поэт Анатолий Жигулин, которого я хорошо знала, на вопрос конвойного, за что его посадили, мог ответить лихо: "Ни за что!", но так в стихах, хотя в повести "Чёрные камни" другой ответ: за участие в реальной, очень юной организации, ставившей перед собой дерзкие политические цели. Солодовникова тоже арестовали "ни за что", если не считать преступлением веру состояние глубоко личное, выраженное в стихах, которые не были напечатаны при жизни автора. Но в те озверелые времена вера в Бога приравнивалась к открытой контрреволюции, к посягательству на существующий в стране строй... Не слишком ли легко даётся нам вера сейчас? Ведь мы за неё ничем не платим. Наоборот, нам как бы доплачивают уважением, почтением. Выставлять напоказ свой нательный крест с некоторых пор стало престижно. Новомученик Александр Солодовников размышляет и об этом...
Господь спасает человека,
А не толпу и не народ.
Крещаемых, входящих в реку,
Поодиночке Дух ведёт.
И через жизнь идут незримо
Владыки тайные рабы.
Они уже несовместимы
С ареною земной борьбы.
Их упованье не коммуна,
Не кибернетики дары.
Для них звучат иные струны
И светят новые миры.
1961
"Зло будет возрастать!" предрёк любимый своей паствой, а теперь и тысячами читателей выдающийся священник. И был убит. За то, что призывал людей к праведности, являл собой пример высокой жизни. Недавно сердце дрогнуло: убит со своей семьёй другой, сельский священник, делавший много бескорыстного добра окружающим. Зло не сдаётся. Мимикрирует, изворачивается, подделывается под добро. Стихи Александра Солодовникова работают. Оказываются весьма злободневными в наши дни, когда повальное увлечение христианством почти без паузы сменило недавнюю, тоже массовую, борьбу против всякой религии. И, отлучённые от веры на десятилетия, люди не знают, куда они, собственно, попали, к чему их обязывает крещение, не понимают таинства исповеди, не умеют слушать проповедь, далеки от различения духов. А ведь всему этому учили великие пастыри и богословы.
Книга Александра Солодовникова не учебник "Как пишутся духовные стихи". Но в неё вложен такой трагический жизненный опыт, такой внутренний заряд, творчество поэта так насыщено религиозной культурой и культурой вообще, что, прочитав дождавшиеся своего срока стихи, впитав их в себя, только полный невежда может остаться в прежнем самообольщении насчёт своих поэтических потуг. †