В мае, когда разного рода фестивали буквально наступают друг другу на пятки, среди множества достойных внимания мероприятий в Киеве прошло совершенно для наших мест неожиданное первый Международный православный фестиваль авторской песни "Благодатное небо". Событие необычно и для Украины вообще (в России подобные фестивали уже несколько лет проводятся), и для провинций украинских в частности: у нас православные верующие общаются почти исключительно в церкви, а вовсе не на таких открытых светских мероприятиях.
В обширной фестивальной афише привлекали внимание и состав жюри, и интересные гости из ближнего Зарубежья. Приехал из Санкт-Петербурга даже архимандрит Назарий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Председательствовал в жюри Преосвещеннейший Гурий, епископ Житомирский и Новоград-Волынский, а в состав его вошли православные барды директор фестиваля киевлянин Алексей Ахаимов, а также Вячеслав Капорин из Мытищ, Сергей Учанейшвили из Санкт-Петербурга, белорус Игорь Перелыгин из Витебска и пианистка-композитор Ирина Федорова (Киев). По всему видно было: этот фестиваль особенный, фестиваль с идеей.
А окончательно убеждало поехать на него то, что проходил-то фестиваль в Киево-Печерской Лавре, где участники фестиваля и жили (в гостинице для паломников), и выступали (в Лаврском актовом зале), что, конечно же, не могло не придать мероприятию особое значение. Не говоря уже о культурной программе фестиваля паломничестве к Преподобным отцам Печерским, с которого все и началось. Итак...
Поющие паломники
С основными действующими лицами фестиваля знакомимся на крыльце перед 45-м корпусом Лавры. Вот журналисты из Москвы Любовь Павличенко и ее подруга Светлана. Девушки представляют российский журнал "Люди и песни", который чем-то напоминает старый советский "Кругозор": вместо гибких пластинок СD-диски с записями исполнителей... Здесь же представители жюри энергичный организатор российских фестивалей Сергей Учанейшвили, Вячеслав Капорин и Игорь Перелыгин, гости из Москвы и Саратова актриса Светлана Копылова и бард Алексей Кириллов. И, конечно, моя подруга, киевская бардесса Оксана Дориченко. Всех нас приветствует отец Лукиан, Киево-Печерский монах, диакон. Рассказывает об истории Лавры, и рассказ его, по сути не что иное, как история чудес, происходивших здесь на протяжении столетий.
Мы довольно долго стоим и слушаем на залитом солнцем Лаврском крыльце. В какой-то момент время исчезает, или вернее, становится неважным, в каком веке и с кем произошло чудо свидетельство того, как Лаврские святые умели защищать себя и свою обитель. Потому и сохранилась она до сих пор, несмотря на пожары и набеги татар, фашистов, революционеров и совсем недавних хрущевских научных исследователей святых мощей. Сегодня в Лавре хранятся нетленные мощи 118 Преподобных, возраст исчисляется не одним столетием. В советское время это абсолютное нетление пытались, было, объяснить особыми климатическими условиями в пещерах. И не получилось: влажность-то в пещерах чрезвычайная 75%, и раз в год монахи меняют истлевающие, приходящие в негодность покровы, в которые обернуты святые мощи. Ткани истлевает, но только рукотворные...
Живыми картинами запечатлеваются в памяти эпизоды, рассказанные о.Лукианом: как некий посетитель пещер посягнул на мощи в прямом смысле отломил "пальчики" одному святому (раньше мощи хранились в открытых гробах). Отломил, да выйти из пещер не смог. Монахи случайно обнаружили его скрюченный болью и внезапными судорогами, он бессловесно валялся в одном из углов. Искали документы кто этот человек и что с ним, а нашли в сумке то, что он дерзнул унести... Страшен и почти евангельский эпизод с немецким офицером, полоснувшим ножом по нетленной руке святого: что, мол, ещё за тысячелетние святыни здесь? Из раны святого мгновенно хлестнула живая горячая кровь, повергшая неверующего в ужас. А может быть и в веру...
Остальным историям от о. Лукиана мы внимаем уже непосредственно в пещерах, прижимаясь к холодным влажным стенам и пропуская бесконечную цепочку паломников со свечами в руках. Например, рассказу о последнем из затворников Печерских Св. Дионисии: в пасхальные дни зашел отправлять службу в пещерной церкви, и по привычке воскликнул "Христос Воскресе"! Из полумрака святые гробы хором откликнулись: "Воистину Воскресе!", а монах после сего стал затворником и принял обет молчания...
Где, в какую минуту мы конкурсанты, гости и члены жюри, смешавшись, под предводительством нашего замечательного о. Лукиана, действительно превратились в паломников?
В дальних пещерах суровый монах по неслышной просьбе о.Лукиана открывает для нас дверцу, за которой хранятся святыни Св. мироточивые главы. На поклонение захожу вторая: пока глаза привыкают к темноте ("Свечу затушите, очки снимите!"), медлю перед темной чашей глава передо мной, совсем маленькая, темная в сырой темноте, но светящаяся в отблесках лампадных огоньков. А я все мешкаю, кажется невозможным вот так вот просто прикоснуться к чуду: время от времени на нетленной столетьями главе проступают капли мира. "Можно целовать?" наверное, мой вопрос кажется глупым... "Да, теперь лбом приложитесь..." строго руководит монах, и на какое время твердой рукой прижимает с молитвой мою голову к мерцающей из тьмы веков святыне...
Лично я стала настоящим паломником с того самого момента когда оказалась в тесном пещерном притворе одной из подземных церквей, куда постепенно, растирая миро по лицу, заходили все, кто только что приложился к мироточивой главе. И все пребывание в Киеве с того момента стало паломническим: я напрочь забыла не только о столичных знакомых, к которым собиралась поехать, но и о других земных делах, например, о необходимых в обычной жизни еде-питье, или, как хочется говорить в Лавре, трапезе. В день приезда, после экскурсии в пещеры, мы с Оксаной все-таки заходим в Лаврское кафе, случайно вдохнув теплый кухонный дух которого, я вспоминаю, что выехала из Черкасс затемно, и не позавтракав. Мы берем по порции ароматной гречневой каши с рыбой, пьем чай, и за два фестивальных дня это будет практически единственный хлеб насущный больше некогда, да и незачем.
Чудеса еще случаются
Так и вертится на языке вопрос к о. Лукиану, но почему-то не решаюсь его задавать: насчет современных чудес в Лавре встречаются ли. Впрочем, уже вечером того же дня небольшие (какие у нас заслуги такие нам и чудеса!), они начинают свершаться...
Во-первых, моя подруга Оксана, выступив на прослушивании, теряет мобильник. Поздно вечером она звонит директору фестиваля, он ищет потерю в Лаврском зале, где проходил концерт, но телефона нет как нет... В это время я пытаюсь заснуть в лаврской гостинице, отвернувшись к стене и закрывшись с головой одеялом: в комнате продолжается концерт. Конкурсантка из Николаева Валентина Карпунина, сидя на соседней кровати, одну за другой поет свои песни, которые сочиняет практически на ходу. У Валентины нет музыкального образования, она совсем не знает нот, но в 53 года к ней стали "приходить песни". "Про меня даже снимали передачу "Параллельный мир"... А последнюю песню я сочинила в поезде, сейчас, когда ехала на фестиваль", сообщает она остальным женщинам в комнате...
Я же все-таки засыпаю, но после полуночи слышу, как в комнату приходят Люба и Светлана. Эмоции бьют через край. Девушки ездили в город к друзьям, вернулись в Лавру около 23 часов, да заблудились, ища гостиницу. К ее дверям подошли уже позже, когда дежуривший монах закрыл на ключ двери и ушел... Пошел ливень, "вальпургиева ночь" на 1 мая вступала в свои права, и друг, которому замерзшие и промокшие паломницы позвонили с просьбой придумать, где им переночевать, сказал: "Придумать не проблема, но сейчас постарайтесь остаться в Лавре. Ночь нехорошая..." В общем постарайтесь остаться в живых...
Напуганные ни на шутку, девушки начали молиться. И вскоре появился неизвестный монах. Попытался открыть двери, созванивался с хозяином ключа. После безуспешных попыток, вспомнил, что есть же в здании запасной выход, а значит, можно открыть его изнутри... "Это чудо, удивлялась утром Люба, никто нам не помогал, все молча проходили мимо мол, сами виноваты, что опоздали... А по молитве пришел настоящий помощник, который уже все знал..."
"Чудеса, в Лавре происходят чудеса, вторит ей Валентина, я этой ночью новую песню сочинила. Про икону Богородицы, которая вот на стене..."
Этим утром чудо ждет и Оксану Дориченко: ей открыли Лаврский зал, и на полу, на самом видном месте она увидела свой мобильный...
Лучшая песня молитва. И потому у песен нет границ...
И все же о песнях. Какие они на православном-то фестивале? Прослушав большую часть из них (а всего в отборочном конкурсе песни исполняли около семи десятков участников), нельзя было не порадоваться главному: песни богаты, и в отношении мелодики, и в отношении текстов. И очень разные. Священник о. Александр Старостенко из г. Сумы исполнил под минус свою песню-молитву:
Рассвет. Начало дня.
От сна восстав, готовлюсь к искушенья
Враг у одра ждет поклоненья и служенья.
Но я лишь Господу молюсь...
Алексей Кириллов из Москвы что-то вроде веселых частушек об общении с людьми, отпавшими от веры. Москвичка Елена Слонимская сопровождала свое пение игрой на новгородских гуслях, изготовленных мастером на заказ по старинным чертежам. Музыкальная притча Светланы Копыловой о младенцах, размышляющих в материнской утробе, "есть ли жизнь после родов?" сразу же стала фестивальным "хитом", а от грустно-проникновенной песни Владимира Ольшанникова из Тернополя "Ангелы плетут веночки" просто слезы наворачивались на глаза...
Первая, главная цель фестиваля миссионерская, поведал духовник фестиваля, игумен Феодосий (Снегирев). Чтобы показать и верующей, и нецерковной молодежи: и в церкви есть место приложению талантов. А вторая цель дать возможность пообщаться между собой авторам-исполнителям. Посмотрите: встречи доставляют им большую радость и духовное утешение!..
Игумен Феодосий был в жюри, и одним из критериев, по которым выбирались песни-победители, назвал присутствие в песне некоего положительного заряда, при котором и слова, и музыка "направляют взоры слушателя к Богу и подвигают к покаянию, к вере, к православию".
Будто иллюстрацией для его слов прозвучала история, рассказанная мне поющим батюшкой из Сум, который по итогам фестиваля стал обладателем диплома первой степени. Однажды о. Александр включил свою песню в кругу знакомых и женщина, которая только что исповедалась и причастилась, вдруг расплакалась: хочу покаяться, мало рассказала о своих грехах... А 15-летняя дочка знакомых после концерта батюшки заявила родителям: "Я хочу в церковь пойти"... Так что для о. Александра песни это продолжение служения:
Когда я выступал перед студентами, в глубине души боялся: вдруг современная молодежь не поймет, будет смеяться? Но увидел, как у этих детей слезы навернулись на глаза. Как подтверждение, что душа их чиста, и ищет таких впечатлений. А им-то несут совсем другое...
Буквально вторит отцам и "светский" представитель жюри фестиваля, православный бард Сергей Учанейшвили:
Для меня на первом месте в авторской песне всегда стоит слово. Попадает ли содержание в сердце человека, производит ли там глубинные изменения? Если что-то в нем хоть чуть-чуть меняется, это конечно, здорово. Я думаю, песня может быть очень интересным миссионерским инструментом... Показательный случай произошел в Воронеже. Три года мы проводили там фестиваль "Небо славян", и каждый год как сеятели: семена посеяли, и уехали, а что из них проросло неизвестно. А прошлым летом мне рассказали, что на первом нашем фестивале был один участник баптист. Посмотрел, послушал наши песни, и они в нем произвели перерождение, изменили отношение к Церкви, и он перешел в православие. Вот что такое песня! И поэтому это движение фестивальное, которое сегодня разворачивается по всему славянскому пространству Росси, Украины и Беларуси, очень важно. У песен нет границ. И эти ниточки от сердца к сердцу, помогают нам, невзирая на границы и таможни. Они крепко связывают нас, держат вместе и не дают развалиться триединству...
...После выступления на фестивальном гала-концерте в Украинском доме ко мне подходит молодой человек, как оказывается, земляк по имени Тарас: "Спасибо Вам за то, что так достойно представили наши Черкассы!". Очень приятно и мне. Я прижимаю к груди врученную каждому участнику фестиваля прекрасную, всю в золотых витых узорах, с пятью изумительными иконами "Грамоту" от Священного Синода Украинской Православной Церкви. В отличие от обычных грамот выдана она не "за что-то", а "В благословение". Волнующим был сам момент получения Грамоты из рук высоких церковных иерархов. Практически все участники принимали ее, склоняясь под благословение батюшки...
Спасибо, что представители Лавры пошли нам навстречу, отметил директор фестиваля Алексей Ахаимов. То, что делается с любовью, всегда имеет особый успех, всегда радостно. Мы даже не ожидали такого размаха, с каким завершился наш фестиваль. В Киеве это особенно грандиозно прозвучало. Я даже песню начал писать: "Я дышал благодатью Неба в майские светлые дни. Нам ответило небо Киева, небо Святой Руси..."
Кстати, осенью, в дни памяти прп. Силуана Афонского, подышать благодатью Киевского Неба смогут и дипломанты первого тура фестиваля, и участники второго: в сентябре программу фестиваля планируется расширить в ней будут предусмотрены не только концерты, но и короткие лекции-встречи, посвященные и духовной песне.
Аминь!
Источник: Русская линия