"Русская Православная Церковь (РПЦ) в Евросоюзе: смысл присутствия и задачи для деятельности" с таким докладом выступил 22 мая сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) священник Георгий Рябых на международном семинаре, который был организован Центром изучения религий РГГУ. В семинаре приняли участие историки, религиоведы, философы из России и Голландии (Radboud University).
По словам о.Георгия, деятельность РПЦ в Евросоюзе проходит этап становления, еще нет "жестко сформулированного курса". Однако основные направления определяются желанием РПЦ участвовать в "мега-диалоге, разворачивающемся в истории, о том, что есть христианские ценности", "как должна быть устроена христианская жизнь в Европе". Фундаментом для такого диалога может служить общее "греко-римское и христианское наследие".
О.Георгий выделил несколько основных направлений деятельности РПЦ в Евросоюзе: это консолидация "русского мира", инкультурация православия в жизнь европейских стран, поддержка общественно-политического движения русских, взаимодействие с европейскими светскими институтами и религиозными организациями и проект новой межхристианской перегруппировки сил.
Первый аспект деятельности РПЦ в Европейском союзе – это консолидация "русского мира". О.Георгий пояснил, что для него выражения "православный мир" и "русский мир" синонимичны, если понимать последний как "удачный собирательный термин – это все, кто ориентирован на русскую культуру и ее сохранение".
Здесь первоочередной задачей, имеющей для РПЦ "экзистенциальное значение", является рост собственного присутствия "на уровне религиозных общин". По словам о.Георгия, социологи свидетельствуют, что "социологически присутствие РПЦ в ЕС заметно именно на уровне приходов", число которых увеличивается за последние 20 лет.
Представитель ОВЦС МП привел статистику числа приходов РПЦ в 25 странах Евросоюза, подразделив их (страны) на три категории. В странах, находящихся "за пределами канонической территории РПЦ", к 2007 г. насчитывалось около 200 приходов РПЦ. Страны Балтии РПЦ относит к своей канонической территории, поэтому вступление этих стран в Евросоюз добавило еще около 200 приходов. Однако выступавший попутно коснулся юрисдикционных сложностей, связанных с возникновением параллельных приходов Константинопольского патриархата в Эстонии, в результате чего "число приходов РПЦ снизилось". И третья группа – это православные страны Евросоюза (Румыния, Болгария), где "свои" православные Церкви. РПЦ представлена здесь лишь единичными приходами, которые "выполняют представительские функции – что-то вроде посольств". Получается, что к 2007 г. в странах Евросоюза действует всего 400 приходов РПЦ, подвел итог сотрудник ОВЦС МП. Однако тут же добавил, что число это возросло после 17 мая с.г., после объединения Московского патриархата с РПЦЗ. "Львиная доля" приходов последней находится вне пределов Евросоюза, а в Европе РПЦЗ представлена полусотней приходов, которые теперь также можно приплюсовать к общему числу приходов РПЦ. Итак, примерно 450 приходов РПЦ в Европе – "это действительно означает присутствие", отметил о.Георгий.
Он напомнил еще об одной важной части "русского мира" в Евросоюзе – это около 60 приходов в юрисдикции Константинопольского патриархата – Архиепископии русской традиции с центром в Париже. По словам докладчика, "в ближайшее время говорить о перспективах объединения и с этой традицией трудно". Как дипломатично выразился священник, причина в том, что "в Архиепископии присутствует другой взгляд на будущее и задачу русских приходов в Евросоюзе". Это, по его словам, идея "постепенно организовать Поместную Православную Церковь в Западной Европе". В этом проекте, как представляется докладчику, "русская идентичность должна играть роль некой закваски, которая должна заквасить тесто, а потом отойти на второй план, стать одной из традиций". В результате может появиться "то, что, с одной стороны, возникло на базе православия", но, с другой стороны, впитает в себя и "западноевропейские особенности: язык, традиции, культуру христианского благочестия, которая пришла из католической среды". Эта идея "некоего поместного западного православия с новой национальной идентичностью", очевидно, не может быть принята Московским патриархатом.
Как подчеркнул о.Георгий, в самом Московском патриархате есть "большой потенциал представлять этот наднациональный и многокультурный аспект деятельности православных в Евросоюзе", т.к. "на сегодняшний день РПЦ является самой многонациональной Церковью мира". Организационная структура РПЦ также является многоуровневой: в ней есть как епархии, так и самоуправляемые Церкви, автономные. Кроме того, Московский патриархат обладает "очень гибким подходом в вопросах культуры". Все это дает возможность РПЦ "представлять в ЕС основу для объединения русских православных прихожан", уверен священник. В этом же ключе надо трактовать и известное предложение Патриарха Алексия II (апрель 2005 г.) о создании в Европе "митрополии с широкими полномочиями": оно "имело целью наращивание инкультурации русского православия в Западной Европе", отметил о.Георгий. Однако при наличии стратегии движения "пошаговая тактика" пока не разработана.
В целом со стороны Московского патриархата "ярко и ясно прослеживается стратегия объединения приходов русской традиции в единое целое", заявил о.Георгий, добавив, что цель этой стратегии – "сохранение русской традиции". По его убеждению, такая модель, предполагающая "связь с метрополией, с центром в Москве, с центром русского мира", -"наиболее эффективна и надежна для сохранения русской традиции за границей". Политическая же активность сейчас сконцентрирована вокруг Европейского русского альянса, созданного в 2005 г. Его возглавила депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок; ее заместителем является секретарь представительства РПЦ при европейских организациях, протоиерей Антоний Ильин. Таким образом РПЦ "поддерживает инициативу по общественно-политическому объединению русского населения" в Европе. "Для русского населения Евросоюза заманчива идея консолидироваться политически, чтобы на европейском уровне защитить свою русскую идентичность, чтобы в Европе были созданы нормальные условия для русской культуры", сказал представитель ОВЦС МП.
Он подчеркнул, что именно в области поддержки русской культуры за рубежом деятельность РПЦ "находит стыковку с внешнеполитическим курсом нынешнего руководства России по поддержке соотечественников". Из политических сил в странах Евросоюза, которые "активно поддерживают усилия русских объединиться и представлять свои интересы на Западе", о.Георгий назвал только "Партию зеленых".
Идея поддержки консолидации зарубежных соотечественников на основе "русскости" вызвала сомнения у участников семинара. Так, высказывалось убеждение, что если строить отношения с Евросоюзом на основе идеи "русского мира", идеи "империи", то голос РПЦ в международных организациях будет "заведомо не услышан", т.к. это " противоречит современным европейским секулярным тенденциям". "Идея, основанная на национальности, – бесперспективна, не до конца продумана. Церковь говорит о христианских ценностях, а мы говорим о русской идентичности. У нас уже были из-за этого проблемы в Англии, где произошел конфликт русской идентичности с православными англичанами", заметил протоиерей Владимир (Владимирская епархия РПЦ).
О.Георгий парировал: " Если идею русского мира обозначать не с точки зрения фашизма, а с точки зрения культурной идентичности, не оппозиционно, а показывая свою традицию, в Европе это будет воспринято совершенно нормально. Это будет услышано. Концепция православной цивилизации перекликается с дискурсом о христианских ценностях Европы".
Далее он кратко осветил стратегию РПЦ в области межхристианских отношений. То, что РПЦ обвиняют в экуменизме изнутри (тут о.Георгий упомянул известное послание епископа Диомида) – это "внутренняя проблема, серьезный вызов". Однако из его слов следовало, что РПЦ не только не собирается сворачивать межхристианский диалог в Европе, но напротив – претендует на то, чтобы его возглавить. Так, был упомянут проект епископа Илариона (Алфеева), который, в изложении о.Георгия, предлагал "создать альянс консервативных христианских конфессий: православных, католиков и традиционных протестантов". Однако такое стремление перегруппировать христианские силы в Европе вызвало беспокойство в Конференции европейских Церквей (КЕЦ), главная задача которой и состоит в налаживании подобного диалога. Представитель ОВЦС МП подчеркнул, что инициатива епископа Илариона не воплощает "стратегический курс", и "еще не значит, что она будет реализована".
Заочно отвечая противникам межхристианского общения, о.Георгий отметил: "Из этого диалога невозможно просто выйти, даже если все представительства будут отозваны. Диалог непременно будет продолжаться, в том числе и для того, чтобы для себя прояснить, в чем состоят христианские ценности".
Третье направление – взаимодействие с европейскими светскими институтами – было затронуто пунктирно. О.Георгий констатировал, что интерес к РПЦ в Евросоюзе велик. Об этом, в частности, свидетельствует состоявшаяся недавно (15 мая) встреча председателя Еврокомиссии Ж.М. Баррозу и канцлера Германии Ангелы Меркель с религиозными организациями, где было подчеркнуто, что ЕС очень заинтересован в подобном сотрудничестве. О.Георгий отметил, что РПЦ "демонстрирует свой проевропейский вектор, но это отнюдь не значит, что она отказывается от своей самобытности". Более того, он убежден, что только у России сейчас есть "воля постулировать себя как европейская православная самостоятельная цивилизация".
Источник: Благовест-инфо