ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Истина и жизнь" (архив)

Благовествовать всякому племени

Владимир Попов :: 04 апреля 2008

На кого обычно указывают взрослые, когда хотят приструнить шаловливых детей за непослушание? На память отцам и матерям семейств в таких случаях, как правило, приходят дядя милиционер и цыгане. А в школьном курсе ОБЖ ("Основы безопасности жизнедеятельности") чёрным по белому расписана инструкция: "Дети! Опасайтесь бомжей и цыган!" Озабоченность воспитателей вполне понятна. Цыгане – род самобытный, в чём-то непредсказуемый. Это только на первый взгляд кажется, что все они на одно лицо. А между тем среди этого народа великое множество племён, каст и верований.


На окраине Курска недавно образовалось новое цыганское "племя" – евангельская церковь "Слово Божие". Расположена она прямо в центре большого цыганского посёлка. Собственно, убежищем от холода и дождя служит неказистый тесный домишко. Уверовавший цыганский народ чаще всего собирается на воскресное богослужение во дворе, под открытым небом. Не столь велик и двор, заполненный необходимым бытовым скарбом. Тут и кухня на костре, и столовая, и разбросанные там и сям многочисленные спальни. Палатки-спальни наспех сооружены из тонких одеял около гнилого деревянного забора. Даже в холодное время года палатки то и дело взрываются от звонкого смеха и из-под покрывал босиком высыпают во двор смешливые черноголовые ребятишки. Как тут не вспомнить пушкинские строки:

Встречал я посреди степей
Над рубежами древних станов
Телеги мирные цыганов,
Смиренной вольницы детей.

Взрослые, молодёжь и подростки перед началом богослужения чинно рассаживаются на скамейках, стульчиках и брёвнышках. Все внимательно слушают короткие свидетельства и проповеди. Изюминка собрания – молодёжный музыкальный ансамбль, типично цыганский по стилю. Раджа, одарённый юный руководитель ансамбля, тщательно готовится к богослужениям, несколько раз в неделю устраивает репетиции. На них обычно пол-улицы слушателей присутствует. Слаженные, темпераментные песнопения в сопровождении гитар придают воскресным богослужениям праздничный, торжественный, вдохновляющий характер.

Начало цыганской церкви в Курске положили миссионеры с Украины. Их посылала на курскую землю церковь евангельских христиан-баптистов "Источник Жизни" из Волчанска Харьковской области. В этой церкви оказалось много уверовавших цыган. Миссионерскую группу благовестия и прославления возглавлял Андрей Бескоровайный. Группа многократно исколесила Костромскую, Белгородскую и Курскую области. Игорь Струков, ответственный за миссионерское служение по Курской области, предложил Андрею поступить в местный Библейский колледж. Так Андрей Бескоровайный стал студентом, а со временем – руководителем курской цыганской церкви.

Путь к Богу у Андрея был непрост. Слух о том, что один из родственников принял некую веру, не на шутку растревожил цыганскую душу Андрея. Он помчался к нему в другой город и стал ругать родственника за отказ от алкоголя, за переход в непонятную веру. Родственник на ругательство не отвечал ругательством, а терпеливо доказывал Андрею бессмысленность жизни без веры в Живого Бога. Андрей противился, всячески отвергал его доводы. А тут сынишка Коля неожиданно получил травму глаза. Недавно уверовавшая двоюродная сестра Андрея стала призывать родителей Коли усердно молиться за исцеление мальчика. Андрей впервые взял в руки Новый Завет. Правда, читал его тогда, лёжа на диване и попыхивая сигаретой...

Вскоре на очередном осмотре в клинике врачи обнаружили, что зрение мальчика восстановилось полностью. Узнав об этом, Андрей испытал шок; мысли о существовании Бога уже не были мимолётными. Интерес к христианским собраниям усиливался. По соседству, к тому же, жили верующие, украинцы. Он слышал, как они пели. Вначале подшучивал над ними, называл их песни комсомольскими... Но мысли о Боге не оставляли его. Дал себе зарок – не пить. Душа тяжело томилась, и однажды, в кругу родных и знакомых верующих, он обратился к Богу с покаянием.

Однако вредные привычки не исчезли сразу. Он курил, бросал, снова начинал курить. После усиленных молитв пришло наконец избавление и от этого порока. Его племянник Николай Бурлацкий к тому времени организовал евангельский цыганский центр в местечке Мерефа под Харьковом. Центр этот стал для Андрея первой духовной школой, местом утверждения во Христе и возрастания в вере.

Во время переезда в Курск в семье Андрея не было членов церкви. Из-за этого не раз вспыхивали конфликты, но вскоре и жена и дети последовали отцовскому примеру. И не просто пришли к Богу, но стали Андрею надёжными помощниками в служении.

Небольшая квартира, снятая с помощью руководства колледжа, служит местом встреч участников домашней группы по изучению Библии. Андрей с женой Лорой приглашают на эти общения людей ищущих. В промежутках между чтением Библии много песен и музыки. Незаменимым помощником Андрея в этом служении стал сын Коля. Он быстро освоил игру на гитаре, влился в церковный ансамбль. Певцы и музыканты не застаиваются на одном месте. Несколько раз в год они путешествуют по Курской области, свидетельствуя о Боге в тех местах, где ещё нет церковных общин.

Из-за кочевой жизни дети цыган редко посещают школы. Некоторые не умеют читать и писать. А вот у тех, кто уверовал, появляется тяга к грамоте. Преподаватель-филолог из Центральной курской баптистской церкви Елена Бекетова организовала в цыганской общине ликбез. Молодёжь и дети из цыганских семей с удовольствием посещают её уроки русского языка. В пастырской и организационной работе Андрею помогает однокурсник по колледжу Алексей Силкин. Алексей ходил к цыганам на учебную практику и постепенно пришёл к мысли, что здесь его призвание и место служения. Он даже в каникулы не поехал на родную Тамбовщину, а решил с семьёй всё лето трудиться в цыганской общине.

На воскресных богослужениях у цыган всегда много гостей из дальних и ближних русских церквей. Радушия, гостеприимства у новообращённых цыган хватает на всех. С утра посреди двора греется большой самовар, после собрания тут же накрывают столы и усаживают гостей чаёвничать. Застольные беседы текут без всякого регламента. Часто случается, соседи-цыгане заглядывают через забор и довольно громко толкуют: "Где это видано, чтобы цыгане так с русскими братались?!"

Повседневная жизнь верующих цыган – отнюдь не радужная идиллия. В ней много проблем и трудностей. Одна из них – как добывать хлеб насущный, где искать средства для пропитания большой семьи? Нелегко найти работу. Все работодатели цыган боятся, не хотят иметь с ними дело. Главной кормилицей цыганской семьи остаётся старая лошадка с большой телегой. В том дворе, чуть вглубь от места, где проходят общественные богослужения, возвышается гора ржавого металлолома. Это единственный семейный капитал, который удалось собрать по придорожным канавам и свалкам и свезти с помощью трудолюбивой и выносливой лошадки. Не чурается испытанная лошадка и труда на духовной ниве. Безропотно везёт благовестников в разные места по бездорожью. Скоро на лошадку будет возложена весьма почётная и ответственная миссия – везти к отдалённому месту группу новообращённых цыган.

Цыганская церковь в Курске прирастает новыми членами и строит большие планы на будущее. Во-первых, старается изыскать возможности для приобретения собственного молитвенного дома. У музыкально одарённой молодёжи есть нужда в получении профессионального образования. Цыгане хотели бы продолжать учиться грамоте, осваивать разные специальности. У новообращённых – миссионерский запал: они не хотят оставить без внимания ни один табор на территории Курской области, горят желанием посетить все без исключения. Да и в самом Курске есть знаменитый густонаселённый Цыганский Бугор. Словом, огромное поле деятельности для миссионеров.

– Цыгане – народ-изгой. К ним особый подход нужен, – говорит Андрей Бескоровайный на миссионерской конференции. – Большинство из этих людей озлоблены на жизнь, порабощены грехом воровства, гадания, обмана. И как мало тех, кто отваживается идти к этому народу с проповедью Евангелия! Да, работать с ними, просвещать их очень трудно. Как и другие народы, цыгане нуждаются в Иисусе Христе, подспудно ищут живой веры. Кто понесёт им слово спасения? Кто возвестит им о том, что Бог любит все народы, и цыган в том числе?

Классическое миссионерство, как известно, включает в себя три сферы деятельности: проповедь, образование и медицину. И то, и другое, и третье необходимо цыганам и, без сомнения, принесло бы добрые плоды. И, естественно, лучшие миссионеры для цыган – это сами цыгане, уверовавшие от сердца, исполненные Духа Святого, движимые Божьей благодатью. "Цыган покаялся – значит, скоро Бог придёт" – эта цыганская пословица не лишена мудрости и практического смысла. Вера, зажжённая в сердце одного, воспламенит и сердце другого. И тогда окончательно канет в прошлое привычка пугать детей страшными и коварными цыганами. †

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /